Глава 5. Приобретение и прекращение прав пользования водными объектами
Статья 46. Основания приобретения прав пользования водными объектами
В комментируемой статье законодатель предусматривает основания приобретения прав пользования российскими водными объектами.
По общему правилу, право пользования водным объектом приобретается на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора.
Однако, в случае особого пользования водным объектом нужны не только лицензия и договор, но и решение Правительства Российской Федерации. Данный подход объясняется тем, что при особом пользовании водоем не является общедоступным. Его эксплуатирует ограниченный круг лиц.
Законодатель особо упоминает о распорядительной лицензии. Этот отдельный вид лицензии позволяет первичным водопользователям передавать право пользования водным объектом иным лицам (см. Комментарий к ст. 52 ВК РФ).
Уже из текста комментируемой статьи можно заключить, что доступ пользователя к водному объекту является "двухступенчатым" или даже "трехступенчатым". Водопользователю нужно получить лицензию, заключить договор, а в определенных случаях нужно еще и решение Правительства Российской Федерации. Затрудненность доступа к водному объекту из-за разрешительных процедур подвергнута резкой критике. Поэтому при проектировании изменений в водном законодательстве планируется исключить лицензирование водопользования*(41).
Основания приобретения прав пользования обособленными водными объектами (замкнутыми водоемами) определяются в большей степени гражданским и земельным законодательством. Между тем, это не противоречит водному законодательству, так как в самом ВК РФ рассматриваемые водоемы считаются составной частью земельного участка. Более того, согласно ст. 5 ВК РФ, отношения по поводу замкнутых водоемов регулируются, прежде всего, гражданским и земельным законодательством. Таким образом, они могут быть проданы или сданы в аренду вместе с земельными участками.
Законодателем может быть предусмотрен водный сервитут- право ограниченного пользования водным объектом. Оно устанавливается договором, судебным решением (частный водный сервитут), или прямо законом (публичный водный сервитут).
Все права пользования российскими водными объектами, кроме публичного водного сервитута, возникают с момента государственной регистрации.
Статья 47. Переход прав пользования водными объектами
Законодатель устанавливает два необходимых условия перехода права пользования водными объектами от одного лица другому. Во-первых, водопользование должно осуществляться для собственных нужд. Во-вторых, цели водопользования (таковые указаны в ст. 85 ВК РФ) не должны меняться.
Переход права пользования водными объектами может происходить в порядке правопреемства (смерть гражданина-водопользователя, реорганизация юридического лица). Кроме того, переход права пользования водными объектами возможен и на основании распорядительной лицензии.
Статья 48. Лицензия на водопользование
Лицензирование является одним из оснований возникновения права пользования водными объектами. Но, согласно ст. 86 ВК РФ, оно требуется лишь при использовании водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств. Таким образом, лицензирование распространяется лишь на специальное водопользование. Данная норма обусловлена тем, что при специальном водопользовании водотоки и водоемы испытывают большую антропогенную нагрузку, чем при общем.
Лицензирующим органом в области водопользования является Федеральное агентство водных ресурсов. Это предусмотрено специальным Постановлением Правительства "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов" от 16 июня 2004 г. N 282*(42). При выдаче лицензии названное агентство должно учитывать наличие водных ресурсов, состояние водных объектов (водотоков, водоемов, морей), потребностей в них водопотребителей. В самой лицензии должны быть указаны сведения о лимитах, способах и целях водопользования, а также требования по рациональному использованию и охране водных объектов. Таким образом, лицензирование призвано заранее "задать" экологически оправданные параметры использования различных водных объектов.
Законодатель решает вопрос о лицензировании довольно гибко: лицензия может выдаваться как для одной, так и для нескольких целей использования. Кроме того, законодатель выделяет их особую разновидность - распорядительную лицензию (См. Комментарий ст. 52 ВК РФ)
Положения ВК РФ о лицензировании водопользования были конкретизированы в ряде правительственных и ведомственных подзаконных актов. Прежде всего, имеется в виду
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установление и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии" от 3 апреля 1997 г, N 383*(43). Кроме того, действует Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации "Об утверждении документов по лицензированию пользования поверхностными водными объектами" от 23 октября 1998 г. N 232*(44). Приказом утвержден перечень видов специального водопользования (судоходство, лесосплав, энергетика и т.д.). Но такой вид водопользования, как промысловое рыболовство, не содержится в данном Перечне. Поэтому, обладая некоторыми признаками специального водопользования, на практике промысловое рыболовство не требует выдачи лицензии и заключение договора.
В названном Приказе "Об утверждении документов по лицензированию пользования поверхностными водными объектами" приведены также формы бланков лицензий и формы реестров регистрации лицензий.
Статья 49. Содержание лицензии на водопользование
В комментируемой статье предусматривается обязательное содержание лицензии на водопользование. В ней следует указывать данные о водных объектах, водопользователях, водопотребителях, способах, целях, лимитах водопользования. В лицензии отмечаются сроки ее действия, а также природоохранные требования. Все эти данные должны быть указаны вне зависимости от вида лицензии ("обычной" или распорядительной).
Кроме того, нормы ВК РФ конкретизируются в подзаконных актах. Прежде всего, имеется в виду Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации "Об утверждении документов по лицензированию пользования поверхностными водными объектами" от 23 октября 1998 г. N 232*(45). В нем предусмотрены формы двух разных бланков: по "обычной" лицензии и по распорядительной лицензии. Реквизиты названных бланков должны соответствовать требованиям комментируемой статьи.
Статья 50. Порядок выдачи, оформления, регистрации лицензии на водопользование и распорядительной лицензии
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов" от 16 июня 2004 г. N 282*(46), лицензирующим органом является Федеральное агентство водных ресурсов. Названное агентство выдает, оформляет и регистрирует как "обычные" лицензии на водопользование, так и распорядительные лицензии. Причем, лицензии вступают в силу лишь после их регистрации.
Специальные формы реестра регистрации лицензий и распорядительных лицензий предусмотрены в Приказе Министерства природных ресурсов Российской Федерации "Об утверждении документов по лицензированию пользования поверхностными водными объектами" от 23 октября 1998 г. N 232*(47). При этом федеральное Министерство природных ресурсов регламентирует даже порядок заполнения указанных форм реестров. Если обратиться к самим формам реестров, можно отметить существенную разницу между двумя видами лицензии.
Реестры регистрации лицензии наряду с реестрами договоров входят в систему сводов данных в области использования и охраны вод и касаются специального водопользования. Они, по сути дела, являются продолжением, подспорьем государственного водного кадастра. Поэтому фиксирование круга лиц - владельцев лицензий отвечает общей задаче обеспечения четкости водных правоотношений.
Статья 51. Внесение изменений в лицензию на водопользование
В комментируемой статье законодатель предусматривает круг оснований для внесения изменений в лицензию на водопользование.
Прежде всего, предусматриваются изменения в лицензиях по инициативе водопользователя. Являющееся водопользователем, физическое или юридическое лицо может сослаться на изменение состояния водотока или водоема, которое влечет за собой необходимость изменения лимитов водопользования. В свою очередь, поскольку лимиты водопользования, согласно ст. 49 ВК РФ, включены в содержание лицензии, их нельзя изменить, не изменив саму лицензию.
Кроме того, изменения в лицензиях возможны по другим основаниям: смерть гражданина, реорганизация юридического лица.
Внесение изменений в сами лицензии подлежит регистрации, так как это влечет за собой изменения договоров. В связи с этим отметим, что водные правоотношения при всей своей гибкости не должны терять необходимой четкости и "прозрачности". Необходимо исключить возможность сохранения устаревшей информации и возникающих на этой основе ошибок при управлении в области использования и охраны вод.
Полномочие по изменению лицензий входит в компетенцию Федерального агентства водных ресурсов. Это предусмотрено в Постановлении Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов" от 16 июня 2004 г. N 282*(48)
Статья 52. Распорядительная лицензия
В водном законодательстве различаются два правовых инструмента: "лицензия на водопользование" и "распорядительная лицензия". Общее между ними состоит в том, что они выдаются лицензирующим органом и являются специальным разрешением на хозяйственную и иную, разрешенную законом, эксплуатацию водного объекта. В отличие от обычной лицензии, позволяющей использовать водоем для собственных нужд, распорядительная лицензия, кроме того, дает право получившему ее водопользователю передавать водоем в пользование другому лицу. В этом заключается преимущество распорядительной лицензии над обычной лицензией.
Итак, распорядительная лицензия предоставляет возможность первому водопользователю распоряжаться ресурсами водного объекта в пользу второго. В результате этого происходит переход прав пользования на часть водного объекта от одного лица (основного, генерального водопользователя) к другому лицу (вторичному водопользователю). Генеральный водопользователь, как владелец распорядительной лицензии, определяет условия водопользования для вторичного водопользователя и осуществляет контроль за надлежащим соблюдением этих условий.
По замыслу законодателя, генеральный водопользователь не является, однако, "третьим лишним" в отношениях между лицензирующим органом и вторичным водопользователем. Владелец распорядительной лицензии обязан проводить мероприятия по улучшению состояния водных объектов, в частности, по воспроизводству водных биоресурсов. Это особенно важно, так как в настоящее время стоит задача зарыбления и последующего рыбохозяйственного использования многих поверхностных водных объектов. Кроме того, генеральный водопользователь обязан очищать воды, укреплять берега водных объектов, проводить другие мероприятия природоохранного характера.
В части третьей комментируемой статьи запрещен произвольный отказ в выдаче распорядительной лицензии водопользователю. Исключение делается только для случаев противоречия действующему законодательству, нарушения прав и законных интересов граждан, нанесения ущерба окружающей среде.
Статья 53. Аннулирование лицензии на водопользование и распорядительной лицензии
Аннулирование лицензии - один из возможных способов прекращения прав пользования водными объектами. Аннулирует лицензию тот орган, который ее выдает или изменяет. Как было указано ранее, лицензирующим органом является Федеральное агентство водных ресурсов. Это можно заключить из Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов" от 16 июня 2004 г. N 282*(49).
По замыслу законодателя, аннулирование лицензии не является произвольным действием административного органа. Согласно ст. 61 ВК РФ, перед аннулированием лицензии данное физическое или юридическое лицо должно быть поставлено в известность о нарушении им водного законодательства. Только в случае, если оно не устранило в определенный срок допущенное нарушение, у лицензирующего органа есть основания аннулировать лицензию.
При особом пользовании водным объектом аннулированию лицензии предшествует решение Правительства Российской Федерации.
Аннулирование лицензии влечет за собой расторжение договора пользования водным объектом и поэтому разрывает все отношения в области специального водопользования. Это, конечно же, не исключает использование водных объектов данным физическим и юридическим лицом без применения технических средств и устройств (общее водопользование). Однако, и в этом случае необходимо соблюдать требования водного законодательства (об общем и специальном водопользовании см. ст. 86 ВК РФ).
Статья 54. Договор пользования водным объектом
Договор пользования водными объектами (далее для краткости - договор водопользования) является необходимым и неотъемлемым правовым институтом. Он призван обеспечить четкость и ясность правоотношений, а также взаимную ответственность сторон. В случае отмены лицензирования водопользования, роль договоров в дальнейшем будет только возрастать. В последующих статьях 55-59 ВК РФ предусмотрены виды, существенные условия, регистрация и иные положения о договорах водопользования.
В комментируемой статье подчеркивается, что к договорам водопользования применяются, прежде всего, положения водного законодательства. Затем, во вторую очередь, используются гражданско-правовые институты. Таким образом, законодателем соблюден принцип примата специальных правовых норм над общими. В данном случае, специальными являются нормы водного законодательства, а общими - нормы гражданского.
Как и всякие договора о природопользовании, договора о водопользовании имеют особенности, обуславливающие их существенные отличия от гражданско-правовых договоров. Содержание договоров водопользования во многом определено императивными нормами водного законодательства, которые могут значительно ограничивать волю сторон в интересах охраны водных объектов. Следует учесть, что, согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации, природные ресурсы, в том числе и водные, используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Поэтому они не столь проникнуты "цивилистическим" духом равноправия и автономии воли сторон.
Еще более специфична такая черта договоров водопользования, как использование одного и того же водного объекта для разных целей разными хозяйствующими субъектами на основании разных договоров. Это проистекает из заложенного в водном праве положения о комплексном водопользовании. Следовательно, при заключении договора пользования водным объектом требуется учитывать интересы третьих лиц, осуществляющих водопользование в законном порядке.
Комментируемая статья была существенно изменена Федеральным законом N 122. Ранее договора водопользования заключались органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Отныне договоры водопользования должны заключаются Федеральным агентством водных ресурсов. Основания для этого содержатся в Постановлении Правительства Российской Федерации "Вопросы Федерального агентства водных ресурсов" от 6 апреля 2004 г., N 169*(50). Согласно этому подзаконному акту, названному агентству доверено предоставлять право пользования водными объектами, находящимися в федеральной собственности.
В связи с этим следует отметить, что почти за 10-летный период заключения договоров на региональном уровне был накоплен известный опыт. В частности, в ряде субъектов Российской Федерации (Московская, Ленинградская, Мурманская, Свердловская области, город федерального значения Санкт-Петербург) были разработаны и утверждены Типовые или Примерные формы договоров пользования водными объектами. Они были предназначены для решения двух задач: конкретизация немногословных норм ВК РФ о договорах и упорядочение договорной практики. В настоящее время у договоров водопользования была изменена одна из сторон. Однако обе из названных задач сохранились, но "перенеслись" уже на федеральный уровень. Поэтому в ближайшее время уполномоченным федеральным органам было бы целесообразно выработать Типовые или хотя бы Примерные формы договоров водопользования. В них можно учесть позитивные наработки регионов.
Отметим, что ВК РФ не исключает и не запрещает заключение договоров на использование подземных водных объектов. В то же время, в нем не содержатся специальные нормы относительно договоров "подземного" водопользования, эти договора пока не практикуются. Между тем, заключение таких договоров по естественным выходам подземных вод (родников, ключей и т.д.) является весьма целесообразным. Наличие конкретного "договорного" пользователя сможет предотвратить дальнейшее безнаказанное загрязнение и засорение столь многочисленных ключей и родников, а также обеспечит их благоустройство.
Действующее российское законодательство не исключает даже такой "экзотический" вариант, как договор водопользования по ледникам и снежникам. Ведь эти уникальные поверхностные водные объекты также могут быть использованы для водохозяйственных и других нужд. Однако пока в России в отличие от ряда европейских стран (например, Швейцария) этого не происходит.
Статья 55. Виды договоров пользования водными объектами
Комментируемая статья развивает положения ст. 41 ВК РФ. Законодатель облекает различные виды прав пользования водными объектами в "договорную форму". Договора пользования водными объектами предназначены для долгосрочного (от 3 до 25 лет) и краткосрочного (до 3 лет) пользования, либо водного сервитута. Предусмотренные три вида договоров могут быть дополнены четвертым - договором аренды водных объектов. Но это возможно лишь после принятия отдельного федерального закона на эту тему.
Договора долгосрочного и краткосрочного пользования водными объектами существенно отличаются от договоров частного водного сервитута. В первом случае они заключаются между водопользователем и уполномоченным федеральным органом (т.е. Федеральным агентством водных ресурсов). В свою очередь, сам водопользователь может заключить договора частного водного сервитута с третьими лицами. Таким образом, договор частного водного сервитута по своему характеру "вторичен", но от этого он не становится излишним.
Вне зависимости от видов, рассматриваемые договора можно считать заключенными после их регистрации в специальном реестре договоров пользования водными объектами. В настоящее время он ведется Федеральным агентством водных ресурсов.
В последующих статьях 56-57 ВК РФ содержатся требования к договорам пользования водными объектами. Если они не будут соблюдены (к примеру, в них не будет обязательных условий), то указанный договор признается недействительным. В случае противоречия договора лицензии на водопользование договор также недействителен.
Статья 56. Согласование условий лицензии на водопользование и договора пользования водным объектом
Согласно действующему законодательству, договорные отношения в области использования и охраны вод совмещены с разрешительными механизмами. Прежде всего, это лицензия на водопользование. Она содержит условия, которые в обязательном порядке включены в договоры водопользования. Более того, согласно ст. 57 ВК РФ, воспроизведенные в договоре условия лицензии являются существенными. В случае несоответствия договора водопользования лицензии он, согласно ст. 59 ВК РФ, не будет зарегистрирован Федеральным агентством по водным ресурсам в специальном реестре. Кроме того, он будет признан недействительным.
В настоящее время исполнить требования ВК РФ о согласовании лицензий и договоров в области водопользования несколько легче, чем в недавнем прошлом. Это объясняется тем, что в руки Федерального агентства по водным ресурсам попали полномочия, как по выдаче лицензии, так и по заключению договоров водопользования. Это предусмотрено в Постановлениях Правительства Российской Федерации "Вопросы Федерального агентства водных ресурсов" от 6 апреля 2004 г., N 169 *(51), "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов" от 16 июня 2004 г. N 282 *(52). Очевидно, что согласовать работы внутри агентства легче, чем согласовывать ее с органами субъектов Российской Федерации, которые заключали договора водопользования ранее.
Не только оформление лицензий, но и заключение договоров водопользования согласуется с иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Круг этих органов обозначен в ст. 83 ВК РФ. Законодатель имеет в виду федеральные органы исполнительной власти в области охраны окружающей среды, использования и охраны недр, безопасности государства. Подробнее об этом см. Комментарий ст. 83 ВК РФ.
Статья 57. Обязательные (существенные) условия договора пользования водным объектом
Все договоры пользования водными объектами обладают обязательным "набором" существенных условий.
Во-первых, в рассматриваемых договорах повторяются условия лицензии: данные о водном объекте (или его части) и его пространственных границах, водопользователе, водопотребителе, обязательствах водопользователей перед водопотребителями, способах и целях водопользования, сроки действия лицензии, требования по рациональному использованию и охране водных объектов и окружающей природной среды.
Во-вторых, в договорах водопользования определяются и другие существенные условия: порядок продления и досрочного прекращения прав водопользования, размер и порядок регулярного внесения платежей за водопользование, ответственность сторон за неисполнение требований договора.
Кроме того, в договорах водопользования могут быть и другие, "несущественные" и, стало быть, необязательные условия. Тем не менее, с точки зрения охраны вод и водных биоресурсов они могут быть довольно важными: график выполнения работ по укреплению берегов, очистке вод и т.д.
Таким образом, даже по существенным условиям договоры водопользования являются более подробными документами, чем лицензия на водопользование. Но сам договор "подчинен" лицензии в том смысле, что не может ей противоречить.
Нормы ВК РФ об условиях договоров водопользования могут быть также детализированы в уже упомянутых нами Типовых или Примерных формах договоров пользования водными объектами. С 1995 по 2004 г. применялось немало Типовых и Примерных форм договоров пользования водными объектами, утвержденных на уровне субъектов Российской Федерации. Но затем полномочия по заключению договоров перешли к федеральным органам. Поэтому целесообразна разработка Типовых или Примерных форм договоров на федеральном уровне. В случае их утверждения эти документы также будут детализировать нормы ВК РФ о договорах.
Статья 58. Заключение договора пользования водным объектом в обязательном порядке
Комментируемая статья состоит из одного положения, утверждающего обязательность заключения договора пользования водными объектами с теми физическими и юридическими лицами, которые получили лицензию на водопользование. Таким образом, договор является как бы продолжением и конкретизацией лицензии. С другой стороны, без договора одна лицензия не обеспечивает доступ граждан и организаций к водному объекту. В результате имеет место "двухступенчатый" доступ к российским водам. Подобная "забюрокраченность" в сфере специального водопользования нередко считается излишней и подвергается критике. Поэтому в ряде проектов ВК РФ лицензирование водопользования не предусмотрено*(53).
Статья 59. Государственная регистрация договоров пользования водными объектами
В комментируемой статье законодатель предусматривает ведение государственного реестра договоров водопользования. Он должен быть согласован с государственным водным кадастром, а также с регистрацией лицензий водопользования. В приведенной системе сводов данных реестр договоров имеет свое значение и, в какой - то степени, является ее "венцом": он показывает круг владельцев лицензии, реализовавших свое право на водопользование через договор.
За всю "выстроенную" законодателем систему отвечает Федеральное агентство водных ресурсов. Это предусмотрено в Постановлениях Правительства Российской Федерации "Вопросы Федерального агентства водных ресурсов" от 6 апреля 2004 г., N 169 *(54), "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов" от 16 июня 2004 г. N 282 *(55). Поэтому достичь сопоставимости между приведенными сведениями вполне реально.
Требования ВК РФ и названных подзаконных актов о ведении реестра договоров водопользования отвечают поставленной в настоящее время задаче добиться четкости, ясности и "прозрачности" водных правоотношений. Для решения этой задачи необходимо иметь информацию не только о водах или лицензиях, но и о самих договорах водопользования, которые являются "окончательным" документом.
Форма реестра договоров водопользования утверждена Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации "Об утверждении документов по лицензированию пользования поверхностными водными объектами" от 23 октября 1998 г. N 232*(56). Согласно данному документу, в реестр заносятся следующие сведения: наименование и целевое назначение водного объекта, стороны, дата заключения и регистрации, срок окончания действия договора. Подобно тому, как в самом договоре водопользования включены условия лицензии, в реестре договоров также занесены сведения о лицензии. Это еще раз доказывает первостепенную роль лицензии по отношению к договору.
Статья 60. Прекращение прав пользования водными объектами
В комментируемой статье дан исчерпывающий перечень случаев, когда возникают фактические основания для принятия решения государственного органа о прекращении права пользования водным объектом.
В комментируемой статье особо указывается на то, что принудительное прекращение права водопользования водным объектом допускается только в случаях названных в данной статье.
Их всего шесть: неиспользование водных объектов в течение трех лет; их неиспользование в течение одного года, если водный объект предназначен для водоснабжения, при ограниченности водных ресурсов; использование водных объектов не по целевому назначению; возникновение необходимости использования водных объектов для государственных или муниципальных нужд; несоблюдение водопользователем условий и требований, установленных в лицензии на водопользование и в договоре; запрещение использования водных объектов (например, в случае загрязнения водного объекта, аварийного состояния гидротехнических сооружений на водном объекте и т.п.).
Юридическим основанием прекращения права пользования водным объектом служит решение лицензирующего органа. В частности, оно необходимо при переходе права пользования другим пользователям водного объекта. Это сопровождается внесением изменений в государственном учете водного фонда. Тем более, такое решение нужно, когда право водопользования прекращается принудительно.
Водопользователь, несогласный с решением лицензирующего органа о прекращении права пользования водным объектом может обжаловать действия названного государственного органа в суд, арбитражный суд или Третейский суд в соответствии с подведомственностью подобных споров (см. комментарий к ст. 64 ВК РФ).
Статья 61. Порядок прекращения прав пользования водными объектами
Комментируемая статья устанавливает два способа прекращения права водопользования:
1) путем аннулирования лицензии на водопользование;
2) в результате расторжения договора пользования водным объектом.
Вначале аннулируется лицензия, что служит основанием для расторжения договора. В этом случае договор считается расторгнутым с момента уведомления сторон, заключивших его, об аннулировании лицензии на водопользование.
Факт расторжения договора является основанием для рассмотрения вопроса об аннулировании лицензии. Однако данный вопрос может быть решен и в пользу водопользователя. Таким образом, приведенная норма также подчеркивает вторичный характер договора по отношению к лицензии.
При принудительном прекращении прав пользования водным объектом лицензия на водопользование аннулируется только после предупреждения водопользователя о допущенных нарушениях водного законодательства и неустранении их в установленный срок. Если нарушения будут устранены, лицензия может быть восстановлена.
Иной порядок прекращения прав водопользования установлен для водных объектов, предоставленных в особое пользование. В этих случаях право водопользования прекращается не на основании решения лицензирующего органа, как для других водных объектов, а на основании решения Правительства РФ. Это влечет за собой аннулирование лицензии на водопользование и расторжение договора пользования водным объектом.