Работа должна быть представлена на кафедру не позднее, чем за два месяца до начала экзаменационной сессии
Министерство образования и науки российской федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Оренбургский государственный институт менеджмента»
ОСНОВЫ ПРАВА
Методические рекомендации по выполнению
Контрольной работы
Направление подготовки 081100.62 – «Государственное и муниципальное управление»
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
Оренбург
УДК
ББК
О
Обсуждена на заседании кафедры «Государственного управления и истории» от __ ___________ 201__ г., протокол № __.
Одобрена Учебно-методическим советом от __ _________ 201_ г., протокол № _.
Составители: А. А. Цветков, В. С. Подпорина
О | Основы права : Методические рекомендации по выполнению контрольной работы дисциплины / сост. А.А. Цветков, В.С. Подпорина. – Оренбург : ОГИМ, 2011. – 26 с. |
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы дисциплины «Основы права» определяет её содержание, объём, порядок изучения и преподавания студентам очной и заочной форм обучения направления подготовки 081100.62 – «Государственное и муниципальное управление». Программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО направления подготовки 081100.62 – «Государственное и муниципальное управление» и Положением [временное] «Методические рекомендации по выполнению контрольной работы дисциплины. Общие требования к содержанию, построению, изложению и оформлению», принятым в институте.
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы дисциплины «Основы права» адресована студентам очной и заочной форм, обучающимся в Институте по направлению подготовки 081100.62 – «Государственное и муниципальное управление».
УДК
ББК
© Цветков А.А., Подпорина В.С., составление, 2011 |
© ФГБОУ ВПО «ОГИМ», 2011 |
Содержание
1. Порядок определения темы контрольной работы........................................4
2.Самостоятельная работа с литературой........................................................7
Требования к оформлению, объему и срокам выполнения контрольных работ......................................................................................................................9
4. Примерный перечень вопросов к экзамену................................................12
Перечень литературы, рекомендованной для изучения учебной дисциплины........................................................................................................14
Приложение 1. Образец оформления титульного листа контрольной работы.................................................................................................................16
Методические рекомендации по выполнению
Контрольной работы
Выполнение контрольной работы включает несколько этапов: подготовительный, написание текста работы, её оформление. Выполнение этих последовательных этапов позволит студенту осуществить главную задачу – самостоятельно подготовить контрольную работу на высоком научно-методическом уровне и, при необходимости, защитить ее.
Наиболее трудоемкий из них – подготовительный этап. Он предполагает: выбор темы, составление библиографии, поиск и сбор материалов, составление плана.
1. Порядок определения темы контрольной работы
В ходе изучения дисциплины «Основы права» студент – заочник выполняет одну контрольную работу. Тема контрольной работы определяется студентом из следующей таблицы:
Начальная буква фамилии студента | Номер темы контрольной работы | Начальная буква фамилии студента | Номер темы контрольной работы |
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О | 1 и 29 2 и 30 3 и 31 4 и 32 5 и 33 6 и 34 7 и 35 8 и 36 9 и 37 10 и 38 11 и 39 12 и 40 13 и 41 14 и 42 | П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я | 15 и 43 16 и 44 17 и 45 18 и 46 19 и 47 20 и 48 21 и 49 22 и 50 23 и 51 24 и 52 25 и 53 26 и 54 27 и 55 28 и 56 |
Номера и темы контрольных работ:
1. Государство и право. Их роль в жизни общества.
2. Сущность и основные черты государства.
3. Понятие и особенности правового государства.
4. Сущность и основные характеристики права.
5. Понятие и структура юридической нормы.
6. Действие нормативного правового акта.
7. Понятие, признаки и структура правоотношения.
8. Международное право как особая отрасль права.
9. Право как нормативный регулятор общественных отношений.
10. Система права в Российской Федерации.
11. Нормативный правовой акт как основной источник права в Российской Федерации.
12. Юридические факты как основания возникновения, изменения и прекращения правовых отношений.
13. Формы и способы реализации права.
14. Общая характеристика юридической ответственности: понятие, признаки, виды.
15. Значение законности и правопорядка в современном обществе.
16. Правонарушение и юридическая ответственность.
17. Понятие и структура правоохранительных органов.
18. Основы конституционного строя России.
19. Органы государственной власти Российской Федерации и местного самоуправления.
20. Избирательное право и избирательная система в Российской Федерации.
21. Особенности федеративного устройства России.
22. Конституция как основной закон государства. Юридические свойства конституции.
23. Понятие и источники гражданского права.
24. Субъекты и объекты гражданско-правовых отношений.
25. Основания возникновения и прекращения гражданско-правовых отношений.
26. Право собственности и ограниченные вещные права.
27. Граждане как субъекты гражданского права.
28. Юридические лица.
29. Сделки. Понятие, виды и условия действительности сделок.
30. Понятие, формы и способы защиты гражданских прав.
31. Обязательства в гражданском праве.
32. Гражданско-правовые формы защиты права собственности.
33. Понятие, содержание, форма и виды гражданско-правовых договоров.
34. Понятие, принципы и способы обеспечения исполнения обязательств.
35. Гражданско-правовая ответственность.
36. Основные понятия наследственного права. Наследование собственности граждан по закону и по завещанию.
37. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей.
38. Алиментные обязательства членов семьи.
39. Личные и имущественные права и обязанности супругов.
40. Семейное правоотношение и правовое регулирование заключения брака.
41. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
42. Особенности административно-правовых отношений.
43. Понятие и принципы государственного управления. Органы государственного и муниципального управления.
44. Административные правонарушения и административная ответственность.
45. Административное право и управление экономикой и социально-культурной сферой.
46. Понятие, формы и содержание трудового договора.
47. Методы правового регулирования заработной платы.
48. Материальная ответственность работников: виды, порядок возмещения ущерба.
49. Дисциплина труда и внутренний трудовой распорядок.
50. Порядок разрешения трудовых споров.
51. Правонарушение и преступление. Соотношение двух понятий.
52. Понятие и виды преступлений.
53. Уголовная ответственность и уголовное наказание.
54. Понятие, формы и виды соучастия в преступлении
55. Экологическое право и экологические правонарушения
56. Правовая регламентация защиты государственной и коммерческой тайны.
При исследовании темы контрольной работы рекомендуется выбирать определенный ракурс, который вызывает наибольший практический интерес, при этом необходимо ориентироваться на последние публикации в академических научных журналах.
После определения особенностей проблематики темы следует приступить к составлению библиографии, т.е. подробного перечня литературы по проблеме своего исследования.
2.Самостоятельная работа с литературой
Наличие многообразной литературы по той или иной проблеме требует от студента умения ориентироваться в мире книг. Для выбора необходимой литературы следует обратиться к справочно-библиографическим отделам библиотек, где имеются различные каталоги, в том числе электронные, библиографические справочники, тематические аннотированные указатели литературы, издания библиографического характера, необходимые для быстрого поиска литературы по теме или проблеме. К изданиям библиографического характера относится: «Книжная летопись», «Летопись журнальных статей», которые находятся в библиотеке. Консультации по правилам пользования такой справочной литературой можно получить у библиотекаря.
Вся найденная литература выписывается на специальные библиографические карточки, куда заносятся фамилия и инициалы автора, подробное название книги, включая подзаголовок, если он имеется, место издания, год выпуска и количество страниц в книге. Картотеку можно составить при помощи компьютера, что облегчит обработку подобранной литературы и источников. Эти сведения являются паспортными данными книги и уже в какой-то степени позволяют составить самое общее представление об ее содержании.
Основное место в библиографии должны занимать конкретные нормативные правовые акты, научные статьи и брошюры, учебная литература, разработки преподавателей кафедры юридической психологии и правоведения. Студенты заочной формы обучения при написании контрольной работы должны пользоваться справочными и энциклопедическими изданиями, где они найдут определение терминов и основных категорий права.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что правовые науки обладают значительным количеством фундаментальных, монографических исследований и публикаций в научных журналах по различным проблемам права, которые так же необходимо использовать при написании контрольной работы.
Одним из наиболее доступных источников являются материалы периодической печати, в которых регулярно публикуются основные нормативные правовые акты, комментарии к ним, научные и публицистические материалы, связанные с правом. К таким изданиям можно отнести: «Российскую газету», сборник «Собрание законодательства Российской Федерации»; журналы: «Государство и право» «Законность», «Российская юстиция», «Вестник высшего арбитражного суда РФ», «Юрист и бухгалтер», «Хозяйство и право», и др.
Самостоятельное изучение документов, публикаций результатов исследований и другой научной литературы требует выработки определенных навыков и умений работать с книгой.
После подбора необходимой литературы можно перейти к непосредственному изучению каждого источника. Степень понимания и осмысления содержания любого произведения зависит от цели изучения, в данном случае - это усвоение содержания работы, выделение основных ее положений и умение кратко формулировать выводы. Поэтому самостоятельная работа по изучению литературы должна включать несколько этапов:
1. Предварительное общее ознакомление с произведением. На данном этапе необходимо ознакомиться с выходными данными книги, ее основными разделами (содержанием).
2. Работа над изучением текста. После общего знакомства с книгой, статьей необходимо приступить к осмысленному чтению. Оно может быть сплошным или выборочным. По мере прочтения обязательно нужно делать пометки, обращая внимание на главные моменты работы. Чтение должно быть внимательным, чтобы сосредоточиться не на процессе чтения, а на понимании и запоминании сущности изложения. При этом необходимо обращать внимание на логику и аргументацию автора, а также на его выводы.
3. Повторное чтение отдельных абзацев, разделов, глав книги. Такое чтение необходимо в том случае, если не удается глубоко вникнуть в содержание произведения, четко определить его структурные части, а также уяснить непонятные мысли автора. Самостоятельная работа будет более успешной, если проявлять целеустремленность и активность в поиске, а также систематичность и последовательность в овладении практическими навыками изучения произведения.
В процессе чтения можно использовать любые формы записи (подробный или краткий конспект, тезисы, выписки). Обязательно нужно выделить главные положения книги, указать ее выходные данные (фамилию и инициалы автора, название произведения, место и год издания) или статьи (фамилию и инициалы автора, название статьи, где и когда она была напечатана). Конспектирование можно выполнять как от руки, так и при помощи набора текста конспекта на компьютере. Следует иметь в виду, что сканирование текста, а затем его обработка менее эффективны для осознанного усвоения учебного и научного материала, чем собственноручное написание текста или его набор на клавиатуре.
В процессе конспектирования основные положения работы следует излагать в авторской последовательности. Выделять наиболее яркие цифры и факты, внесенные автором для документального обоснования своих выводов и положений.
Цитировать фрагменты необходимо строго по источнику, не внося в цитату никаких изменений.
Собственные мысли, возникшие в ходе изучения первоисточника, а также пометки другого рода выносить на поля конспекта по мере работы над источником.
Конспект должен быть составлен четко, с единой системой подчеркивания, отделением законченной мысли (абзаца) красной строкой.
3. Требования к оформлению, объему и срокам выполнения контрольных работ
Студенту следует соблюдать определенный порядок изложения материала в ходе написания контрольной работы. Изучив необходимую литературу и сделав выписки, студенту необходимо составить рабочий план, который должен определить главную идею работы, а также последовательность в изложении основных вопросов темы. В плане закрепляется структура студенческой контрольной работы, включающая в себя: введение, основную часть, заключение. В план следует включать 3-4 вопроса, так как, обилие вопросов не позволит студенту с достаточной глубиной их раскрыть.
Во введении определяется актуальность темы, раскрывается важность и необходимость ее исследования, формулируются основные задачи работы. Введение должно быть по возможности кратким (1-1,5 страницы).
В основной части работы следует раскрыть содержание темы, используя проблемный принцип изложения материала.
В заключении подводятся итоги работы, формулируются выводы. Здесь же возможны и некоторые рекомендации автора по использованию выводов работы на практике или в научных исследованиях. В конце контрольной работы прилагается список использованныхисточников и литературы. Примеры библиографического описания изданий в списке использованных источников и литературы можно найти в любой книге научно-монографического характера.
После составления плана необходимо весь собранный материал распределить в соответствии с основными вопросами. В ходе распределения информационного материала студент еще раз просматривает его и осмысливает.
Продумав и обработав материал, можно приступить к написанию соответствующего раздела. Излагать материал нужно четко, аргументировано. Законченная мысль в работе должна отделяться абзацем, который начинается с красной строки.
Ваши конспекты (записи) должны помочь связать воедино все основные вопросы произведения. Старайтесь самостоятельно, своими словами излагать содержание работы (по главам, разделам), подкрепляя запись прочитанного наиболее важными и характерными цитатами, фактами. Каждая выписка должна выражать законченную мысль.
Часто при записи прочитанного студент опирается на фактический материал, заимствованный из других работ. Цитирование широко распространено в студенческих работах (рефератах, контрольных работах), и это понятно: легче привести цитату, выдержку из опубликованной работы, чем тратить время на обдумывание собственных выводов. Однако это не должно быть правилом, поскольку не соответствует творческому подходу к усвоению материала. Там же, где объективно необходимо цитирование, текст цитируемого материала обязательно должен быть строго сверен с источником и заключен в кавычки.
Сноски оформляются внизу страницы или в конце контрольной работы. Ссылки на цитаты и фактический материал делаются только на ту литературу, которая использована автором непосредственно (лично). При постраничном цитировании сноски приводятся внизу страницы. При повторной ссылке на книгу (статью) требуется привести только фамилию, инициалы автора, название произведения и номера страниц.
Если студент выбрал вариант сносок в конце контрольной работы, то в тексте контрольной работы после каждой цитаты необходимо проставить в квадратных скобках порядковый номер источника и указать страницу цитируемого текста, например: «Автор Косова О.Ю., раскрывая понятие семьи писала: «…в настоящее время говорить о наличии единой науки о семье, располагающей собственной методологией и общей методикой исследований, преждевременно» 32. с. 12».
1. В данном случае цифра 32 – это порядковый номер в списке литературы, который приведен студентом в конце своего исследования ( 32. Косова, О. Ю. Семейное и наследственное право России: Учебное пособие М.: «Статут», 2001. – 311 с.), а цифра 12 – страница данного произведения Косовой О.Ю.
Опыт проверки контрольных работ показывает, что они могут иметь ряд характерных недостатков:
- поверхностное изложение теоретических положений;
- подмена творческой работы с литературой списыванием текстов из монографий, статей, брошюр и т. д.;
- использование устаревшей литературы;
- небрежность в оформлении, игнорирование требований, предъявляемых преподавателями кафедры юридической психологии и правоведения к контрольным работам.
Контрольные работы, присланные на рецензию на кафедру юридической психологии и правоведения, имеющие отмеченные недостатки, к зачету не принимаются и возвращаются студенту на доработку.
При рецензировании контрольных работ преподавателями кафедры обращается внимание не только на содержание, но и на оформление.
Контрольная работа должна быть выполнена грамотно, аккуратно, в рукописном, машинописном или «компьютерном» варианте в объеме 15-20 страниц формата А4 (шрифт - 14; 40 строк на странице, 65 знаков в строке). Только по согласованию с преподавателем контрольная работа может быть предоставлена на магнитном носителе (дискете).
Таким образом, каждая контрольная работа состоит из следующих компонентов: 1 - титульный лист; 2 - план; 3 - текст работы; 4 -список использованной литературы.
Образец оформления титульного листа указан в Приложении 1.
На второй странице контрольной работы приводится план-оглавление с указанием страниц разделов. Далее - с третьей страницы - разборчиво, без помарок должна быть написана вся работа.
В конце работы должны быть поставлены дата ее отправления в ВУЗ и подпись автора.
Работа должна быть представлена на кафедру не позднее, чем за два месяца до начала экзаменационной сессии.
Работа, признанная выполненной, возвращается студенту с оценкой «зачтено». Студент, несмотря на положительную оценку его работы, должен ознакомиться с замечаниями и рекомендациями, которые сделаны рецензентом. Необходимо подготовить устный ответ по замечаниям на контрольную работу, так как преподаватель в ходе экзамена обязательно обратит внимание студента на недостатки в работе и проверит знания студента по замечаниям, высказанным в рецензии.
В случае, если работа не зачтена, студент должен в зависимости от замечаний рецензента переработать, ее целиком или завершить доработку отдельных вопросов. В отдельных случаях по рекомендации преподавателя студент может написать работу на другую тему.
Защита контрольной работы. Наряду с написанием контрольной работы и ее рецензированием преподаватель может провести собеседование со студентом-заочником по теме контрольной работы. Результаты такого собеседования учитываются на экзамене. Защита контрольной работы проводится в сроки, которые устанавливает преподаватель.
4. Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Содержание понятия «государство». Теории происхождения государства и права.
2. Типы и формы государства.
3. Соотношение права и морали.
4. Нормативный правовой акт.
5. Виды систематизации нормативных актов.
6. Основные правовые системы современности.
7. Сущность, содержание и значение международного права.
8. Понятие и структура юридической нормы.
9. Общая характеристика отраслей права.
10. Система законодательства в РФ.
11. Понятие правоотношения, его предпосылки и структура.
12. Система права РФ.
13. Формы и способы реализации права.
14. Правонарушение: понятие, виды, состав.
15. Общая характеристика юридической ответственности.
16. Значение законности и правопорядка в современном обществе.
17. Понятие конституционного права. Конституция Российской Федерации и ее юридические свойства.
18. Особенности федеративного устройства России.
19. Система органов государственной власти.
20. Правовой статус личности в РФ.
21. Избирательная система в РФ.
22. Основы конституционного строя России.
23. Роль и полномочия Президента РФ.
24. Федеральное собрание России.
25. Правительство России.
26. Судебная власть в РФ.
27. Местное самоуправление.
28. Общая характеристика и структура административного права.
29. Субъекты административного права.
30. Административно-правовые формы и методы.
31. Административная ответственность и виды административных взысканий.
32. Виды административных проступков.
33. Физические и юридические лица в гражданском праве.
34. Понятие, принципы и система гражданского права.
35. Возникновение гражданских прав и обязанностей.
36. Объекты гражданского права.
37. Гражданско-правовые сделки: виды, формы и условия действительности сделок.
38. Содержание, основания возникновения и прекращения права собственности. Правомочия собственника.
39. Способы защиты права собственности.
40. Обязательства в гражданском праве: понятие и стороны обязательств. Способы обеспечения исполнения обязательств.
41. Гражданско-правовой договор: понятие, виды, порядок заключения, изменения и расторжения.
42. Понятие наследственного права. Наследование собственности граждан по закону и по завещанию.
43. Сущность и значение семейного права.
44. Порядок заключения, расторжения и прекращения брака.
45. Личные и имущественные права и обязанности супругов.
46. Права и обязанности родителей и детей.
47. Алиментные обязательства членов семьи.
48. Формы содержания и воспитания детей оставшихся без попечения родителей.
49. Понятие и источники трудового права.
50. Трудовой договор. Порядок заключения и расторжения.
51. Рабочее время и время отдыха.
52. Дисциплина труда и ответственность за ее нарушение.
53. Понятие заработной платы. Методы правового регулирования заработной платы.
54. Трудовые споры.
55. Материальная ответственность работников.
56. Порядок разрешения трудовых споров.
57. Экологическое право: понятие, источники. Права граждан в области экологии.
58. Экологический механизм охраны окружающей природной среды. Государственная экологическая экспертиза.
59. Виды ответственности за экологические правонарушения. Возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением.
60. Понятие уголовного права. Общая характеристика уголовного законодательства.
61. Понятие и виды преступлений.
62. Признаки преступления и характеристика элементов состава преступления.
63. Понятие преступления и наказания, характеристика обстоятельств, исключающих преступность деяния.
64. Виды уголовных наказаний. Обстоятельства, отягчающие и смягчающие уголовную ответственность.
65. Понятие государственной тайны и ее место среди других правовых понятий.
66. Роль и значение коммерческой тайны.
Перечень литературы,