Коэффициенты подъема и спуска для детей и взрослых
Возраст, коэффициент подъема и спуска
лет мальчики девочки
8-12 1,2 1,2
13-14 1,3 1,3
15-16 1,4 1,3
17 и более 1,5 1,5
Затем по формуле Добельна рассчитывают величину МПК.
МПК = А × N/H - П × K (л/мин),
где N - мощность работы, кгм/мин; Н - пульс на 5-й минуте, уд/мин; А - коэффициент поправки к формуле в зависимости от возраста и пола (таблица 30); П - возрастно-половой коэффициент поправки к пульсу (табл. 30); К - возрастной коэффициент (табл. 31).
Таблица 30
Поправочные коэффициенты в зависимости от возраста и пола для расчета величины МПК
Возраст, годы | Коэффициент А | Коэффициент П | ||
Мальчики | Девочки | Мальчики | Девочки | |
6 - 8 | 1,5 | 0,80 | -30 | -30 |
1,20 | 0,98 | -50 | -40 | |
1,25 | 1,05 | -60 | -40 |
Таблица 31
Величина возрастного коэффициента
Возраст, лет | К |
6 – 8 | 0,931 |
0,900 | |
0,883 |
Затем рассчитывают относительную величину МПК по формуле:
,
где Р - масса тела, кг.
Сравнивая полученные результаты с данными оценочной таблицы 32, определяют уровень физической работоспособности.
Таблица 32
Оценка физической работоспособности по показателям МПК/кг (А.А.Гуминский и соавт.,1984)
Возраст, годы | МПК, мл/мин/кг | Оценка | |
Мужчины | Женщины | ||
6 – 8 | 44,0 52,0 54,0 | 37,5 49,5 | Низкая Удовлетворительная Высокая |
10- 11 | 43,0 45,0 47,0 | 41,6 43,6 45,6 | |
12 – 13 | 41,0 43,0 45,0 | 37,5 39,5 41,5 | |
14-15 | 43,6 45,5 47,5 | 35,5 37,5 39,5 | |
16-18 | 42,0 45,0 47,0 | 35,0 38,0 41,0 | |
19 –28 | 29,4 38,2 47,0 | 28,0 40,0 44,0 | |
29 – 39 | 27,0 35,0 43,6 | ||
50 – 59 |
По результатам работы сделайте вывод об адаптивных возможностях и состоянии здоровья обследуемого.
Контрольные вопросы
1. Какие системы относятся к адаптационным системам организма ?
2. Дайте характеристику ведущим адаптационным системам.
3. Дайте определение адаптивным и резервным возможностям организма.
4. Каковы критерии адаптации ?
5. Что такое степень адаптации ?
6. Как изменяется состояние ведущих адаптационных систем при нарушении адаптации ?
7. Какое влияние на организм оказывают географические факторы?
8. Как антропогенные факторы влияют на адаптационные системы организма человека?
9. Что включает в себя выражение “ кризис внутренней среды организма”?
10. В чем состоит связь качества жизни и здоровья человека?
11. Чем обусловлены различия в показателях популяционного здоровья городского и сельского населения?
12. Какое влияние оказывают условия производства на адаптацию организма?
Литература
1. Губарева Л.И., Водолажская М.Г., Колесникова А.А. Показатели кардиоинтервалографии и состояния центральной нервной системы у школьников, занимающихся в компьютерном классе // Физическая культура и спорт в развивающемся мире. – Шуя, 1996.
2. Губарева Л.И., Куприй Г.А., Шурупина М.Г. Состояние сердечно-сосудистой системы по показателям вариационной пульсометрии у подростков, проживающих в условиях химического загрязнения окружающей среды // XVII съезд Всероссийского физиологического общества им. И.П.Павлова. Тезисы докл. – Р н /Д, 1998.
3. Губарева Л.И., Колесникова А.А. Индивидуальная минута как показатель адаптации // Нейроэндокринология-95 / Тез. докл. Всероссийской конф. – СПб., 1995.
4. Тихвинский С. В., Хрущев С. В и др. Детская спортивная медицина. – М.: Медицина, 1991.
5. Ноздрачев А. Д и др. Общий курс физиологии человека и животных. – М.: Высшая школа,1991.
6. Судаков К. В. и др. Основы физиологии функциональных систем. – М.: Медицина,1983.
7. Хрипкова А. Г. Возрастная физиология. – М.: Просвещение, 1978.