Обработка результатов и выводы. Сделайте вывод о соответствии адаптивных изменений условиям окружающей среды в ходе антропогенеза.

Сделайте вывод о соответствии адаптивных изменений условиям окружающей среды в ходе антропогенеза.

Задание 2. Сделайте анализ исторического развития хозяйственно-культурных и адаптивных типов населения Ставропольского края.

Дайте характеристику хозяйственно-культурного типа (на выбор), сложившегося на территории Ставропольского края, по следующему плану:

– нация или национальность;

– уровень исторического развития (тысячелетие, век);

– физико-географическая характеристика обживаемой территории;

– абиотические, биотические, антропогенные факторы среды обитания;

– морфофизиологические признаки (примерные: масса тела, рост, особенности мускулатуры, цвет кожи и др.);

– особенности хозяйствования, экологические последствия;

– культура;

– языковые и культурные связи с другими народами.

Пользуясь данными литературы, составьте классификацию хозяйственно-культурных типов Ставропольского края

Обработка результатов и выводы

Составьте карту распределения адаптивных типов по Ставропольскому краю (Карачаево-Черкесии), отмечая разноцветными карандашами территории их расселения и уровни исторического развития.

Сделайте вывод о влиянии хозяйственно-культурной экоадаптации на биологический и социальный прогресс народов, населяющих Ставропольский край и сопредельные территории.

Контрольные вопросы

1. Перечислите основные этапы эволюции человека.

2. Дайте характеристику основных этапов антропогенеза.

3. Каковы основные черты развития человека разумного (Homo sapiens)?

4. Как решается вопрос о месте происхождения Homo sapiens?

5. Какие два важных момента отмечаются в становлении человека разумного?

6. Почему возникновение человека называют крупнейшим ароморфозом?

7. Каковы социальные особенности трофических связей человека?

8. Каким образом формировались отношения человека разумного с представителями других видов?

9. Как развивалась орудийная деятельность у человека?

10. Какую роль в становлении человека разумного сыграло возникновение фиксированной информации?

11. В чем сущность социально-экологической революции?

12. Назовите основные расы вида Homo sapiens.

13. Что такое адаптивные типы?

14. Дайте характеристику основных адаптивных типов.

15. Что такое хозяйственно-культурные типы?

16. Каково происхождение адаптивных экологических типов людей?

17. Какие коренные адаптивные типы населяли ранее территорию Ставропольского края?

18. На основе каких хозяйственно-культурных типов сформировались адаптивные типы на территории края? Дайте характеристику этих типов.

19. Какие экологические условия (абиотические, биотические, антропогенные факторы) повлияли на формирование адаптивных типов Ставропольского края?

20. Перечислите уровни биосоциального отбора.

21. Приведите примеры, доказывающие, что “формирование человека современного вида было не только биологической эволюцией, но и этапом социогенеза”.

Литература

1. Антропология /Под ред. Е.Н. Хрисанфовой. – М., 1998.

2. Биология. Книга 1. /Под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Высш. шк., 1997.

3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т. 2. – М.: Мир, 1990.

4. Данилова Н. Н., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности. – М.: Учебная литература, 1997.

5. Петров К. М. Общая экология. – СПб.: Химия, 1998.

6. Прохоров Б.Б. Экология человека. Социально-демографические аспекты. – М.: Наука, 1991.

7. Фоули А. Еще один неповторимый вид. – М.: Мир, 1989.

РАЗДЕЛ VIII: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХРОНОБИОЛОГИИ

Лабораторное занятие 12

Тема. Биологические ритмы, их адаптивная роль в антропогенных экосистемах

Цель. Определить хронобиологический тип по опроснику-тесту. Определить и сопоставить показатели индивидуальной минуты (ИМ) со стандартными величинами.

Наши рекомендации