Взаимодействие общества и природы
Анализ состояния экологической обстановки является начальным этапом знакомства с экологической деятельностью и ее участниками в Российской Федерации (РФ), способствует формированию активной позиции лиц, изучающих экологическое право, и подчеркивает значимость экологического права при осуществлении правовой реформы в России. Источниками официальной информации о состоянии окружающей природной среды (ОПС) являются государственные доклады.
Основными формами взаимодействия общества и природы являются:
Ø природопользование — использование полезных свойств природных ресурсов в целях удовлетворения экономических и духовных потребностей человека;
Ø охрана ОПС — сохранение от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения объектов ОПС;
Ø обеспечение экобезопасности, под которой понимается состояние защищенности жизненно-важных интересов объектов безопасности (личности, предприятия, территории, региона и т. д.) от угроз, возникающих от загрязненных вследствие антропогенной деятельности природных объектов и стихийных бедствий экологического характера.
Приведенное определение соответствует Закону «О безопасности». Иногда под экобезопасностыо объекта понимают отсутствие у него свойств и характеристик, делающих его источником экоопасности для иных объектов. Указанное определение экобезопасности соответствует Закону «О защите прав потребителей».
Законом «Об охране окружающей природной среды» в качестве объектов охраны ОПС определены: естественные экосистемы; озоновый слой атмосферы; земля, ее недра; воды; животный и растительный мир; микроорганизмы; генетический фонд; заповедники; заказники; находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.
Правовое регулирование, обеспечение законности и правопорядка в сфере природопользования, охраны ОПС и экобезопасности, в том числе применение мер принуждения в целях защиты экологических прав граждан, а также экологические работы и услуги составляют содержание экологической деятельности.
Экодеятельность осуществляется на основе Концепции устойчивого развития России, реализуется в виде целевых экологических программ — федеральных, субъектов Федерации, муниципальных, территориальных и т.д. Участниками экодеятельности являются органы государственной власти и органы местного самоуправления (МСУ); хозяйствующие субъекты — природопользователи; финансовые посредники (социальные, экологические коммерческие банки, фонды, страховые организации и т.д.); общественные экоорганизации и экодвижения; образовательные и научно-исследовательские учреждения экологической ориентации. Компетенция участников установлена законодательством. Непосредственно взаимодействуют с окружающей природной средой хозяйствующие субъекты (предприятия-природопользователи), которые и являются основными ее загрязнителями.
Федеральными органам исполнительной власти, осуществляющими полномочия в сфере экодеятельности, являются министерства (природных ресурсов; сельского хозяйства и продовольствия; здравоохранения); государственные комитеты (по охране окружающей природной среды; земельным ресурсам и землеустройству); федеральные службы (по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; по геодезии и картографии; лесного хозяйства); федеральные надзоры (горный и промышленный; по ядерной и радиационной безопасности). Экологические функции осуществляют также МЧС, Минстрой, МВД, Минобороны, Государственный таможенный комитет. Федеральная пограничная служба, Госкомстатистики, Госкомстандарт.
В Государственной Думе РФ созданы комитеты по экологии, по природным ресурсам и природопользованию; в Совете Федерации — по аграрной политике; по науке, культуре, здравоохранению, образованию, экологии. Важная роль в экодеятельности принадлежит судам общей юрисдикции, арбитражным судам. Прокуратуре РФ (в частности, природоохранным прокуратурам).
Исключительная роль при осуществлении экодеятельности принадлежит экологическому праву. Предметом экоправа являются общественные отношения, имеющие волевой характер, складывающиеся по поводу объектов природы и их экологических связей; входящие в сферу действия эколого-правовых норм. Формы проявления экоправа: правовые идеи и доктрины, составляющие правовую концепцию взаимодействия общества и природы; нормы экоправа; правоотношения (права и обязанности участников экодеятельности).