II. Открытие нового знания. I. Сообщение темы урока. Актуализация знаний.

Ход урока

I. Сообщение темы урока. Актуализация знаний.

Учитель читает отрывок из сказки Г. Скребицкого «Четыре художника».

«Заглянула Зима в лес. «Его-то уж я так разукрашу, что Солнышко залюбуется!»

Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им бе­лоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.

А внизу под ними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их, словно детишек, Зима тоже в белые шубки одела.

И на рябину, что у самой опушки растет, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось! На концах ветвей у рябины грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются…»

– О каком времени года рассказал автор?

– Как зима украсила деревья?

– А можно ли зимой различать деревья и кустарники? Об этом мы узнаем сегодня на уроке.

II. Открытие нового знания.

1. Работа по учебнику (с. 44–45).

– Рассмотрите центральный рисунок в учебнике. Какие деревья вы видите? Как вы узнали эти деревья? По каким признакам?

– Что такое крона дерева? (Крона дерева – это его верхняя разветвленная часть.)

– Рассмотрим крону каждого из деревьев. Чем они похожи? Чем отличаются?

– У березы стройный ствол и крупные боковые ветви, отходящие под острым углом. Молодые веточки березы тонкие, свисающие вниз. Белая кора деревьев имеет черные штрихи.

У дуба могучий ствол, кряжистые толстые ветви, кора вся в глубоких морщинах.

Ветви клена прямые, крепкие.

У липы ствол черный, чуть морщинистый, с крепкими толстыми ветвями. Ветви липы растут зигзагами: боковые ветви ствола опускаются вниз, а наверху опять поднимаются.

У тополя веточки будто бы устремлены ввысь.

Рябина – небольшое дерево с ажурной кроной. Ее нетрудно узнать не только по силуэту, но и по плодам, которые украшают дерево и зимой.

– Растут ли эти деревья в нашем крае?

2. Фронтальная беседа «Как узнать дерево по плодам?».

– А как можно отличить деревья по плодам? Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 44. Давайте вместе опишем внешний вид плодов деревьев.

– Плоды липы – орешки размером с горошину – «подвешены» к широкому крылышку, с помощью которого они отлетают от материнского растения. У разных липовых «вертолетиков» разное число плодов-«пассажиров». У одних под крылом висит один плод, у других – два или три, а у некоторых – пять, шесть и даже больше. И самое интересное, что вырастают они на одной липе.

У клена имеется по два плода с однобокими крылышками, обращенными друг к другу. У крылышек один край округлый и тонкий, а другой – прямой и толстый.

У рябины – гроздья оранжевых ягод.

У плодов вяза семя находится в центре кружочка-крылышка.

Плод березы напоминает бабочку. Семя находится в середине, а два овальных крылышка – по бокам.

Плоды дуба – желуди.

Считалочка

Возле школьного крыльца

Посадили деревца:

Вера – вербу, ясень – Вася,

Слава – сливу, Клава – клен…

Ты работал – оставайся.

Ты ленился – выйди вон.

3. Работа по хрестоматии.

Учитель читает рассказ «Как зимой узнать деревья?».

– Красив ли зимний сад?

– Можно ли отличить яблоню от вишни?

– Можно ли сирень отличить от черемухи?

– Эти растения можно отличить не только по силуэтам, но и по почкам.

4. Фронтальная беседа «Как узнать дерево по почкам».

– Рассмотрите рисунки-подсказки на с. 45. Ветви с почками каких деревьев здесь нарисованы? (Ответы учащихся.)

– Как отличить калину от ольхи? (Почки калины плотно прижаты к стеблю, словно приросли к нему. Их верхушки закруглены, и они похожи на капельки воды. Необычны почки у ольхи. Каждая сидит на особой ножке, как на подставке.)

– Как отличить иву от черемухи по их почкам? (У всех видов ив почки прикрыты всего одной гладкой чешуйкой, напоминающей колпачок. Черемуху нетрудно узнать по острым, как шило, почкам, плотно прижатым к ветвям.)

– Похожа ли почка крыжовника на почку рябины? (нет, у рябины почки крупные, продолговатые, почечные чешуи опушенные. Почки крыжовника от них отличаются и по форме, и по колючкам у основания.)

Наши рекомендации