Понятие об опасности и риске

Одними из важных понятий в теории БЖД являются опасность и риск.

Опасность – явления, процессы, объекты, которые в определенных условиях способны наносить вред человеку. Сама опасность обусловлена неоднородностью системы «Человек – Окружающая среда» и возникает, когда их характеристики не совпадают.

Опасность – возможность нанесения вреда (морального, физического и (или) материального) личности, обществу и государству.

Признаки опасности:

1. Угроза для жизни;

2. Возможность нанесения ущерба здоровью;

3. Возможность нарушения нормального функционирования экосистем.

Источники формирования опасности:

1. Сам человек, его труд, деятельность, средства труда;

2. Окружающая среда;

3. Явления и процессы, возникающие в результате взаимодействия человека с окружающей средой;

4. Техногенная среда.

В каждом конкретном случае возникновение опасности в технической системе имеет многопричинный характер. Основная доля причин приходится на неправильные действия людей, примерно пятая часть их связана с техникой. К группе «человеческого фактора» относятся:

- недостатки в профессиональной подготовке и слабые навыки действий в сложных ситуациях;

- отклонения от нормативных требований в организации и технологии производства;

- технологическая недисциплинированность исполнителей;

- слабый контроль или неисполнительность в проведении регламентных испытаний оборудования и проверки контрольно-измерительной аппаратуры;

- наличие факторов дискомфорта в работе, вызывающих процессы торможения, утомления, перенапряжения организма человека и т.п.

- неиспользование необходимых средств индивидуальной защиты и безопасности.

Опасности технического характера обусловлены:

- неисправностью технических средств;

- недостаточной надежностью сложных технических систем;

- несовершенством конструктивного исполнения и недостаточной эргономичностью рабочих мест;

- отсутствием или неисправностью контрольно-измерительной аппаратуры и средств сигнализации.

В процессе своей деятельности человек имеет дело с высокими уровнями энергии (электрической, тепловой, механической, радиационного и электромагнитного излучения) и вредных веществ.

Возможность неконтролируемого выхода энергии, накопленной в материалах и технических системах, значительно усиливает их опасность.

Принципы повышения безопасности технических систем · Ликвидация опасности, Опасности должны быть выявлены, идентифицированы и устранены; · Защита от опасности: защита расстоянием, · Защита временем, защита экраном. · Выделение слабого звена; · Недоступность или блокировка опасности; · Нормирование ПДК; · Проведение инструктажей: вводный, первичный (на рабочем месте), внеплановый, текущий, повседневный; · Несовместимость.

Опасная ситуация – ситуация, которая выходит за рамки обычной: новизна, неожиданность, длительное и интенсивное воздействие ОПФ (опасного производственного фактора) и ВПФ (вредного производственного фактора), угроза жизни. Несчастный случай – воздействие на работающих опасного производственного фактора. Ухудшение здоровья в результате несчастного случая называют травмой.

Явление, которое характеризуется совокупностью производственных травм, называется производственным травматизмом. Правила защиты опасных ситуаций можно охарактеризовать четырьмя надо:

· Знать факторы риска или опасности в окружающей жизни;

· Выработать умение предвидеть возможность возникновения опасных ситуаций;

· Стремиться избегать попадания в них;

· Действовать грамотно в опасных ситуациях.

Оценка опасных ситуаций

· опасность → опасная ситуация = несчастный случай, травма (например, пересечение глубокой горной реки и владение методикой таких переходов); · риск – не является причинойопасности, но увеличивает вероятность ее возникновения; · фактор риска – это один из факторов*, способствующих возникновению заболевания (например, курение – Ф.р. по отношению к инфаркту миокарда или раку); · вероятность степени риска и несчастного случая может изменяться в пределах 0 < ρ < 1;

*[Фактор (например, ф. риска) – причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты.]

Различают виды риска: индивидуальный, технический, экологический, социальный, экономический и др.

Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивида.

Социальный риск – риск для группы людей, показывает зависимость между частотой реализации опасности и числом жертв. В РФ в 2010 г. – 199 тыс. человек попали в ДТП. Население ~ 142 млн. человек. Вероятность риска – 1.4х10–3.

Прогноз может осуществляться только на основе объективной информации, поступающей из разных источников. Методы анализа:

1) Мониторинг – постоянное отслеживание количественных и качественных показателей процесса;

2) Математическое моделирование;

3) «Диверсионный» анализ – логическая или аналитическая процедура, ставящая цель ухудшить имеющуюся систему до предела, обострив противоречия. Это дает возможность выйти на болевые точки, не видные при традиционном методе, увидеть причины кризисных явлений.

В банк аварийных ситуаций заносятся:

- детали происшествия;

- генезис события;

- главные ошибки, которые привели к нему;

- приведенные количественные данные об ущербе;

- наиболее вредные типовые решения, позволяющие справиться с аварийным процессом;

- расчет сил и средств предотвращения или ликвидации аварийного процесса.

Ранжирование опасных ситуаций (таблица 1)

Вероятности индивидуального смертельного риска в различных сферах деятельности:

Характер несчастного случая Вероятность
Автокатастрофы 0,0001
Преступления 0,0004
Рыбалка 0,00088
Добыча угля 0,00011
Строительство 0, 000092
Сельское хозяйство 0, 000087
Молния 0,0000001

Оценка частоты травматизма со смертельным исходом в разных странах: в России на 1000 населения – 0,155 человек; в США – 0,054; в Японии – 0,020; в Великобритании – 0,016.

Наибольшая частота травматизма в России связана с транспортом и дорожными происшествиями (48%), далее идут факторы: падения с высоты (14%), термические ожоги и пожары (8.6%), станки и механизмы (5%).

Ежегодно в США попадает в аварию 50 тыс. человек. Население США – 200 млн. человек. Риск попасть в аварию 2.5х10–4. Приемлемый индивидуальный риск за рубежом (ПИР) 10–5 – 10 –6.

Раздел 2. ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИИ И САНИТАРНОЙ ГИГИЕНЫ КАК НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ БЖД

Наши рекомендации