Обработка результатов и выводы. Подсчитайте сумму баллов по каждому тесту и сделайте соответствующие результатам исследования выводы.
Подсчитайте сумму баллов по каждому тесту и сделайте соответствующие результатам исследования выводы.
Задание 4. Ознакомьтесь с методиками управления течением стрессорных реакций и выберите приемлемые для себя методы выхода из стрессовой ситуации.
Каждый человек может научиться управлять собственными реакциями в напряженных ситуациях. Есть четыре основных метода работы с эмоциональным состоянием:
а) укрепление общего состояния здоровья с помощью правильного питания, полноценного отдыха, занятий спортом и т. д.;
б) изменение ситуации, то есть вы избавляетесь от того, что вызывает беспокойство, насколько это возможно;
в) изменение отношения к ситуации;
г) умение расслабиться и не пребывать в обычном для стресса напряжении.
Для того, чтобы научиться лучше понимать себя, управлять своими чувствами и поступками, можно применить методики индивидуального планирования.
1. Внутренний диалог. Мы часто выражаем свои надежды и убеждения, разговаривая с собой, причем часто выражаем свои отрицательные эмоции по отношению к себе. Полезно проанализировать то, как вы говорите с собой.
Для анализа стрессовой ситуации можно применить следующие вопросы:
- что произошло (где, когда, с кем, почему?);
- как вы реагировали?
- что вы думали при этом?
- как вы чувствовали себя после этого?
Напишите ответы, которые вы использовали при оценке какой-либо стрессовой ситуации и продумайте - конструктивно ли вы себя вели. Обдумайте, как вы будете себя вести в других случаях, аналогичных этому.
2. Положительные утверждения. Вместо негативных утверждений после событий, вызвавших стресс, или готовясь к стрессовой ситуации, используйте следующие фразы при ответе на вопрос что делать?:
- надо выработать план действий;
- лучше поразмыслить, что я смогу сделать, чем понапрасну нервничать;
- не нужно самобичеваний, разумнее все обдумать;
- не стоит переживать, это все равно не поможет;
- может, я вовсе и не тревожусь, а лишь хочу противостоять ситуации.
Для сопротивления стрессу и управления ситуацией применяйте следующие фразы:
- я могу принять вызов;
- постепенно я могу уладить ситуацию;
- надо думать не о том, как мне страшно, а о том, что я могу сделать;
- нужно говорить по сути дела;
- напряжение помогает мне справиться с ситуацией;
- теперь можно расслабиться, я контролирую ситуацию.
Медленный глубокий вдох. Отлично.
Для повышения уверенности в себе используйте утверждения:
- Сработало! Я смог это сделать!
- Надо рассказать приятелю, то-то он удивится!
- Все прошло не так плохо, как я ожидал.
- Я переживал больше, чем следовало.
- Я очень доволен своими успехами.
3. Нереальные установки. Чем их больше, тем сильнее вероятность психических заболеваний. А не придерживаетесь ли вы подобных установок?
Вам необходимо постоянно получать доказательства любви и одобрения со стороны людей, мнение которых имеет для вас большое значение.
Вам беспрестанно хочется доказать свою полную компетентность во всем или же в отдельных вопросах.
Вы рассматриваете свою жизнь как сплошную цепь неудач и невезение, если наступает черная полоса.
Людей, нанесших вам обиду или причинивших вред, вы относите к категории злобных ничтожеств и постоянно рассказываете о них, проклинаете, обличаете во всех смертных грехах.
Ваши мысли и переживания заняты тем, что кажется вам опасным или вызывает страх.
Весь мир и так плох, а если вы не можете найти выход из неприятной ситуации, он просто ужасен.
Вы не можете избавиться от уныния и враждебности.
Для вас легче избегать жизненных трудностей, чем бороться, воспитывая свой характер.
Вы всегда помните о своем прошлом. Ваше прошлое и по сей день определяет ваши мысли и поступки.
Вы находите счастье в бездействии. Ваша инертность устраивает вас.
Избавьтесь от нереальных установок, если они у вас есть! (Модель поведения – табл. 38).
Таблица 38
Модели поведения в стрессовой ситуации
НАПРЯЖЕНИЕ | ||
Событие | Мысли, приводящие к стрессу | Стрессовые реакции |
Преподаватель спрашивает вас о качестве проделанной работы, о ее выполнении | Вы работу не выполнили. Мысли: «Ну вот, опять не везет, как всегда». | Угнетенное состояние |
Расслабление и управление ситуацией | ||
Событие | Ответная мысль | Выход из ситуации |
Преподаватель спрашивает о проделанной работе или ее качестве | Вы работу не выполнили, признайте за собой это. Но это не смертельно. Обратитесь к преподавателю, спросите о новых сроках сдачи работы, спросите совет по методике выполнения | Чувство уверенности, что работа будет выполнена |
Применив вышеперечисленные методики на ранних стадиях стрессов, вы сможете избежать развития ОАС и сделать свою жизнь более продуктивной и интересной.
Контрольные вопросы
1. В чем сущность теории «общего адаптационного синдрома» Г. Селье?
1. Как организм реагирует на стресс в каждую из фаз?
2. Какими признаками проявляется действие раздражителей?
3. Какими реакциями психики проявляются стрессовые ситуации?
4. Как сказывается стресс на поведении?
5. Назовите причины стресса.
6. Как в ходе эволюции изменялись отношения общества и природы?
7. Почему угроза уничтожения природы силами общества стала реальной только в ХХ веке?
8. В чем заключается “правило меры преобразования природных систем”?
10.Какие проблемы возникают в связи с процессом урбанизации?
11.Что входит в понятие “демография”?
9. В чем заключается конкурентная регуляция численности?
10. Каковы особенности внутрипопуляционных и внешних процессов, изменяющих равновесие в популяции?
11. Какая связь между развитием сельского хозяйства и ростом населения? (“неолитическая революция”).
12. Какие процессы регуляции численности человеческих популяций вы знаете?
13. Что называется искусственными мерами регуляции численности?
14. Как влияет стабильность человеческих общностей и уклад жизни на продолжительность жизни?
15. Каковы демографические ожидания?
16. Каковы первоочередные условия устойчивого развития человечества?
17. Каковы возможности по увеличению продолжительности здоровой жизни?
18. Перечислите методы управления эмоциональным состоянием в стрессовой ситуации.
19. В чем заключается суть методик индивидуального планирования поведения?
20. Назовите модели поведения в стрессовой ситуации.
21. Можете ли вы управлять своим эмоциональным состоянием? Как вам это удается?
Литература
1. Азон Б. Стресс излечим. – М.: Крон-пресс, 1994.
2. Арский Ю.М., Данилов-Данильян В.И., Залиханов М.Ч. и др. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? – М.: МНЭПУ, 1997.
3. Васильев В.Н. Здоровье и стресс. – М.: Знание, 1991.
4. Голубчик М. М., Файсубович Э. Л. и др. Введение в экономическую и социальную географию. – Смоленск, 1994.
5. Губарева Л.И. Влияние гипогликемии матери на гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковую систему потомства в раннем постнатальном онтогенезе // Нейроэндокринные механизмы адаптации. – Ставрополь, 1985.
6. Губарева Л.И. Влияние гипогликемии матери во время беременности на гипоталамическую регуляцию гипофизарно-надпочечниковой системы первого и второго поколений ее потомства // Механизмы интеграции биологических систем. Проблема адаптации. – Р н /Д, 1988.
7. Губарева Л.И., Куприй Г.А., Мишина Н.Ф., Мишина Е.А. Влияние занятий с компьютером на состояние симпато-адреналовой и гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой систем детей 6 лет // Физиологический журнал им. И.М.Сеченова РАН.- 1996. – № 4.
8. Губарева Л.И., Колесникова А.А. Индивидуальная минута как показатель адаптации // Нейроэндокринология-95 / Тез. докл. Всероссийской конф. – СПб., 1995.
9. Губарева Л.И., Каюмова С.С., Батурин В.А., Радцева Г.Л., Пашнева Е.И. Морфологические изменения в яичниках и матке крыс при гиперкортицизме // Актуальные проблемы и достижения в области репродукции и биотехнологии / Сб. научн. тр. – Ставрополь,1998.
10. Gubareva L.I., Drzhevetskaya I.A. The influence of mothers’ hyperinsulinum and hypoglycaemia on offsprings hypothalamo-hypophyseal-adrenocortical system activity and glucose tolerance // ISPNE XXVII th Congress. (International Society of Psychoneuroendocrinology) General Programme & Scientific Abstracts. – Cascais, Portugal, 1996.
11. Gubareva L., Vasilenko Y., Gubareva L. The peculiarities of psychotype and endocrine study of children living in ecologically unfavourable regions // Innovations in Psychiatry-1998 / Vth World Congress. Abstracts. – London,1998.
12. Gubareva L. Disbalance of gormones at children and teenagers as the consequence of ecological stress // Stress. Second World congress. Australia. – Melbourne,1998.
13.Држевецкая И.А., Солгалов Г.Д., Губарева Л.И. Функция коры надпочечников у детей 6 лет, проживающих в регионе, загрязненном отходами химического производства // Физиологии человека. 1994. № 4.
14.Каюмова С.С., Губарева Л.И., Духно С.М. Реакция гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы на раздельное и комбинированное запыление сульфидом кадмия и цинка // Нейроэндокринные механизмы адаптации. – Ставрополь,1985.
15.Нейрхард Д. Властелин эмоций. – СПб.: Питер, 1997.
16.Петров К. М. Общая экология. – СПб.: Химия, 1998.
17.Прохоров Б.Б. Экология человека. Социально-демографические аспекты. – М.: Наука, 1991.
18.Рубинштейн С. П. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1998.
19.Саушкин Ю. Г. Введение в экономическую географию. – М.: Изд-во МГУ, 1970.
20.Фонтана Д. Как справиться со стрессом. – М.: Педагогика-пресс, 1995.