Эстетический аспект экологической этики

И. А. Ильиных

Я вглядываюсь в ясные черты –

И втянут в пламя вечной красоты.

...……………………………………………

Покой? О нет! Блаженства вечный сад…

Ибн Аль-Фарид в переводе

З. Миркиной

«Красота спасёт мир» – сказал Ф. М. Достоевский. Н. К. Рерих, продолжив мысль, вывел свою формулу спасения: «Сознание красоты спасёт мир». Каким же образом красота может изменить мир до такой степени, что он окажется спасенным? Может ли красота накормить голодных, обогреть замерзающих..., или, может быть, красота действует на другом уровне, вызывая изменения в психических структурах

человека, и он начинает чувствовать мир по-другому или, может быть, изменения затрагивают нравственную сторону человеческого существа? Вопросов возникает множество, но попробуем остановиться на пересечении эстетических и нравственных категорий.

Что же общего может быть между этикой и эстетикой? В эстетической науке центральным является понятие прекрасного, в этике – понятие добра.

Насколько добро может быть прекрасным и добрым прекрасное. Могут ли влиять на проявление и существование друг друга эти два основополагающих принципа жизни.

Конечно, деление на эстетическую и этическую плоскости существования человека весьма условны и, по большей части, являются плодом умственных стремлений человека всё разделять и раскладывать по полочкам. Но в мире всё существует одновременно и переплетено тесно, зачастую до такой степени, что человеку просто не под силу увидеть характер и многообразие этих связей. Всё равно мы обречены на интеллектуальные изыскания. Может быть, в этом смысл познания на данном уровне развития человечества, поэтому последуем своим путем и будем в меру своих умственных возможностей пытаться увидеть нашу проблему – эстетического в этическом – и раскрыть смысл такого взаимопроникновения разных сфер знания и чувствования.

Этика – наука о нравственных основаниях человеческого бытия.

Главный вопрос, на который этика пытается искать ответ, такой: как должно быть? Поэтому, отвечая на него, мы рано или поздно приходим к осознанию понятия идеал – представлению высшего совершенства в каком-либо отношении. И основанием для воплощения идеала может быть только абсолютное добро – добро свободное от каких-либо корыстных мотивов или житейской выгоды. Если этика останавливается на проблемах отношений человека с человеком, то экологическая этика включает в свой круг проблемы отношения к миру вообще со всеми его составными частями: атомами, молекулами, растениями, бактериями, животными… даже к предметам, не относящимся к миру «живых» существ.

Само понятие «эстетика» восходит к греческому слову «aistheticos», которое понимается как «чувственный, относящийся к чувственному восприятию», несмотря на то, что человек как чувствующий субъект откликается на большое разнообразие объектов, вызывающих ответ в органах чувств (на биологическом уровне) и эмоциях, все же к сфере эстетики относятся не все чувства, а только те, которые связаны с переживаниями прекрасного, возвышенного.

Человек всегда ищет возвышенного, потому что только от соприкосновения с прекрасным он испытывает запредельное состояние наслаждения и блаженства. Встречая прекрасное человек успокаивается и отдыхает от постоянных поисков и метаний – уходит из мира постоянной неудовлетворенности. При этом изменения происходят не только психологически, но и биологически: в кровь выбрасывается гормон наслаждения дофамин.

Что же такое красота? Это идея воплощенная (Соловьев, 1990). Идеей в древней философии обозначается умопостигаемая и вечная сущность предмета в противоположность его чувственному и преходящему явлению, которая достойна быть (Философский словарь.., 2000). Таким образом, красота это проявление в материальном мире некой высшей сущности. Постичь эту сущность невозможно, оставаясь только на уровне материальных чувств.

Греческий философ Платон выделяет несколько уровней восприятия прекрасного. Чувственная тяга, волнующее побуждение – вот начальный импульс эстетического любования, который вызывает вид физического совершенства. Но данная ступень не является самодостаточной, так как прекрасные тела преходящи в своей привлекательности, время безжалостно к ним, а потому и саму идею красоты нельзя обнаружить на чувственном уровне.

Следующий шаг уровень духовной красоты человека. Здесь фактически речь идёт об этически-эстетическом. Но, анализируя эту ступень, Платон приходит к выводу, что и прекрасные души непостоянны, бывают неустойчивы и капризны, поэтому идею прекрасного нельзя постигнуть, оставаясь на втором уровне. Третья ступень – науки и искусства, но и здесь можно ошибиться, т.к. человеческий опыт слишком разнообразен. И, наконец, четвертый уровень – это высшая сфера мудрости, благо. Таким образом, Платон приходит к пределу, где в единой точке всеобщего блага соединяются линии всех совершенств реального мира. Платон разворачивает иерархию красоты (Платон, 1968).

В основе сильной тяги к чувственной красоте, по мнению Платона, лежат любовные отношения. Причем он трактует любовное переживание широко – как идущее из Космоса, понимает под ним напряженное бесконечное стремление, заданное силой высших идей. Любовное стремление – это некое всемирное тяготение. Всякая вещь стремится к своему пределу, а в человеке таким стремлением он считает силу Эрота – любви. Здесь любовное стремление выступает в качестве вечного, напряженного и бесконечного стремления человека. В силу этого любовное переживание лежит в основе эстетического чувства удовольствия. Все побуждения и поступки людей – результат трансформации импульсов сильной любовной тяги, которая живет внутри каждого (Кривцун, 1998).

Индийский мудрец Шри Ауробиндо, живший в 20 в. говорит, что красота – это воплощение божественного мира в материальном и созерцание красоты неизбежно вырывает человека из мира обыденности и относительности и выводит на уровень божественный, откуда проистекает все существующее в мире. Таким образом, красота способна привести человека прямо к Богу и высшему благу, абсолютному благу. Бог есть красота и блаженство, скрытые под разнообразием внешних обличий и форм (Шри Ауробиндо, 1998).

Плотин, греческий философ, последователь идей Платона об иерархическом мире, полагает, что любые прекрасные вещи и явления оказываются возможными благодаря тому, что происходит истечение (нисхождение) тех высших смыслов, которые составляют природу красоты (Плотин, 1995).

В эстетике существует красота относительная (когда можно сравнивать степень превосходства одной формы красоты над другой) и красота абсолютная (самая превосходная степень прекрасного – верх совершенства, к которому ничего нельзя добавить и сравнить не с чем). Так же и в этических категориях доброты возможно относительное и абсолютное.

В своей статье «Красота в природе» русский философ Вл.С.Соловьев говорит, что в красоте, как в одной из определенных фаз триединой идеи, необходимо различать общую идеальную сущность и специальную эстетическую форму. Только эта последняя отличает красоту от добра и истины, тогда как идеальная сущность у них одна и та же – достойное бытие или положительное всеединство, простор частного бытия в единстве общего.

Этого мы желаем как высшего блага, это мыслим как истину и это же ощущаем как красоту; но для того, чтобы мы могли ощущать идею, нужно чтобы она была воплощена в материальной действительности. Законченностью этого воплощения и определяется красота как таковая в своем специфическом признаке.

Всемирная идея в самой общности своей представляется необходимо с трех сторон. В ней различаются:

1) свобода или автономия бытия,

2) полнота содержания или смысла и

3) совершенство выражения или формы.

Без этих двух условий нет идеального бытия. Критерий идеального бытия вообще есть наибольшая самостоятельность частей при наибольшем единстве целого. Критерий эстетического достоинства есть наиболее законченное и многостороннее воплощение этого идеального момента в данном материале (Соловьев, 1990).

Для этики важно отношение к другому человеку для экологической этики отношение к другому существу окружающего мира, с кем приходит в соприкосновение человек. Если добрый поступок приобретает еще и категорию красоты, то он становится еще более сильно действующим на других существ.

Здесь важно развитое эстетическое чувство – чувство прекрасного. Чувство прекрасного может быть ведущим в нравственной структуре человека. Человек способный чувствовать прекрасное будет стремиться и к прекрасным поступкам. Но, чтобы прекрасное было таковым не только по форме, но и по сути – т.е. наполненным добротой – в этом процессе должна участвовать душа человека – божественная по природе сущность. Душа человека становится наполнителем смысла поступков и если они будут исходить из абсолютного добра и направлены на абсолютное добро, то они будут прекрасны и будут красивы неизбежно. Главное найти ту точку опоры в душе, исходя из которой любое действие человека будет иметь и этическое и эстетическое направление и содержание – совмещенное этико-эстетическое. Тогда действительно красота спасет мир, потому что мир будет и красивым и добрым одновременно.

Литература

1. Кривцун О.А. Эстетика. – М.: Аспект Пресс, 1998. – С. 25.

2. Платон Гиппий Больший. Ион. Федр. Пир // Платон. Соч.: В 3 т. – М.,

1968. – Т. 1, 2.

3. Плотин Эннеады. – Киев, 1995. – С. 16-25; 191-210.

4. Соловьев Вл. С. Красота в природе // Соловьев Вл. С. Сочинения 2 т. –

М.: Мысль, 1990. –Т. 2. – С. 360-363.

5. Философский словарь Владимира Соловьева. – Ростов н/Д: Изд-во

«Феникс», 2000. – С. 142.

6. Шри Ауробиндо. Биография. Глоссарий. – СПб.: Изд-во «Адити», 1998.

– С. 469-470.

САД ИСТИН

ОмарХаям

Притча о красивом лице

Красивое лицо – это большое счастье для того, кому оно ниспослано, и для того, кому выпала радость им любоваться. Созерцание красивых лицом улучшает настроение людей и радует их так же, как и счастливое сочетание небесных светил.

Красивое лицо благоухает само по себе, а его обладатель не нуждается ни в каких благовониях. Красивое лицо как солнце, отраженное в чистой воде. Оно светит и в отсутствие солнца, поскольку красота лица, как и сияние солнца и светил, есть проявление воли Всевышнего.

Все народы земли воспевают красоту лица. Многое из того, что создано Творцом, приятно взору человеческому, но красота всех этих творений никогда не сможет заменить красоту лица, ибо радость от созерцания никогда не сравниться с радостью, охватывающей людей при виде красавицы или красавца. Если же этот высокий дар красоты пришел в человеке с добрым нравом, то человек этот дорог Господу и мил людям.

Известны четыре качества, присущие красивому лицу:

• красивое лицо делает благополучным того, кто его созерцает;

• созерцание красивого лица доставляет человеку истинное наслаждение;

• вид красивого лица пробуждает в человеке великодушие и доблесть;

• красивое лицо помогает достичь богатства и высокого положения и тому, кто им обладает, и тому, кто им любуется.

Если человеку выпало счастье утром полюбоваться красивым лицом, то весь день будет для него счастливым.

Красивое лицо вызывает уважение к себе. Оно молодит старика, юношу превращает в малого ребенка, а ребенок с красивым лицом становится ангелом. Даже только находясь поблизости от красивого лица, человек ощущает прилив уверенности в себе, отступают его невзгоды, и у него начинают лучше идти дела.

Говорят, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, однажды сказал:

«Все, что нужно, требуйте и получайте у тех, кто получил в дар от Аллаха красивое лицо».

Люди по-разному называют красивые лица: одни считают их ареной любви, другие называют их светом очей и усладой глаз, третьи считают их украшением жизни и подтверждением существования рая. А те, кому приоткрыто высшее знание, считают, что красивое лицо доказывает существование Аллаха и представляет собой видимый след Его милости и милосердия, отражая красоту и гармонию мира, созданного Творцом. Некоторые полагают, что красивое лицо дается Создателем в награду за заслуги в прежней жизни, другие считают этот дар случайным дождем милости Господа и полагают, что получивший этот дар обретает способность совершать чудеса и легко находить кратчайший путь к истине.

Наши рекомендации