Объясните суть аксиомы о потенциальной опасности и понятие о риске и приемлемом риске

Современное общество стоит на эгоцентристских позициях и утверж­дает, что человек самоценен и уникален, его здоровье приоритетно по отношению к результатам деятельности.

Однако, как показывает практика, в процессе деятельности невоз­можно обеспечить нулевой риск, т. е. любая деятельность потенциально опасна. Эта аксиома лежит в основе образовательной концепции БЖД.

Исходя из указанной аксиомы, человек постоянно находится в поле потенциальных опасностей ( Объясните суть аксиомы о потенциальной опасности и понятие о риске и приемлемом риске - student2.ru ), которые обусловлены рядом причин при­родного, техногенного (антропогенного) и социального характера. Пол­ностью обезопасить человека введением превентивных средств защиты ( Объясните суть аксиомы о потенциальной опасности и понятие о риске и приемлемом риске - student2.ru ) в указанное поле опасностей не удается, а возможно только снизить опасность до некоторой величины остаточного риска ( Объясните суть аксиомы о потенциальной опасности и понятие о риске и приемлемом риске - student2.ru ).

В общем виде можно записать :

Объясните суть аксиомы о потенциальной опасности и понятие о риске и приемлемом риске - student2.ru (1)

В наиболее благоприятном случае может достигать уровня прием­лемого риска ( Объясните суть аксиомы о потенциальной опасности и понятие о риске и приемлемом риске - student2.ru ), когда устранимый риск ( Объясните суть аксиомы о потенциальной опасности и понятие о риске и приемлемом риске - student2.ru ) сводится к минимуму ( Объясните суть аксиомы о потенциальной опасности и понятие о риске и приемлемом риске - student2.ru ).

Анализ зависимости (1) позволяет выделить три основные проблемы на пути достижения допустимого уровня безопасности, рассматриваемые в курсе БЖД :

1.Идентификация опасностей, т. е. распознавание опасностей с указанием их количественных и качественных характеристик, временных и пространственных координат. Это одна из наиболее сложных задач, т. к. требует глубоких знаний в области функционирования сложных технических систем, а также четких представлений о психо-физиологических особен­ностях поведения человека в стандартных и критических ситуациях.

2. Защита от опасностей на основе сопоставления затрат с выгода­ми, т. е. компромисса между достигнутым уровнем безопасности и его экономической стоимостью. Защита базируется на определенных принципах, методах и средствах.

3. Ликвидация отрицательных последствий. Исходя из концепции ос­таточного риска, необходимо учесть и такую потребность. В курсе БЖД должны рассматриваться закономерности чрезвычайных ситуаций, методы, средства и приемы их ликвидации.

Риск (R) — количественная характеристика опасности, определяемая частотой реализации опасностей: это отношение числа случаев проявления опасности (n) к возможному числу случаев проявления опасности(N):

R = n/N

Риск — безразмерная величина, его обычно определяют на конкретный период времени.

Приемлемый (допустимый) риск — это такая минимальная величина риска, которая достижима по техническим, экономическим и технологическим возможностям. Таким образом, приемлемый риск представляет собой некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями его достижения. Величина этого риска зависит от вида отрасли производства, профессии, вида негативного фактора, которым он определяется. В настоящее время принято считать, что для действия техногенных опасностей в целом индивидуальный риск считается приемлемым, если его величина не превышает 10−6 .

Пример 1: Определить риск Rпр. гибели человека на производстве в нашей стране за 1 год, если известно, что ежегодно погибает около n = 14 тыс. человек, а численность работающих составляет около 140 млн. человек.

Rпр.= n / N = 14000 / (140·106 ) = 0.0001 = 1·10-4

Пример 2: Ежегодно в нашей стране вследствие различных опасностей неестественной смертью погибает около 500 тыс. человек. Принимая численность населения 300 млн. Человек определим риск гибели Rстр жителя страны от опасностей.

Rстр = 500 000 / 300 000 000 = 0.0017 = 1.7·10-3

Пример 3: Определим, используя данные предыдущих примеров, риск Rд быть ввергнутым в фатальный несчастный случай, связанный с ДТП, если ежегодно погибает в этих происшествиях 60 тыс. человек.

Rстр = 500 000 / 300 000 000 = 0.0002 = 2·10-4

Различают индивидуальный и социальный риск.

Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума.

Социальный (точнее групповой) риск – это риск для группы людей.

Наши рекомендации