Панъевропейские системы экологического мониторинга
Подписание в 1979 г. в Женеве Конвенции о трансграничном
загрязнении воздуха на большие расстояния (LRТАР Сопventioп)
стимулировало разработку пяти специализированных программ
международного сотрудничества (IСР), подготовленных Рабочей
группой Европейской экономической комиссии Организации объе-
ненных наций (ЕЭК ООН) и призванных обеспечить достовер-
ные оценки глобальных и региональных трансграничных воздействий.
Среди них важнейшими являются: Европейская программа мо-
ниторинга переноса воздушных загрязнений (ЕМЕР), Программа
лесного мониторинга (1СР-Forests) и Программа интегрального мо-
ниторинга (1СР-1М).
Российская сеть Мониторинга загрязнения лесов (1СР-Forests)
представлена исключительно на северо-западе РФ. Наблюдения по сети 32 х 32 км (первый уровень сложности) на этих пробных площадях ведутся с 1993 г., а на территории Кингисеппского и Сланцевского районов удалось сформировать сеть 16 х 16 км и создать две площадки второго уровня сложности.
Программа имеет две главные задачи:
1) продолжение мелкомасштабного мониторинга воздушных вы-
падений загрязняющих веществ на лесные биоценозы;
2) исследование причинно-следственных связей между значе-
ниями биоиндикационных параметров, характеризующих здоро-
вье лесных экосистем, величиной и составом нагрузок.
Решение обеих задач обеспечивается совмещением наблюдений
первого (систематическое обследование площадок по сокращен-
ному набору параметров и с низкой периодичностью) и второго
уровня (непрерывный многопараметровый мониторинг лесных
систем с распознаванием факторов и процессов аэротехногенного
загрязнения лесов).
Методы сбора проб, оценки биоиндикационных показателей и
мегоды химического анализа прошли интеркалибрацию со стра-
нами Северной Европы. Исследование базируется на методиках ЕЭК ООН и отечественных лесопатологических методиках.
Основным объектом наблюдений служат сосновые насаждения
как. наиболее чувствительные к атмосферному загрязнению.
Применяется кислотное разложение образцов при подготовке
проб к анализу («мокрое» озоление), минимизирующее препара-
торские погрешности и наиболее согласующееся с идеологией
используемых методов анализа, требующих высокой гомогениза-
ции препаратов и постоянства состава их матрицы. Определяется
содержание 16 элементов: А1, Ва, Са, Сd, Сг, Сu, Fе (общее), К,
Mg, Мn, Nа, Ni, РЬ, S, V, Zn, которые отражают специфику
промвыбросов урбанизированных территорий.
Число и перечень исследуемых параметров согласованы с Меж-
дународным центром проведения мониторинга. Аналогичные ра-
боты выполняются на территориях стран Европы,
Каждая точка наблюдательной сети входит в Международный
банк данных ЕЭК (г. Хельсинки), ежегодная ситуация отражается
в Международном отчете ООН Forest Сопditoп in Еиrоре, публику-
ющемся в Брюсселе и анализирующем выполнение международ-
ных соглашений в рамках Конвенции LRТAР.
Подчиняясь единым правилам сбора информации, единой ме-
тодологии и обязательной интеркалибрации методик, такие ис-
следования поставляют данные, которые позволяют формировать
многопризнаковый банк данных о состоянии природной среды и
ее динамике в каждой отдельной точке, регионе, стране или части
Европы.
Решение задач I и II уровня в Программе 1СР-Forests и получе-
ние объективного представления о принципиальном характере
процессов загрязнения территории собственными и внешними
источниками к настоящему времени достигнуто. Результаты поле-
вых наблюдений достаточно хорошо освещают территорию регио-
на по сетке пробных площадей. Тем не менее, нет полного про-
странственного представления о регионе в целом, о состоянии
биоты его труднодоступных участков и территорий, не включен-
ных в планы полевых работ предыдущих лет.
Интегральный мониторинг (IСР-1М) предусматривает физиче-
ские, химические и биологические измерения компонентов эко-
систем, проводимые одновременно в одних и тех же местах с за-
данной периодичностью. На практике осуществление интеграль-
ного мониторинга сводится к выполнению ряда частных подпро-
грамм, которые соединяются либо путем получения стандартного
набора параметров (анализ межсредовых потоков вещества), либо
путем получения стандартного набора параметров на замкнутых
микробассейнах (причинно-следственный подход).
Междисциплинарная программа интегрального мониторинга
служит частью стратегического мониторингового исследования,
организованного ЕЭК ООН. В мониторинговой иерархии СР-1М
занимает высший уровень международного сотрудничества и яв-
ляется источником сопоставимой многопризнаковой природо-
охранной информации о комплексном антропогенном воздействии
на экосистемы, распространяющемся через границы климатиче-
ских, геологических, ландшафтно-геохимических природных зон
и через границы государств. Конечно, для обеспечения информа-
цией национальных структур, принимающих эколого-экономиче-
ские решения, 1СР-1М обязательно должен прибегать к помощи
мониторинговых экологических систем более низкого уровня, в
рассматриваемом случае — к данным ЕГСЭМ.
Программа 1СР-1М имеет три главных задачи.
1. Контроль состояния экосистем (микробассейнов водосбора
или площадок) и интерпретация наблюдаемых изменений как
последствий действия экологических факторов, чтобы создать на-
учную базу для контроля эмиссий;
2. Построение и подтверждение моделей отклика экосистем на
типовые сценарии воздействий: а) чтобы оценить отклик на ре-
альные или прогнозируемые изменения загрязняющего стресса;
б) чтобы получить региональные оценки, согласующиеся с дан-
ными съемок;
3. Проведение биомониторинга для выявления изменений природных компонентов, в особенности для оценки воздушного загрязнения и изменения климата.
Исторически сложилось представление об уровнях программы,
которое исходит из полноты наблюдений по рекомендованному
набору параметров и частоты сбора данных.
На станциях интегрального мониторинга выполняется полный
объем опробования и наблюдений за всеми компонентами окру-
жающей среды. Кроме того, проводятся интенсивные исследова-
ния взаимоотношений «доза—отклик» между химическим за-
грязнением и биологическими эффектами. Это позволяет затем
использовать гидрохимические, биогеохимические и биологичес-
кие причинно-следственные модели, результаты оценок, по ко-
торым обосновывают принятие управляющих решений в при-
родоохранной и межгосударственной политике. Например, рас-
чет критических нагрузок выпадений серы, азота, тяжелых ме-
таллов.
Поэтому к таким станциям предъявляются достаточно жесткие
критерии по месту их расположения, в частности — отсутствие
хозяйственной деятельности. Обычно они размещаются на особо
охраняемых территориях. Требования к станциям подразумевают
наличие микробассейна гидросети, конечного местного водоема
стока, сопряжение автономных и подчиненных ландшафтов. В комплекс наблюдений входит инвентаризация растений, грызунов и птиц, мониторинг воздуха, почв, вод, метеорологические исследования.
Интегральный мониторинг в странах Северной Европы выпол-
няется исключительно с целью оценок воздушных выпадений,
особенно при трансграничном переносе. Эта цель, безусловно,
важна и для России (для северо-запада РФ — влияние Эстонии и
Прибалтики). Однако на северо-западе не менее серьезное значение имеет и трансграничный перенос с водными системами как из-за рубежа, так и между субъектами РФ, размещающимися на водосборе Ладоги и Балтийского моря. Сбор ретроспективных и
натурных данных, а также и сама оценка экологической обстанов-
ки проводится с помощью представлений системного анализа:
путем структуризации факторов, установления системного отно-
шения членов системной иерархии, характеристики ответной ре-
акции всей системы на воздействие по отношению к какой-либо
ее части как единого целого.
Контрольные вопросы
1. Перечислите основные механизмы ассимиляции вредных веществ в
наземных экосистемах в различных ландшафтных зонах России.
2. Перечислите ведущие механизмы устойчивости морских экосистем
к загрязнению.
3. В результате каких процессов происходят разрушение или трансфор-
мация загрязняющих веществ в воздухе, в воде и в почве?
4. Перечислите основные показатели устойчивости экосистем к хими-
ческому загрязнению.
5. Назовите мероприятия общего характера по защите атмосферного
воздуха.
6. Какие методы защиты водных объектов относятся к группе деструк-
тивных и группе регенерационных?
7. Охарактеризуйте механический, физико-химический, химический,
биологический и термический способы очистки сточных вод.
8. Какие организационно-технические приемы используются при обра-
щении с отходами?
9. Каковы основные последствия теплового загрязнения водного объекта?
10. Каковы главные тины нарушения и загрязнения экосистем горно-
добывающими предприятиями?
11. Что включается в перечень специализированных мер защиты вод-
ных объектов от воздействия горнодобывающего производства?
12. Какие основные функции выполняют леса I группы?
13. Что входит в агроэкологическую оценку земель сельскохозяйствен-
ного назначения?
14. В чем состоят экологические проблемы водной мелиорации?
15. Каковы характерные ошибки и недостатки экологического обосно-
вания проектов?
16. Каковы основные принципы рекультивации загрязненных земель?
17. Перечислите принципы и приоритеты экологического мониторинга.
18. Каковы основные положения концепции межгосударственного мо-
ниторинга стран СНГ?
19. В чем заключаются основные проблемы организации мониторинг
водных объектов, в том числе и трансграничных водных бассейнов?
20. Какова роль дистанционных методов в экологическом мониторин-
ге? Какие задачи они решают?
21. Какие панъевропейские программы экологического мониторинга
поддерживаются Россией?
Упражнения
1. Приведите (по своему выбору) примеры практического использова
ния технических систем экологической безопасности в коммунальном-
лесном и сельском хозяйстве (муниципальные канализационные и водо
проводные сети, противопожарные мероприятия, мелиорация, устрой-
ство хранилищ отходов, складов ядохимикатов).
2. Сравните основные воздействия на компоненты окружающей среды
атомной и тепловой станции и перечислите главные элементы ТСЭБ этих
обьектов. Учтите тепловое загрязнение, воздействие на гидробионтов,
атмосферный воздух, лесные и сельскохозяйственные земли, размеще-
ние отходов (в том числе радиоактивных).
3. Охарактеризуйте требования к основным природозащитным объек-
там в инфраструктуре крупного города: сети наблюдений и контроля качева атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почвенного и растительного покрова, полигонам захоронения твердых бытовых и промышленных отходов, станциям водоподготовки, сооружениям по очистке
муниципальных и промышленных стоков. Оцените возможности населения в финансировании этих объектов через оплату расходов ЖКХ.
Список литературы
Федеральный закон «Об особо охраняемых территориях» от 15.02.95
№ 33-ФЗ(ст. 2, 10).
Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.95 № 52-ФЗ (ст. 6, 12,15).
Федеральный закон «Лесной кодекс Российской Федерации» от 29.01.97
№ 22-ФЗ (с изм. от 30.12.01)
Приказ Госкомприроды России «Об утверждении Правил ведения го-
сударственного кадастра особо охраняемых природных территорий» от
04.07.97№ 312.
Вайчис М. В. Программа-методика организации и проведения работ по
региональному мониторингу лесов Европейской части СССР (полевые и камеральные работы). — Каунас-Гирионис: Национальный центр СССР; ЛитНИИЛХ, 1989. - 56 с.
Разработка и реализация интегрированной программы природоохран-
ного мониторинга Ладожского озера (DIMPLA): Резюме и выводы проек-
та/ М.Вильянен, Р.Нииниойа, Т.Хуттула и др. — Йоенсуу: Институт
исследования воды и окружающей среды Финляндии, 2000. — 22 с.
Состояние окружающей среды в Российской Федерации в 1997 г.: Го-
сударственный доклад. — М.: Госкомэкология, 1998.
Экология: Учебник для технических вузов / Л. И. Цветкова, М. И.Алек-
сеев, Б.П.Усанов и др. — СПб.: Химиздат, 1999. — 552с.
ГЛАВА 4