Критерии оценки экологической ситуации
Г. КАЗАНИ
Цельюданного исследованияявляется определение экологической и социально-экономической обстановки в городе Казань. Для ее достижения необходимо было решить следующие задачи:
1) провести анализ и оценить показатели экологической и социально-экономической;
2) изучить особенности экологии города Казани;
3) выделить территориальные экологические зоны города Казань;
Актуальность исследования. В настоящее время экологические проблемы по остроте и неотложности их решения становятся в один ряд с социальными и экономическими проблемами развития.
Причиной осложнения экологической обстановки в городе Казани является интенсификация промышленного производства, рост сети транспортных магистралей и многочисленных коммуникаций, и, как следствие этого, ухудшение здоровья человека, а также целый ряд других негативных последствий.
Оценка экологического состояния и тенденция его дальнейшего изменения представляют большой интерес для всех ветвей власти, населения города Казани, приграничных с ней территорий. В этой связи экологическая карта города Казани, являясь модельным отражением социо-эколого-экономической программы развития территории, может стать информационной базой ее реализации.
Целевая аудитория:жители города Казани.
Механизм реализации.
Для улучшения качества окружающей среды города Казани необходимо:
1. Создание экологического паспорта для каждого административного района города.
2. Организация в Авиастроительном, Ново-Савиновском, Московском районах особо охраняемые природные территории (там они отсутствуют)
3. Увеличение площади зеленых насаждений до норм, установленных СниП (55%).
4. Вынос за черту города специфических лечебных учреждения.
5. Расширение транспортных магистралей и формирование дорожных развязок.
6. Организация стационарных постов наблюдения за загрязнением воздуха в Авиастроительном, Приволжском, Советском и Ново-Савиновском районах города.
Необходимые ресурсы.Бюджет Республики Татарстан.
Ожидаемые результаты.
Модель экологического районирования городской среды г. Казани, отличаясь специфическими чертами, может рассматриваться как эталон для крупного промышленного города России.
Сегодня центрами привлекательного социально-экономического роста становятся города, и в первую очередь крупнейшие и крупные, которые могут инициировать и поддерживать экономическое развитие и создавать условия для повышения уровня и улучшения жизни населения. Качество окружающей среды давно является приоритетом социально-экономической политики многих стран мира и рассматривается наравне с такими показателями, как здоровье нации, экономический рост, ВПП на душу населения и внутриполитическая стабильность.
На современном этапе наблюдается процесс тотальной урбанизации, как в мире, России, так и в Республики Татарстан. Казань является городом-миллионером и крупным промышленным центром не только в Приволжском федеральном округе, но и в России, который динамично развивается, и по уровню развития промышленного, социального и культурного потенциала можно поставить на третьем месте после Москвы и Санкт-Петербурга. Все это требует создания условий более комфортного проживания населения на территории города.
Сегодня Казань делится на 7 административных районов – Авиастроительный, Вахитовский, Кировский, Московский, Ново-Савиновский, Приволжский и Советский. Занимает площадь 425,3 га с населением – 1 миллион 161 тысяча 308 человек.
Причиной осложнения экологической обстановки в городе является рост промышленного производства, рост сети транспортных магистралей и многочисленных коммуникаций, и, как следствие этого, ухудшение здоровья человека, а также целый ряд других негативных последствий.
По комплексной характеристике районов можно выделить три экологических района: относительного экологического комфорта, относительного экологического благополучия и относительного экологического неблагополучия.
1. Экологический район относительного экологического комфорта:
(около 1/3 территории города и 30% населения) представлен промышленно-жилыми административными районами Авиастроительный и Приволжский, которые на своей территории имеют большие площади промышленных зон города.
Эти районы отличаются благоприятным географическим положением (расположены на северной и южной окраинах города) и пограничным соседством с Высокогорским и Лаишевским районами, а также, особенно на Приволжский район оказывает положительное влияние Волжский бассейн. Площадь озеленения в совокупности в этих районах составляет 5%, заболеваемость 2,5%, смертность 3,5%, плотность автодорог 4%.
2. Экологический район относительного экологического благополучия:
Представлен 4 административными районами – Вахитовский, Ново-Савиновский, Советский и Московский.
На левом берегу Казанки и Волги расположены два района Вахитовский и Советский и два в Заречье на правом берегу Казанки. К промышленно-жилому району – относится два района Московский и Советский, к жилому – один район – Ново-Савиновский и к административно-жилому – Вахитовский – Сити-центр, административно-деловой и исторический район (префектура Казанский посад, Казанский кремль и др.) с небольшим количеством промышленных предприятий. Здесь сконцентрированы почти все образовательные учреждения, административные, торговые, офисные, культурные и развлекательные организации, культурные, архитектурные и исторические ценности. В результате программы ликвидации ветхого жилья он практически потерял большую часть жилых зданий. По численности населения самый малозаселенный район города. Но в течение рабочего дня испытывает огромную нагрузку в связи с большим потоком населения и транспорта в центр города.
Площадь озеленения в совокупности в этих районах составляет 4%, заболеваемость 5%, смертность 4,5%, плотность автодорог 5%.
3. Экологический район относительного экологического неблагополучия:
Характеризуется напряженной экологической ситуацией. Данный экологический район включает только один административный район города Казани - Кировский. Географически расположен на Западе города в Заречье. Промышленно-жилой район, один из старейших районов города, граничит с Зеленодольским районом. Занимает ¼ часть территории города, население 9%. На территории района выделяются природные зоны, которые занимают значительную часть площади.
Площадь озеленения в совокупности в этом районе составляет 6%, заболеваемость 7%, смертность 7%, плотность автодорог 2%.
Необходимо отметить, что растущее число автотранспортных средств приводит к загазованности на основных магистралях. Сложившаяся транспортная схема города создает транзитное движение автотранспорта через исторический центр города, неприспособленный для пропуска таких потоков. Все это вместе взятое обуславливает чрезмерно высокую концентрацию тяжелых металлов, как в снежном, так и в почвенном, покровах. В выделенных двух зонах высокого загрязнения существуют участки, где тяжелые металлы превышают допустимое значение в десятки раз. В городе много несанкционированных свалок мусора, по показателям привлекательности экологической среды город начинает отставать, несмотря на то, что в городе немало делается в данном направлении.
Районирование Казани показало, каждый район города характеризуется «своим» набором показателей, выражая тем самым «подчерк» этого района;
Это позволило выявить участки города Казани, характеризующие различной степенью техногенного воздействия, а также оценить их связь с уровнем заболеваемости населения социально значимыми болезнями.
Основой оценкой экологической ситуации города служит интенсивность техногенного воздействия на окружающую среду. Особое внимание уделялось отходам производства, токсичности выбросов в воздушную среду и водоемы.
Значение индекса загрязнения достигает максимума в северной части Казани, точнее – в центральной части Заречья, где расположены такие крупные источники загрязнения, как ОАО «Казаньоргсинтез», ФГУП НПП им. Ленина, НПХФО «Татхимфармпрепараты», ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 ОАО «Татэнерго».
Области повышенных критических значений индекса загрязнения – т.е. зоны риска проявляются в трех местах. Первая и наиболее мощная - в северной части Казани. Вторая по значимости зона «риска» - это южная часть города, третья вне границ города.
Необходимо отметить, что растущее число автотранспортных средств приводит к загазованности на основных магистралях. Сложившаяся транспортная схема города создает транзитное движение автотранспорта через исторический центр города, неприспособленный для пропуска таких потоков. Все это вместе взятое обуславливает чрезмерно высокую концентрацию тяжелых металлов, как в снежном, так и в почвенном, покровах. В выделенных двух зонах высокого загрязнения существуют участки, где тяжелые металлы превышают допустимое значение в десятки раз. В городе много несанкционированных свалок мусора, по показателям привлекательности экологической среды город начинает отставать, несмотря на то, что в городе немало делается в данном направлении.
Список использованной литературы
1. Кубышкина Е.Н., Трофимов А.М. Система критериев оценки геоэкологической ситуации и выделение геоэкологических районов в г. Казани // Экология урбанизированных территорий, М., - 2008, №1. с. 45-50.
2. Иванова Е.Е. Экология населения города как показатель состояния окружающей среды. // Актуальные экологические проблемы Республики Татарстан. Материалы IV республиканской научной конференции. - Казань, Экофонд 2000. с. 225-226.
3. Здравоохранение в Республике Татарстан. Статистический сборник 2011 год
Мубаракшина Р.З.,
ГАПОУ «Нижнекамский политехнический колледж имени Е.Н. Королёва»;
научный руководитель: Яковлева З.И.