Вписать в схему названия пространственных подразделений популяций, привести примеры и характерные признаки каждого из них.
4
3
2
1
Ответ: 1)___________ 2)_____________ 3)______________ 4)______________
2. Заполнить схему, охарактеризовать каждый тип с использованием примеров.
1. Число особей какого-либо вида на единицу площади или на единицу объема это:
а) видовое разнообразие;
б) волны жизни;
в) экологическая пирамида;
г) плотность популяции.
2. В популяции не происходит:
а) соперничества из-за территории;
б) соперничества из-за самки;
в) возникновения генетической изоляции;
г) повышения разнообразия генного состава.
3. К основным характеристикам популяции не относится:
а) численность;
б) плотность;
в) степень половой активности;
г) рождаемость;
д) смертность;
е) прирост популяции;
4. К факторам, не оказывающим непосредственное влияние на репродуктивный потенциал популяции позвоночных животных, относится:
а) возраст самки при первом размножении;
б) плотность популяции;
в) продолжительность периода фертильности у самки;
г) среднее число особей в помете.
5. Популяции угрожает гибель, если ее численность:
а) максимальна;
б) минимальна;
в) колеблется;
г) гибель популяции не зависит от ее численности.
6. Поддержание определенной численности популяции носит название:
а) идиоадаптация;
б) адаптация;
в) гомеостаз;
г) сукцессия;
д) неверны все варианты.
Дополнить:
7. Совокупность особей одного вида, населяющая определенную территорию, обладающая определенной структурой и функцией, называется ______________________________________________________
Какие из приведенных ниже утверждений истинные (поставить ДА или НЕТ)?
8. Популяции одного вида всегда полностью изолированы друг от друга ___
9. Генофонд – это совокупность генов популяции, вида или другой систематической категории ______
10. Наиболее напряженной борьбой за существование, протекающей в экосистемах, является межвидовая ________
11. Численность популяции из года в год остается постоянной, потому что различные факторы среды противодействуют ее высокому репродуктивному потенциалу __________
12. Иерархия доминирования у животных служит главным образом для распределения ресурсов в группе (стае, прайде, клане и др.) без кровопролития _________
Тема 4. Экология сообществ и экосистем
1. В предложенной схеме расставить стрелки, отражающие взаимоотношения между главными компонентами экосистемы.
|
| ||||||||||||
|
| ||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
|
2. Заполнить таблицу «Лимитирующие факторы и особенности их проявления в экосистемах».
Экосистема | Лимитирующий фактор и особенности его проявления |
Пустыня | |
Поверхностный слой открытого моря | |
Арктическая тундра | |
Наземный ярус влажного тропического леса | |
Дно глубокого озера |
3. Установить соответствие организмов, слагающих трофические уровни и их суммарной массы (биомассы) и оформить в виде экологической пирамиды.
1) насекомоядные птицы А. 10 кг
2) хищные насекомые Б. 100 кг
3) растения В. 10000 кг
4) травоядные насекомые Г. 1 кг
5) хищные птицы Д. 1000 кг
1. Учение об экосистемах разработал:
а) Ю. Одум;
б) В.Н. Сукачев;
в) А. Тенсли;
г) Э. Геккель;
д) С.С. Шварц.
2. Учение о биогеоценозе разработал:
а) Ю. Одум;
б) В.Н. Сукачев;
в) А. Тенсли;
г) Э. Геккель;
д) С.С. Шварц.
3. Любой биогеоценоз Земли – это следующая совокупность:
а) экотоп + биоценоз;
б) экотоп + зооценоз;
в) зооценоз + фитоценоз;
г) биоценоз + экотоп + космос;
д) верны все варианты.
4. Биологической системой называют:
а) органы живого организма;
б) несколько рядов расположенных органов;
в) объединение однородных клеток;
г) биологические объекты разной степени сложности, имеющие несколько уровней организации;
д) верны все варианты.
5. Экологическая единица, состоящая из различных организмов и их физического окружения, называется:
а) ниша;
б) популяция;
в) экосистема;
г) сообщество.
6. Экологическая ниша – это:
а) «адрес» организма;
б) «профессия» организма;
в) систематическое положение организма;
г) местообитание.
7. Экологической нишей называется:
а) все, что окружает живой организм;
б) территорию, занимаемую растением, или жилище конкретного животного;
в) местообитание особей данного вида;
г) совокупность местообитания и ритма потребления ресурсов в экосистеме;
д) верны все варианты.
8. Из общего количества энергии, передающегося в пищевой сети с одного трофического уровня на другой, примерно 10%:
а) изначально поступает от солнца;
б) расходуется в процессе дыхания;
в) идет на построение новых тканей;
г) превращается в бесполезное тепло;
д) выделяется в экскрементах.
9. В биоценозе к группе взаимодействующих факторов относятся:
а) абиотические;
б) биотические;
в) антропогенные;
г) абиотические и биотические;
д) биотические и антропогенные.
10. В биогеоценозе к группе взаимодействующих факторов относятся:
а) абиотические;
б) биотические;
в) антропогенные;
г) абиотические и биотические;
д) биотические и антропогенные.
11. Главным ограничивающим фактором в биоценозе является:
а) вода;
б) свет;
в) пища;
г) воздух;
д) почва.
12. Главным ограничивающим фактором в биогеоценозе является:
а) вода;
б) свет;
в) пища;
г) воздух;
д) почва.
13. Основными компонентами биоценоза, наиболее подверженными изменениям, являются:
а) продуценты;
б) консументы;
в) редуценты;
г) верны все варианты.
14. Последовательную смену во времени одних биоценозов другими на определенном участке земной поверхности называют:
а) климаксом;
б) самоочищением;
в) круговоротом веществ;
г) сукцессией;
д) верны все варианты.
15. Любая совокупность живых организмов называется:
а) биотой;
б) биомом;
в) биоценозом;
г) биохор;
д) верны все варианты.
16. Основной причиной устойчивости природных экосистем является:
а) высокая биологическая продуктивность растений;
б) наличие достаточного объема (массы) органических веществ;
в) большое видовое разнообразие;
г) интенсивная работа микроорганизмов;
д) верны все варианты.
17. Биологическое разнообразие любой экосистемы зависит:
а) от времени и продолжительности ее существования;
б) от особенностей ее состава;
в) от благоприятных условий среды;
г) верны все варианты;
д) неверны все варианты.
18. Наибольшее разнообразие видов растений и животных характерно для биоценоза:
а) тундры;
б) тайги;
в) тропического леса;
г) лесостепи.
19. Низкий показатель видового разнообразия соснового бора объясняется следующей причиной:
а) кроны деревьев не пропускают достаточно света, необходимого для роста растений;
б) низкая температура не позволяет расти и развиваться растениям;
в) в почве содержится избыток минеральных солей;
г) низкое содержание влаги в почве;
д) почва песчаная, бедная перегноем.
20. Наибольшей продуктивностью среди экосистем отличается:
а) тундра;
б) хвойные леса;
в) луга;
г) широколиственные леса (дубравы);
д) степи.
21. Продуктивность экосистем (по образованию биомассы сухого вещества) от экватора к полюсам:
а) уменьшается;
б) остается неизменной;
в) увеличивается;
г) сначала уменьшается, а затем опять увеличивается.
22. Постоянные наблюдения за экосистемами – это:
а) экологическая экспертиза;
б) экологический мониторинг;
в) регулярная охрана природы;
г) контроль природных процессов;
д) верны все варианты.
23. Основное количество солнечной энергии в Мировом океане запасают:
а) фитопланктон;
б) зоопланктон;
в) рыбы и морские млекопитающие;
г) крупные придонные водоросли;
д) моллюски и ракообразные.
24. Волки и львы находятся на одном трофическом уровне, потому что и те и другие:
а) поедают растительноядных животных;
б) используют свою пищу примерно на 10%;
в) живут на суше;
г) имеют разнообразный рацион;
д) живут группами (стаями, прайдами).
25. На одном трофическом уровне проявляется:
а) хищничество;
б) паразитизм;
в) конкуренция;
г) симбиоз;
д) верны все варианты.
26. В трофической цепи на каждый последующий пищевой уровень переходит:
а) 1% энергии;
б) 10% энергии;
в) 50% энергии;
г) 100% энергии;
д) неверны все варианты.
27. Почвенные бактерии выполняют следующую функцию:
а) связывают атмосферный азот;
б) образуют азотосодержащие органические вещества;
в) выделяют азот в атмосферу;
г) верны все варианты.
28. Установить правильную последовательность необходимых условий, а также процессов, происходящих при заболачивании озера:
___ из отмерших растений образуется торф, который накапливается на дне;
___ наличие холодной воды в озере, недостаток кислорода и минеральных солей;
___ озеро с краев зарастает тростником, осокой, камышом;
___ появляется сфагновый мох, клюква, росянка;
___ озеро мелеет.
29. Установить правильную последовательность в цепи питания приведенных живых организмов:
___ насекомоядные птицы;
___ хищные насекомые;
___ растения;
___ хищные птицы;
___ растительноядные насекомые.
Какие из приведенных ниже утверждений истинные (поставить ДА или НЕТ)?
30. Устойчивость экосистемы при увеличении ее сложности, как правило, снижается__________
31. Агроценоз – это искусственно созданный человеком биоценоз ______
32. В агроэкосистеме соотношения между растениеводством и животноводством устанавливают с учетом экологических требований ___
33. Городская экосистема способна сохранять экологическое равновесие самопроизвольно _________
34. К продуцентам относятся только зеленые растения ______
35. Редуценты обеспечивают разложение сложных органических веществ в экосистемах до простых и неорганических _______
36. Автотрофные организмы используют в качестве источника углерода готовые органические вещества, которые одновременно служат и источником энергии ___________
37. При переходе от одного звена пищевой цепи к другому теряется около 90% энергии _______
38. По правилу экологической пирамиды, хищников в экосистеме всегда больше, чем растительноядных животных _________
39. Биосфера включает в себя всю литосферу _________
40. Живые организмы значительно ускоряют глобальный круговорот вещества в биосфере _______
41. Современная атмосфера Земли – биогенного происхождения _______
42. Основу биологического круговорота, обеспечивающего жизнь на Земле, составляют энергия Солнца и хлорофилл зеленых растений ____________
43. Биомасса каждого из последующих звеньев пищевой цепи наземных биогеоценозов больше, чем предшествующих _______
Дополнить:
44. Общее количество органического вещества всей совокупности особей с заключенной в нем энергией называется _____________________________
45. Установить цифрами правильную последовательностьфункционирования трофической цепи: ___ редуценты ___ консументы ___ продуценты
Тема 5. Биосфера, место и роль человека в ней
Выполните задания
1. Заполнить схему и кратко охарактеризовать каждую из функций живого вещества.
2. Составить круговую диаграмму “Соотношение (в %) основных оболочек в биосфере».
3. Составить таблицу или схему “Пределы распространения жизни в биосфере”.
1. Термин «биосфера» впервые употребил:
а) Х. Гюйгенс;
б) Э. Геккель;
в) В.И. Вернадский;
г) К.А. Тимирязев;
д) Э. Зюсс.
2. Основоположником учения о биосфере является:
а) Х. Гюйгенс;
б) Э. Геккель;
в) В.И. Вернадский;
г) К.А. Тимирязев;
д) Э. Зюсс.
3. Биосфера – это:
а) экосистема;
б) сообщество;
в) биота;
г) «пленка жизни»;
д) все варианты верны.
4. Функцией живого вещества, в процессе которой идет накопление кальция в земной коре, является:
а) окислительно-восстановительная;
б) концентрационная;
в) газовая;
г) все варианты неверны.
5. Кислород атмосферы представляет собой:
а) живое вещество;
б) биогенное вещество;
в) косное вещество;
г) биокосное вещество.
6. Почва представляет собой:
а) живое вещество;
б) биогенное вещество;
в) косное вещество;
г) биокосное вещество.
7. В сравнении с сушей биомасса (в сухом веществе) Мирового океана:
а) больше в 2 раза;
б) равна;
в) меньше в 350 раз;
г) меньше в 1000 раз;
д) все варианты неверны.
8. Парниковый эффект в атмосфере возникает в результате:
а) повышения содержания углекислого газа (СО2);
б) производства и выброса фторхлоруглеводорода (фреона);
в) выброса серы;
г) ядерных испытаний;
д) верны все варианты.
9. Регуляцию газового состава атмосферы обеспечивают:
а) продуценты;
б) консументы;
в) редуценты;
г) симбионты;
д) верны все варианты.
10. Нижний предел распространения жизни в гидросфере составляет:
а) 100 метров;
б) 5 000 метров;
в) 1000 метров;
г) 11 000 метров;
д) 9500 метров.
11. Верхний предел обитания животных в горных областях Земли равен:
а) 8 848 метров;
б) 3 550 метров;
в) 7000 метров;
г) 5000 метров;
д) 4000 метров.
12. Верхняя граница произрастания лесов в горных областях Земли равна:
а) 8 848 метров;
б) 3 550 метров;
в) 7000 метров;
г) 5000 метров;
д) 4000 метров.
13. Основными составляющими компонентами атмосферы Земли являются:
а) инертные газы + кислород + водяные пары;
б) кислород + углекислый газ + водород + водяные пары;
в) азот + кислород + инертные газы + водяные пары;
г) кислород + инертные газы;
д) кислород + углекислый газ + азот.
14. Наибольшая концентрация живой массы в биосфере наблюдается:
а) у поверхности суши и океана;
б) у границ контакта литосферы и атмосферы;
в) у границ контакта гидросферы и литосферы;
г) у границ контакта гидросферы и атмосферы;
д) все варианты верны;
е) все варианты неверны.
15. Главной причиной нарушения озонового экрана является:
а) выброс отходов теплоэлектростанций (ТЭЦ);
б) ядерные испытания;
в) производство и выброс фторхлоруглеводорода (фреона);
г) выброс серы;
д) верны все варианты.
16. Ноосфера это:
а) часть биосферы;
б) часть гидросферы;
в) сфера разума, высшая стадия развития биосферы;
г) космическое пространство в пределах Солнечной системы;
д) неверны все варианты.
17. Термин «ноосфера» впервые предложил:
а) В.И. Вернадский;
б) Э. Леруа;
в) П. Тейяр-де-Шарден;
г) С. Аррениус;
д) Ж.Б. Ламарк.
18. Выражение «демографический взрыв» означает:
а) снижение рождаемости;
б) резкий рост численности населения;
в) резкое повышение уровня смертности среди населения;
г) увеличение продолжительности жизни людей;
д) миграцию населения.
18. Эрозию почвы можно снизить за счет:
а) посадки защитных полос;
б) удобрения навозом;
г) сохранения растительного покрова;
д) всех перечисленных факторов.
19. Основным фактором, вызвавшим «зеленую революцию», является:
а) интенсивное орошение пустынных районов;
б) создание новых видов азотных удобрений;
в) выведение новых сортов растений;
г) внесение больших количеств неорганических удобрений в окраинные земли.
20. Равенство поступления и оттока энергии, вещества и информации, поддерживающее систему в качественно определенном состоянии, называется:
а) показательной функцией;
б) биогеохимическим круговоротом;
в) динамическим равновесием;
г) фундаментальными показателями биосферы;
д) эмерджентной эволюцией.
21. К невозобновимым природным ресурсам относится:
а) солнечная энергия;
б) фауна суши;
в) залежи руд;
г) плодородие почвы;
д) верны все варианты.
22. В первую очередь Красная книга это:
а) юридический документ;
б) пропагандистское издание;
в) научно-популярное издание;
г) сигнал тревоги ученых о состоянии природы.
23. На территории Красноярского края основным юридическим документом в области охраны диких животных является:
а) Красная книга края;
б) Красная книга России;
в) Красная книга МСОП;
г) постановление Законодательного Собрания края;
д) ни один вариант не подходит.
24. К внесению в Красную книгу не подлежат виды животных:
а) численность которых катастрофически сокращается;
б) редкие и малоизученные;
в) находящиеся под угрозой истребления;
г) промыслово-охотничьи;
д) с ограниченным ареалом (эндемичные).
25. Выберите наиболее полное определение понятия «ОХРАНА ПРИРОДЫ»:
а) сохранение чистоты атмосферы;
б) рациональное использование и сохранение живой и неживой природы;
в) сохранение чистоты воды;
г) охрана почвы и недр;
д) сохранение животного и растительного мира.
26. Участки территории суши или акватории со всеми находящимися в их пределах природными объектами, полностью исключенными из всех видов хозяйственного использования:
а) национальные парки;
б) заповедники;
в) заказники;
г) памятники природы;
д) все варианты верны.
27. Участки территории суши или акватории, где временно запрещается использование определенных видов природных ресурсов:
а) национальные парки;
б) заповедники;
в) заказники;
г) памятники природы;
д) все варианты верны.
28. Территории, исключенные из промышленной и сельскохозяйственной эксплуатации с целью сохранения природных комплексов, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, а также используемые для отдыха человека:
а) национальные парки;
б) заповедники;
в) заказники;
г) памятники природы;
д) все варианты верны.
29. Уникальные или типичные, ценные в научном, культурно-познавательном или эстетическом отношении природные объекты:
а) национальные парки;
б) заповедники;
в) заказники;
г) памятники природы;
д) все варианты неверны;
Какие из приведенных ниже утверждений истинные (поставить ДА или НЕТ)?
30. Живое вещество – это совокупность всех живых организмов на Земле ___
31. Рост демографической нагрузки на природную среду носит преимущественно локальный характер ________
32. В природных сообществах взаимодействие между видами осуществляется на уровне особей __________
33. Инфракрасные солнечные лучи являются губительными для всего живого в биосфере Земли _________
34. Звеньями детритных пищевых цепей являются: продуценты и консументы _______
35. Мысль о том, что все живое и неживое на нашей планете составляет единое целое – биосферу, впервые высказал Т. Мальтус ________
Дополнить:
36. Область существования живого вещества называется _________________
37. Процесс взаимосвязанного перемещения веществ в природе, непрерывно повторяющийся под воздействием энергии Солнца, называется _______________________________________________________________
38. Процесс восстановления человеком численности популяций вида в пределах ранее занимаемой территории_____________________________
39. Процесс внедрения человеком животных в новые для них места обитания называется______________________________________________________
40. Способность вида к заселению новых территорий носит название ________________________________________________________
41. Способность вида приспосабливаться к новым экологическим условиям среды называется ________________________________________________
42. Международной организацией, координирующей природоохранную деятельность стран мира, является __________________________________
Правильные ответы на тестовые задания тетради по экологии:
Тема 1.
1. - изучающая взаимоотношения организмов друг с другом и со средой обитания;
2. - биологические макросистемы (популяции, биоценозы и др.) и их динамика во времени и пространстве;
3. - исследование взаимоотношений организмов друг с другом и со средой на популяционно-биоценотическом уровне и изучение жизни биологических макросистем более высокого ранга (биогеоценозов, биосферы), их продуктивности и энергетики;
4. - полевые, лабораторные и экспериментальные.
5. Г; 6. Б; 7. Г; 8. В; 9. 7), 2), 4), 3), 1), 5), 6); 10. 1)Г; 2)Б; 3)В; 4)А; 11. 1)Г; 2)В; 3)Д; 4)Б; 5)А; 12. 1)Г; 2)Д; 3)Б; 4)А; 5)В.
Тема 2.
1.В; 2.Г; 3.Б; 4.В; 5.В; 6.Б; 7.Г; 8.Г; 9.В; 10.Г; 11.В; 12. В; 13. Б; 14. ДА; 15. ДА; 16. - Лимитирующий; 17. - Адаптацией.
Тема 3.
1.Г; 2. В; 3. В; 4. А; 5. Б; 6. В; 7. - Популяцией; 8. НЕТ; 9 ДА; 10. НЕТ; 11. ДА; 12. ДА.
Тема 4.
В; 2. Б; 3. А; 4. Г; 5. В; 6. Б; 7. Г.; 8. В; 9. Б; 10. Г; 11. В; 12. А; 13. Б; 14. Г; 15. В; 16. В; 17. Г; 18. В; 19. Д; 20. Г; 21. А; 22. Б; 23. В; 24. Б; 25. В; 26. 10%; 27. А; 28. 3), 1), 2), 5), 4); 29. 4; 3;1;5;2. 30. НЕТ; 31. ДА; 32. ДА; 33. НЕТ; 34. НЕТ; 35. ДА; 36. НЕТ; 37. ДА; 38. НЕТ; 39. НЕТ; 40. ДА; 41. ДА; 42. ДА; 43. НЕТ; 44. - Биомасса; 45. 3 – 2 – 1.
Тема 5.
1. Д; 2. В; 3. Г; 4. Б; 5. Б; 6. Г; 7. Г; 8. А; 9. А; 10. Г; 11. В; 12. Д; 13. В; 14. Д; 15. В; 16. В; 17. Б; 18а. Б; 18б.Д ; 19. В; 20. В; 21. В; 22. А; 23. А; 24. Г; 25. Б; 26. Б; 27. В; 28. А; 29. Г; 30. ДА; 31. НЕТ; 32. НЕТ; 33. НЕТ; 34. НЕТ; 35. НЕТ; 36. - Биосферой; 37. - Круговорот; 38. - Реакклиматизация; 39. - Акклиматизация; 40. - Вагильность; 41. - Экологическая валентность ; 42. - МСОП.