Возникновение прав на землю из договоров и иных сделок с землей. Особенности регулирования сделок с землей.
Субъективные права лиц, осуществляющих владение либо пользование земельными участками, согласно ст. 26 ЗК РФ, удостоверяются документами установленных образцов в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Проявлением рыночного земельного оборота выступают сделки, сопровождающиеся подписанием договоров. Бывают такие виды сделок:
1. купля-продажа;
2. дарение;
3. наследование земельных участков;
4. обмен земельными участками;
5. передача земельных участков в уставной (паевый) капитал;
6. аренда земельных участков.
Каждая сделка в отношении земельного участка должна быть оформлена в письменной форме и нотариально удостоверена. Последствием несоблюдения письменной формы договора, по которому передается земельный участок, является его недействительность.
В договоре должны освещаться условия совершения сделки:
· стороны, вид, предмет сделки (в виде плана, точного описания земельного участка, описания его правового режима, , приведения сведений о недвижимом имуществе, нах на земельном участке);
· указания на отсутствие запрета на совершение сделок в отношении земельного участка и недвижимого имущества, а также на отсутствие или наличие обременении земельного участка правами третьих лиц;
· дата передачи прав на земельный участок; цена сделки; обязательства.
По желанию сторон в договор могут быть включены и иные условия.
Сделки— это действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей, основания возникновения прав на земельные участки.Можно сформулировать общие правила совершения сделок с землей:
1. правовой основой совершения сделок служат положения ЗК РФ и нормы ГК РФ;
2. сделки не должны вступать в противоречие с законом;
3. при переходе права на землю должно сохраняться ее целевое назначение;
4. сделки совершаются в письменной форме (в нотариальной форме — для ренты и залога);
5. для всех сделок обязательна процедура государственной регистрации (за исключением сделки аренды на срок до одного года);
6. во всех договорах обязательно должно содержаться точное описание предмета сделки, т.е. земельного участка (а именно: его площадь, границы, место назначения, ограничение, наличие строений и т.д.).
Основные принципы правового регулирования оборота земельных участков:
· в качестве недвижимого имущества земельный участок имеет такое правовое качество, как оборотоспособность. Как утверждает ГК РФ, оборотоспособность—это возможность земельного участка свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследования, реорганизации юридического лица) либо иным способом, если этот участок не изъят из оборота или не ограничен в обороте;
· лица, имеющие в собственности земельный участок, обладают правом продавать его, дарить, отдавать в залог и распоряжаться иным образом, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте;
· земли и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами и в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Виды объектов гражданских прав, изъятых из оборота (это значит, что их нахождение в обороте не допускается), должны быть прямо указаны в законе.
39.Общая характеристика оснований прекращения прав на землю.
Основаниями прекращения прав на землю выступают юридические факты.
Прекращение права частной собственности на земельный участок наступает в случаях: отчуждения земельного участка путем реализации права распоряжения (дарение, продажа, мена); смерти собственника; ликвидации юридического лица, явл собственником
Права собственности на земельный участок прекращаются также в связи с обращением на него взысканий по обязательствам собственника (ст. 237 ГК РФ) в том случае, если земельный участок является предметом обеспечения данного обязательства (например, предметом залога).
Основаниями для прекращения права пользования земельным участком могут выступать также акты государственных органов об изъятии (или выкупе) земельных участков соответственно для государственных или муниципальных нужд (ст. 49 ЗК РФ). В качестве оснований для прекращения прав пользованияземельным участком могут выступать и неправомерные действия землепользователя. Например,
– нарушения принципа целевого использования земли (ст. 1, 45, 46 ЗК РФ);
– использования земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или ухудшению экологической обстановки в регионе (см. также ст. 6 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения");
Аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренных гражданским законодательством (п. 1 ст. 46 ЗК РФ и ст. 415, 619, 620 ГК РФ) – по соглашению сторон, по решению суда, по истечении срока аренды при наличии письменного заявления арендодателя (перечень не является исчерпывающим). Кроме того, основания прекращения права аренды предусмотрены и земельным законодательством (п. 2 ст. 46 ЗК РФ). аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя в случае:
– неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом или договором аренды земельного участка,
– изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
– реквизиции земельного участка.
Необходимо, однако, учитывать, что прекращение аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения не допускается в период полевых сельскохозяйственных работ (п. 3 ст. 46 ЗК РФ)
Право землепользования может прекратиться также в случае прекращения трудовых отношений землепользователя и организации, предоставившей ему служебный земельный надел (п. 2 ст. 47 ЗК РФ).
Частный сервитут может быть прекращен по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен (ст. 276 ГК РФ). Публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута (ст. 48 ЗК РФ).
Статьи 50 и 51 ЗК РФ в качестве оснований для прекращения права пользования земельным участком предусматривают такие действия государственных органов, как конфискация земельного участка и реквизиция. Земельный участок может быть безвозмездно изъят (конфискован) у его собственника только по решению суда в виде санкции за совершение преступления.
40.Условие и порядок отказа субъекта прав на землю от права на земельный участокСтатья 236 ГК РФ предусматривает порядок отказа собственника от земельного участка.
Собственник - гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности, объявив об этом либо совершив иные действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения земельным участком без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Таким образом, данное основание для прекращения права собственности на земельный участок не распространяется на таких собственников, как Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования. Также собственник может выразить свой отказ двумя способами: объявить об отказе, что должно быть совершено при отказе от недвижимого имущества перед государственным органом, , либо совершить определенные фактические действия. Такие действия должны прямо свидетельствовать о том, что собственник отказывается от всех своих прав - владения, пользования и распоряжения. Отказ только от одного или двух прав недостаточен для признания полного устранения собственника от судьбы земельного участка. При этом земельный участок можно будет рассматривать как "брошенный", или бесхозяйный, после чего право собственности на него приобретается в соответствии со ст. 225 ГК РФ (бесхозяйная вещь). Следует учитывать, что до тех пор пока какое-либо другое лицо не приобретет право собственности в отношении такого земельного участка, "бывший" собственник продолжает нести права и обязанности в отношении данного земельного участка.
Таким образом, сам по себе отказ не является юридическим фактом, в связи с которым связывают прекращение права собственности. В случае уведомления государственного органа, , собственником о своем отказе от земельного участка, государственный орган обязан принять такой земельный участок на учет
Порядок изъятия,в том числе путем выкупа,земельных участков для муниципальных и государственных нужд.Гарантии прав на землю при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника. Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
В выкупную цену земельного участка включаются:
рыночная стоимость участка;
рыночная стоимость расположенного на нем недвижимого имущества
убытки, причиненные изъятием участка.
Примечание. В случае спора о выкупной цене участка обязательно должна проводиться профессиональная оценка его рыночной стоимости. Если по соглашению с собственником ему предоставляется другой земельный участок, его стоимость засчитывается в выкупную цену.
Если земельный участок и недвижимость на нем принадлежат разным лицам, стоимость строений компенсируется их собственнику, а в выкупную цену участка включаются стоимость самого участка и причиненные его собственнику убытки в полном объеме, включая упущенную выгоду
В связи с отсутствием у землепользователей (бессрочное пользование), землевладельцев (пожизненное наследуемое владение) и арендаторов права собственности на земельные участки, им не возмещается стоимость участков, однако они имеют право требовать бесплатно предоставить им равноценные. Кроме того, им должна быть возмещена стоимость принадлежащих на праве собственности строений, расположенных на участке, и причиненных изъятием убытков, включая упущенную выгоду, в полном объеме.
Возмещение убытков осуществляется за счет бюджетных средств бюджетов, либо лицами, в пользу которых изымаются земельные участки, либо лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон.
42.Условия и порядок принудительного прекращения прав на земельные участки ввиду их ненадлежащего использования
Прекращение права собственности обусловлено его ненадлежащим осуществлением собственником. Данная группа также включает в себя несколько оснований принудительного прекращения права собственности.
Изъятие земельного участка ввиду его ненадлежащего использования урегулировано ст. ст. 284 - 286 ГК РФ и осуществляется с учетом положений Земельного кодекса РФ и Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Основаниями для такого изъятия являются,
во-первых, неиспользование собственником участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в течение 3 лет, если более длительный срок не установлен законом (ст. 284 ГК ); во-вторых, использование участка с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством (в частности, не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель или способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки).
Принудительное изъятие осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа и вынесения предупреждения о допущенных земельных правонарушениях.
Порядок изъятия участка ввиду его ненадлежащего использования зависит от наличия согласия собственника с решением компетентного органа об изъятии. Если собственник в письменной форме заявил о своем согласии исполнить это решение, то участок подлежит продаже с публичных торгов. При отсутствии согласия собственника орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд (ст. 286 ГК РФ).
43.Порядок резервирования земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд установлен нормами ЗК РФ и принятым в их развитие постановлением Правительства РФ.
Согласно данному положению для резервирования земель необходимо:
1принятие уполномоченным органом РФ, субъекта РФ или органом местного самоуправления решения о резервировании земель;
2наличие схемы резервируемых земель, а также перечня кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель, которые в обязательном порядке прилагаются к решению о резервировании;
3обязательная государственная регистрация ограничений прав на земельные участки полностью или частично расположенных в границах резервируемых земель в ЕГРП;
4внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании.
Таким образом, резервирование земельного участка для государственных или муниципальных нужд является ограничением права и подлежит обязательной государственной регистрации в порядке, предусмотренном ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Является основанием для отказа в приватизации
Сроки резервирования до 7 лет, особо эк зоны до 2х, для дорог до 20лет