II. Открытие нового знания. I. Сообщение темы урока
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с группой грибов, которые нельзя употреблять в пищу человеку. Как называются такие грибы? (Несъедобные грибы.)
II. Открытие нового знания.
1. Работа по учебнику (с. 58).
– Рассмотрите изображения грибов в учебнике. Какие несъедобные грибы здесь нарисованы?
– Встречали ли вы ядовитые грибы?
Далее учитель проводит сравнительный анализ внешнего вида съедобных и несъедобных грибов.
2. Работа по хрестоматии.
Учитель читает тексты «Опасный красавец» и «Главная среди поганок».
Учащиеся группами читают рассказы, затем пересказывают одноклассникам, что нового они узнали.
1-я группа – «Почему подосиновик – подосиновик?»;
2-я группа – «Царь грибов»;
3-я группа – «Почему подберезовик растет под березами?»;
4-я группа – «Разноцветные сестрички».
Игра «Гриб волнушка».
Ученики стоят в кругу. Выбирается один ребенок – «волнушка». Он стоит вместе с детьми. С началом стихотворения ученики идут по кругу. На 3-ю строку из круга выходит ребенок-«волнушка» и присаживается на корточки в середине круга.
На лесной опушке,
Где жила кукушка,
Вырос гриб волнушка –
Шляпка на макушке.
Дождик шел, дождик шел,
Вышел на опушку,
Наклонился и нашел
Круглую волнушку.
Мокнет у волнушки (2 раза)
Шляпка на макушке.
(Ученики встряхивают кистями рук («идет дождик»).)
Солнце шло, солнце шло,
Вышло на опушку,
Пригляделось и нашло
Мокрую волнушку.
(Ученики идут по кругу в другую сторону, хлопают в ладоши, «волнушка» медленно поднимается, растет.)
Сохнет у волнушки (2 раза)
Шляпка на макушке.
3. Фронтальная работа.
Учащиеся составляют правила сбора грибов по рисункам в учебнике на с. 59.
· Нельзя вырывать грибы с грибницей; их срезают ножом у основания ножки или шляпки.
· Старые, перезрелые грибы не собирают, но и не сбивают ногами.
· Не надо вырывать из земли молодые, крошечные грибы, они еще должны подрасти.
· Собирать следует только хорошо известные съедобные грибы.
– Прочитайте правила сбора грибов, которые составила Маша.
– Наступает грибная пора. После теплых дождей в лесу огромное разнообразие грибов. Многие из них нам совсем не знакомы. То ли съедобные, то ли нет. Как поступит настоящий грибник с незнакомыми грибами? Как поступит грибник с несъедобными грибами? (Ответы.)
– Настоящий грибник не тронет эти грибы. Он оставит их расти. Он знает, что лесу нужны все грибы – они лесную подстилку перерабатывают на перегной и с корнями деревьев дружат, помогая им брать из почвы воду и минеральные соли. Некоторые грибы, напримермухоморы, лекарством для зверей служат. А иной с досадыпосшибает ненужные ему «поганки» да еще и лесную подстилку разворошит, нанося этим большой вред лесу.
В нашей средней полосе грибы стали заметно убывать год от года. Причем страдают они не столько от того, что мы уносим их из леса, сколько от вытаптывания и разрушения лесной подстилки, в которой находится многолетняя грибница. Поэтому охрана грибов начинается с охраны леса.
– Придумайте экологические знаки, рассказывающие об охране грибного царства.
– Почему нельзя уничтожать старые, червивые, а также ядовитые грибы?
– Несъедобные для человека грибы собирают белки, едят олени, ими лечатся лоси. А червивые грибы – это «дом» для личинок насекомых. Например, мухи откладывают в грибы яйца, из которых вылупляются их личинки (такой гриб мы и называем обычно червивым).
Личинкам в грибе живется вольготно. Ведь гриб – это склад питательных веществ. Личинки едят гриб, а он все равно растет, обеспечивая вкусной пищей чужих деток и не забывая о росте своей грибницы. На следующий год на этом месте будут молодые, красивые и нечервивые грибы.
4. Работа в печатной тетради (задание 36).
– Вырежьте из Приложения картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов, которые растут в нашем крае, наклейте их.