Методика решения и оформление задач. Имеются следующие данные о продаже товара «А» в торговой фирме «Восток» по месяцам первого полугодия: Месяцы Январь Февраль Март Апрель
по теме «Ряды динамики»
З а д а ч а 4.
Имеются следующие данные о продаже товара «А» в торговой фирме «Восток» по месяцам первого полугодия:
Месяцы | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь |
Сумма, тыс. руб. |
Проанализируйте динамический ряд по системе показателей. Индивидуальные показатели рассчитайте базисным и цепным методом. Решение оформите в таблице. Рассчитайте средние характеристики. Постройте график. Напишите экономические выводы.
Р е ш е н и е .
1. Расчет индивидуальных показателей.
1.1Абсолютные отклонения (ΔУ, тыс. руб.):
а) базисный метод: 145 -126 = +19 157 -126 = +31 166 – 126 = +40 и т.д. | б) цепной метод: 145 - 126 = +19 157 – 145 = +12 166 – 157 = + 9 и т.д. |
1.2Темпы изменения (Тр, %) :
а) базисный метод: (145 : 126) × 100 = 115,1 (157 : 126) × 100 = 124,6 (166 : 126) × 100 = 131,8 и т.д. | б) цепной метод: (145 : 126) × 100 = 115,1 (157 : 145) × 100 = 108,3 (166 : 157) × 100 = 105,7 и т.д. |
1.3.Темпы прироста (снижения) – Тпр = Тр – 100:
а) базисный метод: 115,1 – 100 = +15,1 124,6 – 100 = +24,6 131,8 – 100 = +31,8 и т.д. | б) цепной метод: 115,1 – 100 = +15,1 108,3 – 100 = +8,3 105,7 – 100 = +5,7 и т.д. |
1.4. Абсолютное значение одного процента прироста (снижения) – |%| = ΔУ : Тпр - показывает, как в абсолютном выражении изменяется показатель при его росте (снижении) на 1 %:
а) базисный метод: (+19 : 15,1) × 1000 = +1258 руб. (+31 : 24,6) × 1000 = +1260 руб. (+41 : 31,8) × 1000 = +1258 руб. и т.д. | б) цепной метод: (+19 : 15,1) × 1000 = +1258 руб. (+12 : 8,3) × 1000 = +446 руб. (+9 : 5,7) × 1000 = +1579 руб. и т.д. |
Примечания: 1. Абсолютное значение 1 % прироста считается с большой точностью, чтобы отследить колеблемость данного показателя. С этой целью рекомендуется переходить на другой разряд, если позволяют единицы измерения. Например: млн руб.→ тыс.руб. → руб. → коп; т → ц → кг → г.
В нашей задаче мы перевели тыс. руб. в руб., умножив окончательный расчет на 1 000 (см. к. к. 8 и 9).
Расчет оформляют не на 1%, а на 10% с округлением до целого запаса числа в следующих случаях:
а) если анализируют «человеческий фактор» (измерение в чел.);
б) приводятся неделимые измерители (например: шт., бочки, пары, комплекты и т.д.).
Например: уi → чел. (%) = 0,572.
В таблице следует показывать: (%) = 0,572 × 10 % = 6 чел.
Это означает, что при увеличении работников на 10 % их штат возрастает на 6 чел.
2. При оформлении контрольной работы соответствующие расчеты по индивидуальным показателям (базисным и цепным методом) можно не расписывать подробно, а сразу окончательные значения отражать в табл.4.
2. Расчет средних показателей.
2.1. Средний уровень:
а) для интервального динамического ряда используется формула средней арифметической простой:
(тыс. руб.).
Это означает, что среднемесячная продажа за первое полугодие в торговой фирме «Восток» достигла размера 162 тыс. руб.;
б) для моментного динамического ряда используется формула средней хронологической:
.
Примечание. В интервальном динамическом ряду показатели приводятся «за» период в накопленном виде, а в моментном «на» определенную дату (на начало месяца, квартала, полугодия, года). В нашей задаче ряд интервальный, поэтому применяем формулу, приведенную в п. 2.1, а.
2.2. Среднее абсолютное отклонение :
(тыс. руб.).
В анализируемом периоде происходило наращивание продажи товара «А» при переходе от одного месяца к другому в денежном выражении в среднем на сумму +14 тыс. руб.
2.3. Среднемесячный темп изменения:
(%).
В первом полугодии средний темп роста реализации товара «А» в торговой фирме «Восток» составил 109,2 %.
2.4. Среднемесячный темп прироста:
(%).
В данном периоде происходило наращивание торговой выручки по анализируемому товару при переходе от одного месяца к другому в первом полугодии в относительной форме в среднем на +9,2 %.
2.5. Среднее абсолютное значение одного процента динамики:
(руб.).
В первом полугодии в торговой фирме «Восток» рост выручки на 1 % сопровождался дополнительной продажей товара «А» населению в среднем на сумму +1522 руб.
Т а б л и ц а 4 - Исходные и расчетные данные для анализа динамики продажи товара «А» в торговой фирме «Восток» по месяцам первого полугодия
Месяцы | Продажа товара тыс.руб. | Δу, тыс.руб. | Тр,% | Тпр, % | |%|, руб. | ||||
БМ | ЦМ | БМ | ЦМ | БМ | ЦМ | БМ (2:6) ×1000 | ЦМ (3:7) ×1000 | ||
А | |||||||||
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь | х +19 +31 +40 +55 +70 | х +19 +12 +9 +15 +15 | 100,0 115,1 124,6 131,8 143,7 155,6 | 100,0 115,1 108,3 105,7 109,0 108,3 | - +15,1 +24,6 +31,8 +43,7 +55,6 | - +15,1 +8,3 +5,7 +9,0 +8,3 | х +1 258 +1 260 +1 258 +1 259 +1 259 | х +1 258 +1 446 +1 579 +1 667 +1 807 | |
В среднем за месяц первого полугодия | +14 | 109,2 | +9,2 | +1522 |
Примечание. Расшифровка условных обозначений: БМ – базисный метод расчета индивидуальных показателей; ЦМ – цепной метод расчета индивидуальных показателей.
3. Построим графическое изображение по колонкам 4 и 5 (табл. 4).
Рисунок 1 - Динамика продажи товара «А» в торговой фирме «Восток» по месяцам первого полугодия, %:
- базисные темпы;
- цепные темпы.
4. Текст выводов по табл. 4 и рис 1.
Объем продажи является важным экономическим показателем и характеризует величину товаров, реализованных населению за конкретный период времени. Данный показатель будет определять объем и динамику других параметров предприятия. Проведем анализ динамики реализации товара «А» в торговой фирме «Восток» по месяцам первого полугодия с целью выявления основных тенденций развития данного показателя. Выполним конкретное исследование по приведенным данным.
Анализ продажи в торговой фирме свидетельствует о том, что среднемесячный объем реализации в данном периоде достиг уровня 162 тыс. руб., от месяца к месяцу товарооборот прирастал на сумму +14 тыс. руб., или на + 9,2 %. Рост выручки на 1 % обеспечил торговому предприятию дополнительный объем продажи в денежном выражении на сумму +1522 руб.
Проведем исследование динамических показателей, рассчитанных базисным способом по отношению к январю. В целом с начала года продажа товара «А» выросла с 126 до 196 тыс. руб. в июне, т. е. на +70 тыс. руб., или почти на +56 %. 1 % увеличения этого показателя соответствовал в среднем 1258 - 1260 руб. дополнительной продажи. Данные табл. 4 (кол. 2,4,6) и рис.1 свидетельствуют об устойчивой положительной динамике анализируемого показателя по сравнению с началом года. Данное обстоятельство позитивно отражается на других экономических показателях торговой фирмы «Восток» (например, доходы, заработная плата, при оптимальных затратах – прибыли, рентабельность).
При помесячном сравнении объема продажи динамика получается несколько иной. В данном случае можно проследить отдельные этапы изменения анализируемого показателя, а именно:
1) период роста: январь – февраль с увеличением продажи на 19 тыс. руб. при темпе роста 115,1 %; апрель – май соответственно на +15 тыс. руб. и 109,0 %;
2) период снижения: февраль – апрель, помесячные темпы прироста составляли 8,3 и 5,7 %, а абсолютные приросты +12 и 9 тыс. руб. соответственно;
3) период относительной стабилизации: май – июнь - одинаковое наращивание показателя в абсолютном выражении – на 15 тыс. руб. и в относительной форме – примерно на 9 %.
Проведенное динамическое исследование продажи товаров в торговой фирме «Восток» по месяцам первого полугодия позволяет констатировать следующее:
а) объем реализации товаров растет, и это положительно характеризует работу данного предприятия в плане постановки коммерческой и экономической деятельности;
б) внутри полугодия под влиянием различных факторов отмечались периоды роста, спада торговой выручки;
в) при благоприятном стечении обстоятельств и грамотном ведении торгового процесса можно ожидать дальнейший рост анализируемого показателя.