Понятие об опасности и риске
Одними из важных понятий в теории БЖД являются опасность и риск.
Опасность – явления, процессы, объекты, которые в определенных условиях способны наносить вред человеку. Сама опасность обусловлена неоднородностью системы «Человек – Окружающая среда» и возникает, когда их характеристики не совпадают.
Опасность – возможность нанесения вреда (морального, физического и (или) материального) личности, обществу и государству.
Признаки опасности:
1. Угроза для жизни;
2. Возможность нанесения ущерба здоровью;
3. Возможность нарушения нормального функционирования экосистем.
Источники формирования опасности:
1. Сам человек, его труд, деятельность, средства труда;
2. Окружающая среда;
3. Явления и процессы, возникающие в результате взаимодействия человека с окружающей средой;
4. Техногенная среда.
В каждом конкретном случае возникновение опасности в технической системе имеет многопричинный характер. Основная доля причин приходится на неправильные действия людей, примерно пятая часть их связана с техникой. К группе «человеческого фактора» относятся:
- недостатки в профессиональной подготовке и слабые навыки действий в сложных ситуациях;
- отклонения от нормативных требований в организации и технологии производства;
- технологическая недисциплинированность исполнителей;
- слабый контроль или неисполнительность в проведении регламентных испытаний оборудования и проверки контрольно-измерительной аппаратуры;
- наличие факторов дискомфорта в работе, вызывающих процессы торможения, утомления, перенапряжения организма человека и т.п.
- неиспользование необходимых средств индивидуальной защиты и безопасности.
Опасности технического характера обусловлены:
- неисправностью технических средств;
- недостаточной надежностью сложных технических систем;
- несовершенством конструктивного исполнения и недостаточной эргономичностью рабочих мест;
- отсутствием или неисправностью контрольно-измерительной аппаратуры и средств сигнализации.
В процессе своей деятельности человек имеет дело с высокими уровнями энергии (электрической, тепловой, механической, радиационного и электромагнитного излучения) и вредных веществ.
Возможность неконтролируемого выхода энергии, накопленной в материалах и технических системах, значительно усиливает их опасность.
Принципы повышения безопасности технических систем · Ликвидация опасности, Опасности должны быть выявлены, идентифицированы и устранены; · Защита от опасности: защита расстоянием, · Защита временем, защита экраном. · Выделение слабого звена; · Недоступность или блокировка опасности; · Нормирование ПДК; · Проведение инструктажей: вводный, первичный (на рабочем месте), внеплановый, текущий, повседневный; · Несовместимость. |
Опасная ситуация – ситуация, которая выходит за рамки обычной: новизна, неожиданность, длительное и интенсивное воздействие ОПФ (опасного производственного фактора) и ВПФ (вредного производственного фактора), угроза жизни. Несчастный случай – воздействие на работающих опасного производственного фактора. Ухудшение здоровья в результате несчастного случая называют травмой.
Явление, которое характеризуется совокупностью производственных травм, называется производственным травматизмом. Правила защиты опасных ситуаций можно охарактеризовать четырьмя надо:
· Знать факторы риска или опасности в окружающей жизни;
· Выработать умение предвидеть возможность возникновения опасных ситуаций;
· Стремиться избегать попадания в них;
· Действовать грамотно в опасных ситуациях.
Оценка опасных ситуаций
· опасность → опасная ситуация = несчастный случай, травма (например, пересечение глубокой горной реки и владение методикой таких переходов); · риск – не является причинойопасности, но увеличивает вероятность ее возникновения; · фактор риска – это один из факторов*, способствующих возникновению заболевания (например, курение – Ф.р. по отношению к инфаркту миокарда или раку); · вероятность степени риска и несчастного случая может изменяться в пределах 0 < ρ < 1; |
*[Фактор (например, ф. риска) – причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты.]
Различают виды риска: индивидуальный, технический, экологический, социальный, экономический и др.
Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивида.
Социальный риск – риск для группы людей, показывает зависимость между частотой реализации опасности и числом жертв. В РФ в 2010 г. – 199 тыс. человек попали в ДТП. Население ~ 142 млн. человек. Вероятность риска – 1.4х10–3.
Прогноз может осуществляться только на основе объективной информации, поступающей из разных источников. Методы анализа:
1) Мониторинг – постоянное отслеживание количественных и качественных показателей процесса;
2) Математическое моделирование;
3) «Диверсионный» анализ – логическая или аналитическая процедура, ставящая цель ухудшить имеющуюся систему до предела, обострив противоречия. Это дает возможность выйти на болевые точки, не видные при традиционном методе, увидеть причины кризисных явлений.
В банк аварийных ситуаций заносятся:
- детали происшествия;
- генезис события;
- главные ошибки, которые привели к нему;
- приведенные количественные данные об ущербе;
- наиболее вредные типовые решения, позволяющие справиться с аварийным процессом;
- расчет сил и средств предотвращения или ликвидации аварийного процесса.
Ранжирование опасных ситуаций (таблица 1)
Вероятности индивидуального смертельного риска в различных сферах деятельности:
Характер несчастного случая | Вероятность |
Автокатастрофы | 0,0001 |
Преступления | 0,0004 |
Рыбалка | 0,00088 |
Добыча угля | 0,00011 |
Строительство | 0, 000092 |
Сельское хозяйство | 0, 000087 |
Молния | 0,0000001 |
Оценка частоты травматизма со смертельным исходом в разных странах: в России на 1000 населения – 0,155 человек; в США – 0,054; в Японии – 0,020; в Великобритании – 0,016.
Наибольшая частота травматизма в России связана с транспортом и дорожными происшествиями (48%), далее идут факторы: падения с высоты (14%), термические ожоги и пожары (8.6%), станки и механизмы (5%).
Ежегодно в США попадает в аварию 50 тыс. человек. Население США – 200 млн. человек. Риск попасть в аварию 2.5х10–4. Приемлемый индивидуальный риск за рубежом (ПИР) 10–5 – 10 –6.
Раздел 2. ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИИ И САНИТАРНОЙ ГИГИЕНЫ КАК НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ БЖД