Тема: Равнинная поверхность нашей республики
Задачи: систематизировать и обобщить знания учащихся о формах поверхности, об особенностях поверхности республики, значении равнинного рельефа для хозяйственной деятельности человека; развивать умения работать с картой, учить работать с контурной картой (наносить на контурную карту крупнейшие формы поверхности Республики Беларусь); воспитывать чувство восхищения красотой просторов родной страны, ответственности за состояние ее природы, а также аккуратность, самостоятельность в работе.
Оборудование: политическая карта Европы или мира, физическая карта Беларуси, листочки бумаги, иллюстрации с изображением поверхности различных частей Беларуси.
Ход урока
Изучение нового материала, проверка изученного. Как называется наша Родина? В какой части света она находится? Посмотрите на политическую карту и скажите, велика ли территория нашей страны? Ученики сравнивают с территорией Украины, России, а затем, например, со странами Балтии, Болгарией, Германией Польшей. Делается вывод, что наша страна, конечно же, меньше, чем такие большие страны как наши соседи Украина и Россия, но зато больше многих европейских стран, и почти равные по площади с Германией, Польшей.
Учитель предлагает послушать школьникам стихотворение белорусского поэта Ю. Свирки:
Мяжуе з Польшчай, Украінай, Расіяй, Латвіяй, Літвой. Твой родны край, твая Айчына – Жыццё тваё і гонар твой. | І ты яе запомні імя, Як неба, сонца і зару. Твая зямля, Твая Радзіма Названа светла – Бе – ла – русь. Юрась Свірка “Твая Беларусь” |
Также гордо говорит о нашей родной Беларуси другой известный поэт Нил Гилевич:
Я – беларус, я нарадзіўся На гэтай казачнай зямлі, Дзе між лясоў і пушчаў дзікіх Адвеку прашчуры жылі. | Я – беларус, я ганаруся, Што маю гэтае імя: Аб добрай славе Беларусі У свеце знаюць нездарма! (З верша “Я – Беларус”) |
В любви к Беларуси признается Янка Журба:
Усю прыгажосць тваю,
Беларусь ты мая,
І тваю яснату
Эх, люблю моцна я? (З верша “Як люблю я цябе, Беларусь!”)
Не любить нашу Родину нельзя, с ее сосновыми дубрами, березовыми рощами, щедрыми дубравами, синевой рек и озер...
Природа щедро наделила нашу республику многими природными богатствами. Что же составляет природные богатства Беларуси?
Учитель предлагает детям подумать и записать на листочке слова, которые означают природные богатства страны. Школьникам предлагается подумать также над тем, что составляет при этом главное природное богатство нашей Родины. – Работа в парах или микрогруппах – 2 мин.
Афиширование работы учащихся, обоснование главного выбора.
Предложения учителя совершить путешествие по родной стране и проверить, насколько хорошо дети знают природные богатства своей страны.
В путешествии будет помогать физическая карта РБ.
Актуализация знаний учащихся о формах поверхности с помощью схемы, которую нужно дополнить:
Ученики вспоминают, какие же формы поверхности бывают, какие из них встречаются на территории нашей страны. Затем учитель организует опознание различных форм поверхности на таблицах, а также в описании:
Узнай по описанию:
Возвышенность, высота которой над окружающей местностью не более 200 м? Более 200 м над окружающей местностью? Высотой над окружающей местностью 15 м? Высотой над уровнем моря 345 м, но при этом над окружающей местностью 175 м? (Высота на карте показана над уровнем Балтийского моря). Высотой 200 м от подножия до вершины?
Затем переходят к выполнению практической работы на стр. … Первый и второй пункты работы выполняются фронтально под руководством учителя. После выполнения первой части практической работы ученики рассматоривают рисунок в учебнике на стр. и выясняют, почему одни равнины называют низменностями, другие возвышенностями.
Дальше практическую работу выполняют по частям в микрогруппах (по 4 - 5) по методике «Обучение сверстников». 4-й пункт практической работы выполняют две микрогруппы. После выполнения практической работы каждая из микрогрупп представляет свою часть путешествия по карте Беларуси.
Итоговая беседа проводится по вопросам:
Какая поверхность нашей страны? Какие виды равнин встречаются на территории страны? Равнины, низменности, возвышенности – это все виды равнин. Высота их поверхности над уровнем моря не превышает 200 м. Этим они похожи. А чем они отличаются? Какие равнины самые высокие над уровнем моря? Какие самые низкие? Какая часть Беларуси более низменная? Более возвышенная? Как мы это определили?
Давайте представим, что мы совершаем путешествие по нашей стране с г. Бреста сначала в г. Гомель. Какую равнину мы пересечем? С Гомеля мы отправляемся в г. Могилев. Какие формы поверхности мы пересечем? А теперь нам надо в г.Минск? А теперь мы в древнейшем городе Беларуси – Полоцке? На какой равнине мы окажемся?
Практическая работа на контурной карте (при наличии). Учитель представляет контурную карту, говорит, чем она отличается от физической карты. Ученики под руководством учителя подписывают на контурной карте Беларуси крупнейшие равнины.
Знакомство с природными богатствами нашей страны мы начали с её равнинного пространства. Почему же равнинное пространство считается природным богатством? Для ответа на этот вопрос, организуется работа в микрогруппах в течение 2 – 3 минут.
Подведение итогов: Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что вам особенно понравилось? Почему? Что было трудным? Почему? Что было делать легко? Почему? Поблагодарите друг друга за совместную работу.
Домашнее задание: прочитать текст, ответить на вопросы, подписать на контурной карте крупные возвышенности, равнины, низменности республики, которые названы в тексте.