Экономический механизм создания и функционирования охраняемых природных территорий
ОПТ являются составной частью природных ресурсов, определяющих необходимые условия для развития единого народнохозяйственного комплекса России.
Под экономической оценкой природных ресурсов понимается их качественная и количественная характеристика как факторов и условий общественного производства. Природные ресурсы и природнаясреда (условия), производственные отношения вместе с обществом образуют эколого-экономическую систему (ЭЭС). (Подробнее природные ресурсы и их экономическая оценка природных ресурсов, ЭЭС рассматриваются в курсе «Экономика природопользования»).
Существующие принципы выделения природных ресурсов из множества природных элементов позволяют включать все новые и новые объекты и свойства природной среды в состав необходимых условий общественного развития. Ценность, значимость природных ресурсов возрастают не только в силу их ограниченности, но и вследствие открытия новых полезных их свойств. Например, сырьевое и побочное использование лесных земель дополнилось их средозащитной функцией. Из-за увеличивающейся общественной потребности в отдыхе на природе возросла рекреационная значимость лесных ресурсов. В состав ресурсов все теснее входит генетический материал, который открывает новые возможности для дальнейшего экономического роста.
Резервирование, заповедание природных комплексов (или ограничение их хозяйственного использования) являются одним из возможных видов природопользования. В силу определенных причин и свойств территории заповедник может иметь преимущество перед другими. Наряду с другими видами природопользования, такими, как сырьевое и побочное пользование лесом, сельскохозяйственное производство и др., функционирование ОПТ является общественно необходимым.
Природный комплекс в пределах территории, отводимой под заповедник, изымается из сложившегося хозяйственного использования (в целях получения того или иного вида товарной продукции) и переориентируется для использования в других целях. Совокупность природных элементов, сконцентрированная в рамках заповедника, начинает выступать в качественно новой роли, преследовать иные цели, чем удовлетворение потребности производств при использовании этих элементов прежним образом. Природный комплекс ОПТ является интегральным ресурсом, поскольку их функционирование определено несколькими направлениями социально-экономического
Экономическая оценка природных ресурсов ОПТ производится с целью использования ее для планирования, управления и совершенствования функционирования. Реализация целевых функций заповедников основывается на глубоком изучении ресурсного потенциала. Экономической оценке предшествует процесс выделения территориальных природных комплексов, возможных для заповедания, и установление перечня экономически значимых функций природных комплексов [14].
Создание рациональной сети ОПТ – один из возможных способов решения этой важной задачи. Рациональная сеть заповедников призвана сохранить популяционно-видовое разнообразие биоты. Сохранение генофонда – это, прежде всего, сохранение видов как наиболее характерных генотипических единиц и их популяций.
Экономическая оценка биоразнообразия как ресурса производится по эффективности возможного многократного его использования. При сравнении результатов и затрат на достижение определенного, желаемого результата при использовании генетического материала получают его экономическую оценку. Однако в силу того что в настоящее время известны только немногие из свойств генетического кода, используемых в народном хозяйстве, а также учитывая то, что используется не все множество генетического разнообразия, а только его ничтожная часть, оценку ресурса преждевременно проводить по эффективности использования.
Экономическая оценка выражается экономией затрат на сохранение генофонда. Она определяется путем сравнения затрат на сохранение одного условного вида в оцениваемом заповеднике и в заповеднике замыкающего района. Замыкающим служит район, где природный комплекс заповедника требует наибольших затрат на сохранение одного условного вида.
В общем случае затраты (З) на сохранение условного вида определяются по формуле
, (3.1)
где С — затраты на сохранение редких и исчезающих видов; N — число редких и исчезающих видов.
Затраты в конкретных заповедниках (С1, С2,… Сп) можно рассчитать, предварительно выделив из всех затрат те, которые необходимы для сохранения редких и исчезающих видов, обитающих в пределах заповедника. Распределив их в соответствии с численностью редких и исчезающих видов в заповедниках (N1, N2,… Nп), получим величины затрат на сохранение одного условного вида в каждом конкретном заповеднике. Эти затраты сопоставляют с аналогичными в заповеднике замыкающего района. Разность между ними представляет собой ту ренту, тот дополнительный доход (экономию затрат), которые дает использование данного природного участка в качестве ресурса сохранения генофонда по сравнению с наихудшими условиями. Суммарное значение этой ренты с учетом коэффициента дисконтирования представляет собой экономическую оценку данного ресурса.
Экономическим результатом сдерживания (или исключения) деградации природной среды является сдерживание снижения дифференциального дохода, ренты, образующейся при эксплуатации природных ресурсов. Поскольку по ренте оценивается природный ресурс, ее изменение влечет уменьшение или увеличение значений его экономической оценки. Предотвращение снижения дифференциального дохода в размере приведенной дисконтированной его величины и будет составлять экономический результат реализации важнейшей функции заповедника - поддержание жизнеобеспечивающих процессов и систем.
Экономическая оценка, проведенная по максимально возможному и наиболее эффективному использованию этой ресурсной функции, в случае создания заповедника отразит ее значимость для народного хозяйства и для создания более комфортных и благоприятных условий жизни и деятельности людей. Включая в расчет показатели предполагаемого использования природных ресурсов и состояния среды, можно оценить фактическую роль заповедника как фактора сдерживания или предотвращения деградации природной среды.
Экономическая оценка данного фактора может быть описана следующими выражениями:
, (3.2)
где Оn – экономическая ресурсная оценка функции поддержания жизнеобеспечивающих процессов и систем; В2 – значение экономической оценки природных ресурсов региона; В1 – значение экономической оценки природных ресурсов в случае отсутствия заповедника.
Учитывая, что рента в условиях первого и второго вариантов зависит от времени (в первом случае вследствие деградации природной среды, во втором - с учетом влияния заповедника, предотвращающего деградацию среды), значения В1 и В2 соответственно будут равны:
, (3.3)
, (3.4)
где R1 и R2 – изменяемая (переменная) годовая величина дифференциальной ренты в первом и во втором случаях, r – коэффициент дисконтирования.
Анализ фактического использования природного комплекса региона или расчетные значения предполагаемого использования в первом и во втором случае позволяют выявить значение предотвращенного экономического ущерба вследствие реализации рассматриваемой функции. Прирост ренты в период улучшения качественных и количественных характеристик природной среды региона под влиянием функционирования заповедника составляет основную часть прироста продуктивности сопредельных угодий.
Экономическую оценку научно-исследовательской и информационной функцийзаповедника проводят по эффекту от проведения прикладных исследований и использования в народном хозяйстве информационных сведений.
Средства, затраченные на научные исследования и наблюдения в заповедниках, экономически окупаются использованием результатов в практике производства, в практике необходимой, целесообразной деятельности. Это сокращение затрат на производство необходимого продукта (или другую общественно необходимую деятельность) или замена этого продукта другим, более полно отвечающим удовлетворению потребностей.
Для определения показателя экономической оценки научно-информационной функции необходимо привести к исходному моменту эффект от внедрения всех проводимых и планируемых научных разработок. В предплановых и прогнозных расчетах следует использовать с соответствующей дифференциацией выведенное статистическими методами значение показателя экономической оценки. В общем случае экономическая оценка производится по формуле:
, (3.5)
где Эi – годовой долевой эффект от внедрения i-гo исследования в отраслях народного хозяйства, связанных с эксплуатацией живой природы (сельское, охотничье-промысловое, лесное хозяйство и пр.); Эj – годовой долевой экономический эффект от внедрения j-гo исследования в отраслях, не связанных с эксплуатацией живой природы (техника, промышленная технология, строительство и т.п.), который определяется на основе эффективности научных исследований, Е – эффект от внедрения научных разработок.
Научно-информационная ценность ОПТ требует первоочередного их формирования в местах, где лучше всего сочетаются возможности развития научного потенциала (имеется ценный в научном плане природный объект), привлечения научных кадров, создания хорошей материально-технической базы для научной деятельности [14].
Значения ресурсной экономической оценки используются там, где необходим пересмотр использования территориального участка. В случае расширения существующих или создания новых ОПТ требуется переориентация в использовании территориальных природных систем. Для оптимизации направлений развития деятельности ОПТ необходимо ранжировать возможные направления целевой деятельности исходя из экономического критерия – экономической эффективности. (Подробно экономическая эффективность природопользования рассматривается в курсе «Экономика природопользования»).