Глава 6. Осуществление и защита прав пользования водными объектами
Статья 62. Осуществление права пользования водными объектами
Права водопользователей и возможность их реализации предусматриваются также в статьях 20-22, 38-45, 89 и 92 настоящего Кодекса.
Водным кодексом провозглашается свобода - "усмотрение" в осуществлении прав пользования водными объектами. Недопущение действий водопользователей предусматривается не только по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 62, но и частью 1 статьи 89 настоящего Кодекса. Аналогичные основания ограничения гражданских прав предусматриваются в п. 2 ст. 1 ГК РФ, в других федеральных законах.
Вмешательство органов исполнительной власти в деятельность, связанную с использованием водных объектов, предусматривается в статьях 96, 100, 101, 104-107, 111, 113 и других настоящего Кодекса. Формы вмешательства могут быть различными: ограничение, приостановление, запрещение прав водопользования, возложение обязанностей, осуществление государственного контроля.
В период проводимой в стране административной реформы государством принимаются меры, в том числе законодательного характера, по ограничению излишнего вмешательства государства в дела предпринимателей, по введению систематичности и регулярности контрольных действий, приданию им планового характера, ограничению излишней, не вызываемой потребностями опеки.
Кроме того, можно выделить такие способы "вмешательства", как установление определенного порядка, процедуры в осуществлении водопользования, правил поведения, нормирование деятельности, ее государственное регулирование. Так, на регулирование водных отношений направлено постановление Правительства РФ от 31 декабря 1995 г. N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов.
Постановлениями Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. N 156 установлен порядок выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а N 158 определены порядок и органы ведения Красной книги Российской Федерации.
Деятельность водопользователей и реализация ими своих прав определяется такими актами, как Положение об оценке воздействия на окружающую среду в Российской федерации, утвержденное Государственным комитетом РФ по охране окружающей среды 18.05.2000 г., зарегистрированное Минюстом РФ; Перечень предельно допустимых концентраций и ориентировочно-безопасных уровней воздействия вредных веществ для воды рыбохозяйственных водоемов, утвержденный приказом Роскомрыболовства от 31.12.92 г. N 54; Правила охраны поверхностных вод. Типовые положения. (М.: Госкомприрода, 1991); Рекомендации по производству буровзрывных работ при строительстве подводных переходов магистральных трубопроводов через реки и внутренние водоемы с учетом мероприятий по защите ихтиофауны. Р452-81. ВНИИСТ, 1983; ВСН 16-83; Учет деформаций речных русел и берегов водоемов в зоне подводных переходов магистральных трубопроводов (нефтегазопроводов). (М., Госгидрометеоиздат); Регламент выполнения экологических требований при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации подводных переходов магистральных газопроводов РД 51-2-95. (М., 1995).
Перечисленные акты означают определенное "вмешательство", направленное на поддержание оптимальных условий водопользования, обеспечение прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду.
Вмешательство может быть направлено на стимулирование, поощрение водопользователей, способствующих сохранению водных экосистем, их биологического разнообразия. Могут устанавливаться льготы. Самарская губернская Дума, рассмотрев представление главы администрации о предоставлении налоговых льгот юридическим лицам, извлекающим нефтепродукты из подпочвенных слоев земли, решила с 1 июля 1995 г. освободить их от уплаты налога на прибыль и налога на имущество предприятий в доле налога, зачисляемого в областной бюджет, при условии направления высвобождающихся от налогообложения средств на научно-исследовательские работы по обустройству скважин.
Недопущение определенных действий водопользователей основывается на положениях п. 2 ст. 36 Конституции РФ, согласно которого владение, пользование и распоряжение природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Статья 63. Ограничение прав пользования водными объектами
Данная статья продолжает тему ограничения прав пользования водными объектами, начатую в предыдущей статье настоящего Кодекса, часть 2 которой посвящена тому, что "не допускается...", а часть 3 - "вмешательство... запрещается, за исключением случаев...", перечень которых приведен в комментарии к статье 62, составляет десятки, и их перечисление не является закрытым, законченным.
Возможности ограничения прав пользования водными объектами предусматриваются также в статьях 60, 61, 88, 89, 105, 106, 113, 133, 131, 139, 142-144 и других статьях настоящего Кодекса.
Как правило, исполнительными органами используется комплекс мер по воздействию на деятельность водопользователей, на осуществление их прав и обязанностей, на их взаимное сочетание и взаимодействие, в том числе на их ограничение.
Так, в последние годы принят ряд оперативно-распорядительных актов, направленных на "вмешательство" в использование вод для нужд рыбного хозяйства. Эти постановления Правительства о государственной поддержке рыбной отрасли, об установлении запрета на промысел минтая в центральной части Берингова моря и мерах по его обеспечению, о дополнительных мерах по сохранению живых ресурсов и защите рыбохозяйственных интересов Российской Федерации в Охотском море, о выделении квоты на вылов рыбы и морепродуктов администрации Чукотского автономного округа; определен 14 августа 1995 г. Порядок организации разработки и утверждения ПДК и ОБУВ загрязняющих веществ в воде рыбохозяйственных водных объектов.
Теоретически, институт водного права в виде ограничения прав пользования водными ресурсами является проявлением сочетания государственного регулирования водных отношений, вмешательства в них органов исполнительной власти и самостоятельности, автономности поведения участников водных отношений. Практика покажет, как забота об общем природном благе совместится при переходе от исключительной государственной собственности на воды к ее многообразию в условиях рыночных отношений с новыми подходами, заключающимися в экономических, современных, цивилизованных стимулах и способах воздействия на водопользователя.
Возможность ограничения прав водопользования основываются на положениях п. 3 ст. 55 Конституции РФ, согласно которого права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Эта конституционная формула воспроизводится в других федеральных законах. В ч. 2 п. 2 ст. 1 ГК РФ предусматривается возможность ограничения гражданских прав на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статья 64. Судебная защита прав пользования водными объектами
Формулировка комментируемой статьи Водного кодекса полностью воспроизводит положение ст. 11 ч. 1 ГК РФ о судебной защите гражданских прав. В ст. 11 ч. 2 ГК РФ предусматривается также защита гражданских прав в административном порядке: очевидно, что административный порядок защиты прав пользования водными объектами, прежде всего, прав водопользователей, имеет определенное значение наряду с гражданско-правовыми и судебными, поскольку во-первых, приоритетным является государственное управление в области использования и охраны водных объектов (ст. 65-84 наст. Кодекса).
Во-вторых, основным собственником водных объектов является Российская Федерация - собственность граждан и юридических лиц на обособленные водные объекты лишь набирает силу (ст. 33-40 ВК); в-третьих, установленный законодательством РФ порядок обжалования действий должностных лиц, ущемляющих права граждан, предусматривает как судебный, так и административный способ рассмотрения этих дел. Возможность защиты прав пользования водными объектами в административном порядке предусматривается в части 2 статьи 129 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем:
- признания права;
- восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
- признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки (ст. 132 ВК РФ);
- признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
- самозащиты права, ее способы должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы необходимых действий (ст. 14 ГК РФ);
- присуждения к исполнению обязанности в натуре;
- возмещения убытков (ст. 131 ВК РФ);
- взыскания неустойки (ст. 330-333 ГК РФ);
- компенсации морального вреда;
- прекращения или изменения правоотношения;
- неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
- иными способами, предусмотренными законом.
Эти способы защиты гражданских прав могут использоваться и для защиты прав пользования водными объектами, поскольку согласно ст. 129 ГК РФ природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о природных ресурсах (то есть Водным кодексом РФ).
Содержание права собственности, в том числе на природные ресурсы, определяется в ст. 209 ГК РФ: из нее вытекает и соответствующая возможность судебной защиты.
Процессуальное законодательство РФ включает Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, законодательные акты о третейских судах, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, которыми определяется подведомственность дел.
В комментариях к статьям 62 и 63 настоящего Кодекса перечисляются права и обязанности в области водных отношений, защита которых может осуществляться в судебном и ином порядке.
Судебная защита прав и свобод гарантируется каждому в соответствии со ст. 46 Конституции РФ; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд; никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ст. 47 Конституции РФ).
Согласно ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Эти конституционные нормы имеют отношение к главам 6, 13 и 14 настоящего Кодекса.