Для выполнения контрольной работы
Министерство образования РБ
УО «Жировичский государственный
аграрно-технический колледж»
Утверждаю
Зам. директора по учебной части
________________ В.И. Мороз
Одобрено на заседании
цикловой комиссии
« »
Протокол № ___ от _________ 20 ___ г
Председатель ________
«ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»
Методические рекомендации и контрольные задания по выполнению контрольной работы
Специальность: "Энергетическое обеспечение
сельскохозяйственного производства 2-74 06 31"
Quot;Техническое обеспечение процессов
сельскохозяйственного производства 2-74 06 01"
(заочное отделение)
Жировичи 2013
Содержание
1.Пояснительная записка -3
2.План самостоятельного изучения дисциплины -5
3.Распределение контрольных вопросов по вариантам -8
4.Перечень вопросов для выполнения контрольных работ -9
5.Критерии оценки выполнения домашней контрольной работы -12
6.Перечень рекомендованной литературы -13
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания для учащихся-заочников дисциплины «Охрана окружающей среды и энергосбережение» предусматривают приобретения учащимися экологических и технических знаний, необходимых им в профессиональной деятельности и современной жизни. Задачами изучения экологии является формирование у учащихся правильных взглядов на современную экологию, взаимодействия человека с окружающей средой, антропогенное воздействие на окружающую среду.
Задачей раздела «Энергосбережение» является формирование экологического мировоззрения будущего специалиста, которое позволит самокритично анализировать и оценивать личную производственную деятельность в отношении к энергосбережению.
Изучение предмета должно основываться на знаниях биологических природно-экологических и социально-экономических наук. В качестве специальных методических приемов обучения возможно использование жизненного опыта учащихся, исторического подхода к анализу энергосбережения и экологических ситуаций. Учебный процесс необходимо ориентировать на выявление глубинных причин энергетического кризиса.
В результате изучения дисциплины учащиеся должны
Знать на уровне представления:
· состояние окружающей среды в РБ;
· важнейшие государственные акты РБ об охране окружающей среды;
· современное состояние биосферы и окружающей среды;
· принципы природопользования;
· источники загрязнения окружающей среды;
· факторы, воздействующие на окружающую среду и здоровье человека;
· энергетические ресурсы РБ;
· систему потребления энергоресурсов при производстве сельскохозяйственной продукции.
Знать на уровне понимания:
· способы получения экологически чистой продукции;
· природоохранные мероприятия при техническом обеспечении процессов производства сельскохозяйственной продукции;
· мероприятия по защите окружающей среды от вредного воздействия пестицидов и других химических веществ;
· факторы отрицательного воздействия сельскохозяйственного производства на окружающую среду;
· особенности ведения сельского хозяйства в условиях радиоактивного загрязнения;
· основные положения по организации радиационного контроля природной среды и сельскохозяйственной продукции;
· санитарно-гигиенические требования при организации труда работников сельскохозяйственного производства на территории, загрязненной радионуклидами;
· методику оценки энергоемкости производства сельскохозяйственной продукции;
· эффективные энергосберегающие технологии механизированных работ в сельскохозяйственном производстве.
Уметь:
· выполнять механизированные работы, не оказывая отрицательного влияния на окружающую среду;
· проводить основные природоохранные мероприятия при эксплуатации техники;
· анализировать состояние окружающей среды;
· разрабатывать мероприятия по обеспечению охраны окружающей среды и радиационной безопасности;
· вести пропаганду экологических знаний и основных правил радиационной гигиены;
· пользоваться дозиметрическими приборами, проводить санитарную обработку техники;
· производить энергетическую оценку механизированных технологий;
· обследовать объекты с целью внедрения энергосберегающих технологий;
· анализировать эффективность различных энергосберегающих технологий.
ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 2 – План самостоятельного изучения дисциплины
Раздел, тема | Требования к знаниям и умениям | Литература |
Раздел 1. Основы экологии | ||
Тема 1.1 Живые организмы и среда | Знать на уровне представления влияние окружающей среды на живые организмы. Знать на уровне понимания взаимосвязь окружающей среды и живых организмов. Уметь определять лимитирующие факторы окружающей среды | [1] [9] [4] [36 ] |
Тема 1.2 Популяция. Биоценоз. Биогеоценоз. Агробиоценоз. | Знать на уровне представления понятие популяции, биоценоза, экосистемы, агробиоценоза. Знать на уровне понимания структуру биоценозов, трафические уровни. | [1] [9] [4] [36 ] |
Раздел 2. Сельскохозяйственное производство и охрана природных ресурсов. | ||
Тема 2.1 Сельскохозяйственное загрязнение окружающей среды, как экологическая проблема. | Знать на уровне представления источники загрязнения природной среды в сельском хозяйстве. Знать на уровне понимания миграцию средств химизации в сельскохозяйственном производстве. Уметь определять основные принципы ведения экологически чистого сельскохозяйственного производства. | [1] [9] [7] [12 ] |
Тема 2.2 Проблема получения экологически чистой сельскохозяйственной продукции. | Знать на уровне представления виды и источники загрязнения сельскохозяйственной продукции. Знать на уровне понимания основные показатели качества сельскохозяйственной продукции. Уметь проанализировать степень загрязнения сельскохозяйственной продукции солями тяжелых металлов. | [24] [25 ] |
Тема 2.3 Водные ресурсы и атмосферный воздух, их состояние и охрана. | Знать на уровне представления структуру водных ресурсов и источники загрязнения атмосферного воздуха в Республике Беларусь. Знать на уровне понимания источники загрязнения поверхностных и подземных вод и атмосферного воздуха. Уметь анализировать влияние сельскохозяйственной техники на окружающую среду. | [1] [5] [2] [12] [13] [27] [26] [35] |
Тема 2.4 Земельные ресурсы, их состояние и охрана. Охрана недр. | Знать на уровне представления Земельные и минеральные ресурсы Республики Беларусь. Знать на уровне понимания виды и масштабы деградации почв. Уметь проанализировать влияние сельскохозяйственной техники на физико-химический состав почвы. | [1] [2] [5] [15 ] [26] [27] [35] |
Тема 2.5 Охрана растительного и животного мира. | Знать на уровне представления растительные ресурсы и животный мир Республики Беларусь. Знать на уровне понимания методы защиты растений и животных. Уметь организовать полевые работы так, чтобы сохранить биологические разнообразия. | [12] [5] [26 ] [27] [35] |
Тема 2.6 Организация охраны природы и заповедного дела в Республике Беларусь. Международное сотрудничество по экологии. | Знать на уровне представления структуру государственных органов по охране окружающей среды. Знать на уровне понимания общественные организации по охране окружающей среды. Уметь определять состояние охраняемых территорий. | [9] [3] [22] [14] |
Раздел 3. Радиационная безопасность. | ||
Тема 3.1 Радиологическая обстановка в Республике Беларусь. Единицы радиоактивности. | Знать на уровне представления радиологическую обстановку в Республике Беларусь. Знать на уровне понимания состав Чернобыльского выброса. Уметь определять уровень радиационной загрязненности окружающей среды. | [6] [17] [18] [19] |
Тема 3.2 Источники и процессы радиоактивного загрязнения природной среды объектов сельского хозяйства. | Знать на уровне представления источники радиоактивного загрязнения. Знать на уровне понимания пути радиоактивного загрязнения. | [6] [7] [18] [19] |
Раздел 4. Энергосбережение. | ||
Тема 4.1 Структура энергопотребления. | Знать на уровне представления задачи энергосбережения. Знать на уровне понимания виды энергии и способы ее получения. Уметь анализировать структуру энергосбережения. | [8] [10] |
Тема 4.2 Топливно-энергетический комплекс в Республике Беларусь, перспективы его развития. | Знать на уровне представления топливно-энергетические ресурсы в Республике Беларусь. Знать на уровне понимания источники обеспечения Беларуси топливно-энергетическими ресурсами. Уметь анализировать состояние топливно-энергетического комплекса Республики Беларусь с целью внедрения энергосберегающих технологий. | [8] [10] |
Тема 4.3 Энергосбережение на транспорте, в строительстве и сельском хозяйстве. | Знать на уровне представления способы энергосбережения в сельском хозяйстве, на транспорте и в строительстве. Знать на уровне понимания источники потери энергии. Уметь внедрять энергосберегающие технологии. | [8] [10] [11] |
Тема 4.4 Энергосбережение в быту. | Знать на уровне представления энергосбережение в быту. Знать на уровне понимания структуру ресурсов потребления в быту. Уметь определять основные направления эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в быту. | [8] [10] |
Тема 4.5 Энергосбережение, как природоохранная деятельность. | Знать на уровне представления источники загрязнения окружающей среды. Знать на уровне понимания экологические проблемы, связанные с использованием топливно-энергетических ресурсов. Уметь проанализировать влияние различных источников топлива на окружающую среду и выбрать экологически безвредный. | [8] [10] |
Тема 4.6 Возобновляемые и нетрадиционные источники энергии. | Знать на уровне представления нетрадиционные источники энергии. Знать на уровне понимания перспективы использования нетрадиционных источников энергии. Уметь рассчитать эффективность использования различных видов энергии. | [8] [10] |
Распределение
контрольных вопросов по вариантам
Пред-пос- лед- няя цифра шифра | Последняя цифра шифра | |||||||||||||||||||
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ
для выполнения контрольной работы
1. Охарактеризуйте предмет, цели и задачи охраны окружающей среды и энергосбережения. Изложите экологические проблемы Республики Беларусь.
2. Изложите понятие экологической проблемы и экологические проблемы современности
3. Охарактеризуйте закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды».
4. Определите влияние сельскохозяйственного производства на природную среду и человека.
5. Укажите способность растений и животных к адаптации. Лимитирующие факторы.
6. Охарактеризуйте понятия популяция, биоценоз, экосистема
7. Охарактеризуйте виды искусственных биоценозов, их обедненность и неустойчивость.
8. Укажите антропогенное воздействие на биосферу. Охарактеризуйте масштабы и последствия.
9. Охарактеризуйте техносферу, как измененную человеком биосферу.
10. Перечислите и дайте характеристику источникам загрязнения природной среды в сельскохозяйственном производстве.
11. Как происходит миграция средств химизации сельского хозяйства в природе, и их кумуляция в организме животных и человека.
12. Укажите и охарактеризуйте основные виды поллютантов содержащихся в пищевых продуктах.
13. Перечислите и охарактеризуйте виды и источники загрязнения сельскохозяйственной продукции. Укажите предельно допустимые концентрации в продукции.
14. Охарактеризуйте действие нитратов и тяжелых металлов на организм животных и человека.
15. Охарактеризуйте влияние нефтепродуктов на животный и растительный мир. Каковы последствия загрязнение водоемов.
16. Как проводится охрана малых рек и озер республики Беларусь? Перечислите нормативные документы.
17. Укажите и охарактеризуйте виды и источники загрязнения атмосферы.
18. Каковы последствия загрязнения атмосферного воздуха? Укажите ПДК вредных веществ в атмосфере.
19. Причина принятия закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха». Изложите и прокомментируйте основные статьи закона.
20. Почему происходит деградация почв. Как проводится охрана почв от загрязнения.
21. Что такое эрозия почвы. Охарактеризуйте её виды. Как проявляется эрозия почв в условиях Вашего района?
22. Каково значение мелиорации земель для сельского хозяйства и ее последствия?
23. Охарактеризуйте минеральные ресурсы Республики Беларусь. Какие экологические нарушения могут быть при их добыче.
24. Изложите как проводится переработка и утилизация твердых бытовых отходов.
25. Изложите как проводится переработка и утилизация твердых промышленных и токсичных отходов. Приведите примеры.
26. Правовая охрана земель. Кодекс Республики Беларусь «О земле»
27. Охарактеризуйте растительные ресурсы Республики Беларусь. Изложите экологическую роль лугов и болот.
28. Классифицируйте методы защиты растений от вредителей и болезней. Укажите достоинства и недостатки отдельных методов.
29. Охарактеризуйте лесной фонд Республики Беларусь и его рекрационное значение.
30. Почему отдельные растения и животные занесены в Красную книгу Республики Беларусь. Приведите примеры, Укажите численность и ареал(по пять растений и животных).
31. Как проводится охрана животных. Охарактеризуйте Закон Республики Беларусь «Об охране и использовании животного мира». Приведите примеры основных статей.
32. Как осуществляется охрана рыбных ресурсов. Приведите примеры прудовых хозяйств республики и перспективы их развития.
33. Охарактеризуйте заповедник, заказник и национальный парк. Укажите их роль в природоохранной работе. Охарактеризуйте Закон Республики Беларусь «Об особо охраняемых территориях и объектах», приведите примеры статей.
34. Какие органы государственного управления занимаются природопользованием и охраной природы Республики Беларусь. Дайте характеристику каждой организации и укажите схему подчинения.
35. Как осуществляется международное сотрудничество Республики Беларусь в области охраны окружающей среды?
36. Какова радиологическая обстановка в республике в настоящее время? Какие элементы определяют повышенный радиационный фон на загрязненной территории? Приведите примеры загрязнённых территорий.
37. Охарактеризуйте естественный радиационный фон. В каких пределах колеблется естественный радиационный фон на территории республики?
38. Охарактеризуйте единицы активности радиации: кюри, беккерель. Какие дозы облучения характерны для живых организмов?
39. Как происходит радиоактивное загрязнение растений? Укажите растения – радиоконцентраторы.
40. Как происходит радиоактивное загрязнение животных? Укажите перераспределение радионуклидов в тканях животных.
41. Охарактеризуйте факторы, влияющие на накопление радионуклидов в продукции растениеводства.
42. Изложите допустимый предел дозы облучения (ПД) для работников сельского хозяйства.
43. Как происходит миграция радионуклидов в биоценозах? Какова радиочувствительность животных и растений?
44. Изложите приемы технологической и кулинарной обработки растительного и животного сырья с целью уменьшения содержания радионуклидов.
45. Изложите гигиенические требования к труду работников сельского хозяйства на загрязненной радионуклидами территории.
46. Охарактеризуйте радиационный контроль природной среды и сельскохозяйственной продукции.
47. Что такое энергия? Укажите её виды и роль в жизни человека и общества.
48. Перечислите и охарактеризуйте энергетические ресурсы современного производства.
49. Какие виды топлива используются в народном хозяйстве. Дайте им характеристику и укажите их запасы в Республике Беларусь.
50. Охарактеризуйте топливно-энергетический комплекс Республики Беларусь.
51. Охарактеризуйте способы транспортировки тепловой и электрической энергии. Приведите примеры.
52. Традиционная энергетика и ее характеристика
53. Нетрадиционная энергетика и ее характеристика
54. Почему возникла объективная необходимость энергосбережения и какие существуют проблемы. Приведите примеры.
55. Изложите энергосберегающие технологии в растениеводстве (с указанием процессов, машин, механизмов).
56. Изложите энергосберегающие технологии при эксплуатации машино-тракторного парка (с указанием процессов, машин, механизмов).
57. Изложите энергосберегающие технологии в животноводстве (с указанием процессов, машин, механизмов).
58. Как вы осуществляете энергосбережение в быту.
59. Какие существуют экологические проблемы в энергетике? Приведите примеры.
60. Изложите мировой опыт энергосбережения. Приведите примеры.