Основы конституционного строя и федеративного устройства РФ
Конституционный стройможно определить как совокупность взаимосвязанных норм, регламентирующих главные принципы устройства государства и общества, взаимоотношений человека, общества и государства, обеспечение подчинения их праву (данное определение не является универсальным).
Сущность конституционного строя состоит в том, что он закрепляет основы функционирования правового государства, формирует правовой базис для полноценного развития общества и государства, основанного на мире, развитии цивилизации, процветании отдельно взятой личности. Конституционный строй представляет собой систему конституционных норм и принципов, закрепляющих и регулирующих экономические, политические, идеологические и социальные отношения.
В настоящее время Россия имеет в своем составе три вида субъектов:
1) государства в составе Российской Федерации, преобразованные, как правило, из бывших автономных республик,
2) государственно-территориальные образования – края, области и города федерального значения, бывшие прежде наиболее крупными административно-территориальными единицами Российской Федерации,
3) национально-государственные образования – автономную область и автономные округа.
В России федерализм – это, прежде всего государственная организация национальных отношений. Исторический опыт российского федерализма подтвердил его жизненную необходимость для разрешения национального вопроса, для осуществления суверенитета наций, составляющих многонациональный народ Российской Федерации.
Таким образом, в составе РФ на 01.01.2009 находятся: 21 республика, 46 областей, 9 краёв, 1 автономная область, 4 автономных округа, 2 города федерального значения.
Конституционно-правовой статус Российской Федерации находит свое конкретное юридическое выражение также в закрепленных Конституцией РФ предметах ведения Российской Федерации, реализуемых органами ее государственной власти.
Конституция закрепляет предметы ведения, принадлежащие исключительно Российской Федерации (ст. 71), и предметы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72).
В сфере государственного строительства к предметам ведения, принадлежащим исключительно Российской Федерации, относятся:
1) принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, а также контроль за их соблюдением;
2) федеративное устройство и территория Российской Федерации;
3) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
4) гражданство в Российской Федерации;
5) регулирование и защита прав национальных меньшинств;
6) судоустройство;
7) прокуратура;
8) уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство;
9) амнистия и помилование;
10) гражданское, гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное законодательство;
11) правовое регулирование интеллектуальной собственности;
12) федеральное коллизионное право.
13) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
14) федеральная государственная гражданская служба, установление основ федеральной политики и федеральных программ в области государственного и национального развития России.
В сфере экономического и социально-культурного строительства в исключительном ведении Российской Федерации находятся:
1) федеральная государственная собственность и управление ею;
2) установление основ федеральной политики и федеральных программ в области экономического, экологического, социального, культурного развития России;
3) Российская Федерация определяет правовые основы единого рынка; 4) финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия;
5) основы ценовой политики;
6) федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
7) федеральный бюджет;
8) федеральные налоги и сборы;
9) федеральные фонды регионального развития;
10) федеральные энергетические системы;
11) ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы;
12) федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь;
13) деятельность в космосе;
14) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени;
15) геодезия и картография;
16) наименования географических объектов;
17) официальный статистический и бухгалтерский учет.
В сфере внешних отношений и защиты государственного суверенитета Российской Федерации ее ведению подлежат:
1) внешняя политика, международные отношения и международные договоры Российской Федерации;
2) вопросы войны и мира;
3) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
4) оборона и безопасность;
5) оборонное производство;
6) определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества;
7) производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
8) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ.
Совместное ведение РФ и субъектов РФ составляют:
1) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативно-правовых актов краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;
2) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
3) вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами;
4) разграничение государственной собственности;
5) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
6) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
7) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
8) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
9) установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ;
10) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
11) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
12) защита среды обитания и образа жизни малочисленных этнических общностей;
13) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
14) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ.