Становление концепции экологического маркетинга
Необходимые изменения стали часто рассматриваться как проявление заботы о существующих и потенциальных потребителях, сотрудниках организации, об окружающей среде и сбережении ресурсов. Такой подход привел к появлению концепции социально-ответственного производства. Социально-ответственное производство требовало специального управления, что явилось основой появления социально-ответственного и экологического менеджмента в 90х годах ХХ века.
Внедрение экологических норм на предприятии процесс длительный и дорогостоящий, поэтому на начальном этапе когда он считался убыточным, производитель вводил его только в одном из трех случаев[2,C.75]:
1) Владельцы предприятий/арендодатели площадей становятся более сознательными и выдвиают это требование.
2) Государство вводит нормы экологической безопасности и строго их контролирует.
3) Важные для компании группы потребителей обращают внимание на экологическую чистоту продукта и экологическую безопасность процесса его производства.
Забота о здоровье и окружающей среде становятся важными факторами не только при производстве, но и при продвижении и реализации производимой продукции. Это приводит к пересечению эклогического менеджмента, проявляющегося в природоохранной деятельности предприятия и маркетинга, как отвечающего за разработку, упаковку и утилизацию[15,C.3]. Смешение этих дисциплин как раз и сформировало экологический или социально-экологический маркетинг как самостоятельную дисциплину. Не смотря на это, некоторые исследователи склонны считать его составной частью экологического менеджмента, можно сказать что появился он в результате конфликта с традиционным маркетингом, в условиях ухудшения качества окружающей среды[16,C.27].
В Российской практике увы часто случаются ситуации, когда в реальности явление есть, а в теории его нет. Так произошло и с концепцией экологического маркетинга. В Российской литературе нет принятого определения такой деятельности. Если маркетинг, это усилия, направленные продвижение продукции и формирование устойчивых взаимосвязей с потребителями, то экологический маркетинг можно определять как усилия компании, направленные на удовлетворения нужд потребителей, путем производства экологически чистой продукции на экологичном производстве.
Внедрение концепции экологического маркетинга на предприятии, требует изменения целей фирмы и путей их достижения, определяет новые стратегические цели и позиционирование компании на рынке. Такой подход позволяет избежать многих экологических рисков и сформировать экологически правильный, привлекательный для современных потребителей имидж компании.
Схематично, алгоритм действия экологического маркетинга можно представить следующим образом (см. рисунок 2)
Одним из главных правил экологического маркетинга является открытость. Важность этих факторов становится осознанной не только производителями, но и потребителями, которые осознают возможные последствия «вредного» производства, стремятся быть причастными к сохранению природных богатств и ресурсов. Это характерно для стран с высоким индексом образованности и высоким среднедушевым доходом. Основными последователями становятся развитые страны, такие как Германия Швейцария и Япония, большой интерес к экологически чистой продукции проявляют также другие страны Европы, Канада и Австралийского бассейна.
Рисунок 2 - Алгоритм применения экологического маркетинга на предприятии [15,C.4]