Вписать в схему названия пространственных подразделений популяций, привести примеры и характерные признаки каждого из них.

Вписать в схему названия пространственных подразделений популяций, привести примеры и характерные признаки каждого из них. - student2.ru Вписать в схему названия пространственных подразделений популяций, привести примеры и характерные признаки каждого из них. - student2.ru Вписать в схему названия пространственных подразделений популяций, привести примеры и характерные признаки каждого из них. - student2.ru 4

       
    Вписать в схему названия пространственных подразделений популяций, привести примеры и характерные признаки каждого из них. - student2.ru
  Вписать в схему названия пространственных подразделений популяций, привести примеры и характерные признаки каждого из них. - student2.ru
 

Вписать в схему названия пространственных подразделений популяций, привести примеры и характерные признаки каждого из них. - student2.ru Вписать в схему названия пространственных подразделений популяций, привести примеры и характерные признаки каждого из них. - student2.ru Вписать в схему названия пространственных подразделений популяций, привести примеры и характерные признаки каждого из них. - student2.ru Вписать в схему названия пространственных подразделений популяций, привести примеры и характерные признаки каждого из них. - student2.ru 3

 
  Вписать в схему названия пространственных подразделений популяций, привести примеры и характерные признаки каждого из них. - student2.ru

Вписать в схему названия пространственных подразделений популяций, привести примеры и характерные признаки каждого из них. - student2.ru Вписать в схему названия пространственных подразделений популяций, привести примеры и характерные признаки каждого из них. - student2.ru Вписать в схему названия пространственных подразделений популяций, привести примеры и характерные признаки каждого из них. - student2.ru Вписать в схему названия пространственных подразделений популяций, привести примеры и характерные признаки каждого из них. - student2.ru 2

Вписать в схему названия пространственных подразделений популяций, привести примеры и характерные признаки каждого из них. - student2.ru 1

Ответ: 1)___________ 2)_____________ 3)______________ 4)______________

2. Заполнить схему, охарактеризовать каждый тип с использованием примеров.

Вписать в схему названия пространственных подразделений популяций, привести примеры и характерные признаки каждого из них. - student2.ru

1. Число особей какого-либо вида на единицу площади или на единицу объема это:

а) видовое разнообразие;

б) волны жизни;

в) экологическая пирамида;

г) плотность популяции.

2. В популяции не происходит:

а) соперничества из-за территории;

б) соперничества из-за самки;

в) возникновения генетической изоляции;

г) повышения разнообразия генного состава.

3. К основным характеристикам популяции не относится:

а) численность;

б) плотность;

в) степень половой активности;

г) рождаемость;

д) смертность;

е) прирост популяции;

4. К факторам, не оказывающим непосредственное влияние на репродуктивный потенциал популяции позвоночных животных, относится:

а) возраст самки при первом размножении;

б) плотность популяции;

в) продолжительность периода фертильности у самки;

г) среднее число особей в помете.

5. Популяции угрожает гибель, если ее численность:

а) максимальна;

б) минимальна;

в) колеблется;

г) гибель популяции не зависит от ее численности.

6. Поддержание определенной численности популяции носит название:

а) идиоадаптация;

б) адаптация;

в) гомеостаз;

г) сукцессия;

д) неверны все варианты.

Дополнить:

7. Совокупность особей одного вида, населяющая определенную территорию, обладающая определенной структурой и функцией, называется ______________________________________________________

Какие из приведенных ниже утверждений истинные (поставить ДА или НЕТ)?

8. Популяции одного вида всегда полностью изолированы друг от друга ___

9. Генофонд – это совокупность генов популяции, вида или другой систематической категории ______

10. Наиболее напряженной борьбой за существование, протекающей в экосистемах, является межвидовая ________

11. Численность популяции из года в год остается постоянной, потому что различные факторы среды противодействуют ее высокому репродуктивному потенциалу __________

12. Иерархия доминирования у животных служит главным образом для распределения ресурсов в группе (стае, прайде, клане и др.) без кровопролития _________

Тема 4. Экология сообществ и экосистем

1. В предложенной схеме расставить стрелки, отражающие взаимоотношения между главными компонентами экосистемы.

                           
 
ПОСТУПЛЕНИЕ ЭНЕРГИИ
 
НЕОРГАНИЧЕСКИЕ ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА (из почвы, воды, воздуха)
 
 
   
ПЕРВИЧНЫЕ КОНСУМЕНТЫ (растительноядные животные)
 
ВТОРИЧНЫЕ И ТРЕТИЧНЫЕ КОНСУМЕНТЫ (плотоядные животные)
   
ПРОДУЦЕНТЫ (зеленые растения)
 
 
   
ПОТЕРИ ЭНЕРГИИ (тепло)
     
РЕДУЦЕНТЫ (бактерии, грибы, черви, насекомые и др.)

2. Заполнить таблицу «Лимитирующие факторы и особенности их проявления в экосистемах».

Экосистема Лимитирующий фактор и особенности его проявления
Пустыня    
Поверхностный слой открытого моря  
Арктическая тундра    
Наземный ярус влажного тропического леса  
Дно глубокого озера    

3. Установить соответствие организмов, слагающих трофические уровни и их суммарной массы (биомассы) и оформить в виде экологической пирамиды.

1) насекомоядные птицы А. 10 кг

2) хищные насекомые Б. 100 кг

3) растения В. 10000 кг

4) травоядные насекомые Г. 1 кг

5) хищные птицы Д. 1000 кг

 
  Вписать в схему названия пространственных подразделений популяций, привести примеры и характерные признаки каждого из них. - student2.ru

1. Учение об экосистемах разработал:

а) Ю. Одум;

б) В.Н. Сукачев;

в) А. Тенсли;

г) Э. Геккель;

д) С.С. Шварц.

2. Учение о биогеоценозе разработал:

а) Ю. Одум;

б) В.Н. Сукачев;

в) А. Тенсли;

г) Э. Геккель;

д) С.С. Шварц.

3. Любой биогеоценоз Земли – это следующая совокупность:

а) экотоп + биоценоз;

б) экотоп + зооценоз;

в) зооценоз + фитоценоз;

г) биоценоз + экотоп + космос;

д) верны все варианты.

4. Биологической системой называют:

а) органы живого организма;

б) несколько рядов расположенных органов;

в) объединение однородных клеток;

г) биологические объекты разной степени сложности, имеющие несколько уровней организации;

д) верны все варианты.

5. Экологическая единица, состоящая из различных организмов и их физического окружения, называется:

а) ниша;

б) популяция;

в) экосистема;

г) сообщество.

6. Экологическая ниша – это:

а) «адрес» организма;

б) «профессия» организма;

в) систематическое положение организма;

г) местообитание.

7. Экологической нишей называется:

а) все, что окружает живой организм;

б) территорию, занимаемую растением, или жилище конкретного животного;

в) местообитание особей данного вида;

г) совокупность местообитания и ритма потребления ресурсов в экосистеме;

д) верны все варианты.

8. Из общего количества энергии, передающегося в пищевой сети с одного трофического уровня на другой, примерно 10%:

а) изначально поступает от солнца;

б) расходуется в процессе дыхания;

в) идет на построение новых тканей;

г) превращается в бесполезное тепло;

д) выделяется в экскрементах.

9. В биоценозе к группе взаимодействующих факторов относятся:

а) абиотические;

б) биотические;

в) антропогенные;

г) абиотические и биотические;

д) биотические и антропогенные.

10. В биогеоценозе к группе взаимодействующих факторов относятся:

а) абиотические;

б) биотические;

в) антропогенные;

г) абиотические и биотические;

д) биотические и антропогенные.

11. Главным ограничивающим фактором в биоценозе является:

а) вода;

б) свет;

в) пища;

г) воздух;

д) почва.

12. Главным ограничивающим фактором в биогеоценозе является:

а) вода;

б) свет;

в) пища;

г) воздух;

д) почва.

13. Основными компонентами биоценоза, наиболее подверженными изменениям, являются:

а) продуценты;

б) консументы;

в) редуценты;

г) верны все варианты.

14. Последовательную смену во времени одних биоценозов другими на определенном участке земной поверхности называют:

а) климаксом;

б) самоочищением;

в) круговоротом веществ;

г) сукцессией;

д) верны все варианты.

15. Любая совокупность живых организмов называется:

а) биотой;

б) биомом;

в) биоценозом;

г) биохор;

д) верны все варианты.

16. Основной причиной устойчивости природных экосистем является:

а) высокая биологическая продуктивность растений;

б) наличие достаточного объема (массы) органических веществ;

в) большое видовое разнообразие;

г) интенсивная работа микроорганизмов;

д) верны все варианты.

17. Биологическое разнообразие любой экосистемы зависит:

а) от времени и продолжительности ее существования;

б) от особенностей ее состава;

в) от благоприятных условий среды;

г) верны все варианты;

д) неверны все варианты.

18. Наибольшее разнообразие видов растений и животных характерно для биоценоза:

а) тундры;

б) тайги;

в) тропического леса;

г) лесостепи.

19. Низкий показатель видового разнообразия соснового бора объясняется следующей причиной:

а) кроны деревьев не пропускают достаточно света, необходимого для роста растений;

б) низкая температура не позволяет расти и развиваться растениям;

в) в почве содержится избыток минеральных солей;

г) низкое содержание влаги в почве;

д) почва песчаная, бедная перегноем.

20. Наибольшей продуктивностью среди экосистем отличается:

а) тундра;

б) хвойные леса;

в) луга;

г) широколиственные леса (дубравы);

д) степи.

21. Продуктивность экосистем (по образованию биомассы сухого вещества) от экватора к полюсам:

а) уменьшается;

б) остается неизменной;

в) увеличивается;

г) сначала уменьшается, а затем опять увеличивается.

22. Постоянные наблюдения за экосистемами – это:

а) экологическая экспертиза;

б) экологический мониторинг;

в) регулярная охрана природы;

г) контроль природных процессов;

д) верны все варианты.

23. Основное количество солнечной энергии в Мировом океане запасают:

а) фитопланктон;

б) зоопланктон;

в) рыбы и морские млекопитающие;

г) крупные придонные водоросли;

д) моллюски и ракообразные.

24. Волки и львы находятся на одном трофическом уровне, потому что и те и другие:

а) поедают растительноядных животных;

б) используют свою пищу примерно на 10%;

в) живут на суше;

г) имеют разнообразный рацион;

д) живут группами (стаями, прайдами).

25. На одном трофическом уровне проявляется:

а) хищничество;

б) паразитизм;

в) конкуренция;

г) симбиоз;

д) верны все варианты.

26. В трофической цепи на каждый последующий пищевой уровень переходит:

а) 1% энергии;

б) 10% энергии;

в) 50% энергии;

г) 100% энергии;

д) неверны все варианты.

27. Почвенные бактерии выполняют следующую функцию:

а) связывают атмосферный азот;

б) образуют азотосодержащие органические вещества;

в) выделяют азот в атмосферу;

г) верны все варианты.

28. Установить правильную последовательность необходимых условий, а также процессов, происходящих при заболачивании озера:

___ из отмерших растений образуется торф, который накапливается на дне;

___ наличие холодной воды в озере, недостаток кислорода и минеральных солей;

___ озеро с краев зарастает тростником, осокой, камышом;

___ появляется сфагновый мох, клюква, росянка;

___ озеро мелеет.

29. Установить правильную последовательность в цепи питания приведенных живых организмов:

___ насекомоядные птицы;

___ хищные насекомые;

___ растения;

___ хищные птицы;

___ растительноядные насекомые.

Какие из приведенных ниже утверждений истинные (поставить ДА или НЕТ)?

30. Устойчивость экосистемы при увеличении ее сложности, как правило, снижается__________

31. Агроценоз – это искусственно созданный человеком биоценоз ______

32. В агроэкосистеме соотношения между растениеводством и животноводством устанавливают с учетом экологических требований ___

33. Городская экосистема способна сохранять экологическое равновесие самопроизвольно _________

34. К продуцентам относятся только зеленые растения ______

35. Редуценты обеспечивают разложение сложных органических веществ в экосистемах до простых и неорганических _______

36. Автотрофные организмы используют в качестве источника углерода готовые органические вещества, которые одновременно служат и источником энергии ___________

37. При переходе от одного звена пищевой цепи к другому теряется около 90% энергии _______

38. По правилу экологической пирамиды, хищников в экосистеме всегда больше, чем растительноядных животных _________

39. Биосфера включает в себя всю литосферу _________

40. Живые организмы значительно ускоряют глобальный круговорот вещества в биосфере _______

41. Современная атмосфера Земли – биогенного происхождения _______

42. Основу биологического круговорота, обеспечивающего жизнь на Земле, составляют энергия Солнца и хлорофилл зеленых растений ____________

43. Биомасса каждого из последующих звеньев пищевой цепи наземных биогеоценозов больше, чем предшествующих _______

Дополнить:

44. Общее количество органического вещества всей совокупности особей с заключенной в нем энергией называется _____________________________

45. Установить цифрами правильную последовательностьфункционирования трофической цепи: ___ редуценты ___ консументы ___ продуценты

Тема 5. Биосфера, место и роль человека в ней

Выполните задания

1. Заполнить схему и кратко охарактеризовать каждую из функций живого вещества.

Вписать в схему названия пространственных подразделений популяций, привести примеры и характерные признаки каждого из них. - student2.ru

2. Составить круговую диаграмму “Соотношение (в %) основных оболочек в биосфере».

 
  Вписать в схему названия пространственных подразделений популяций, привести примеры и характерные признаки каждого из них. - student2.ru

3. Составить таблицу или схему “Пределы распространения жизни в биосфере”.

1. Термин «биосфера» впервые употребил:

а) Х. Гюйгенс;

б) Э. Геккель;

в) В.И. Вернадский;

г) К.А. Тимирязев;

д) Э. Зюсс.

2. Основоположником учения о биосфере является:

а) Х. Гюйгенс;

б) Э. Геккель;

в) В.И. Вернадский;

г) К.А. Тимирязев;

д) Э. Зюсс.

3. Биосфера – это:

а) экосистема;

б) сообщество;

в) биота;

г) «пленка жизни»;

д) все варианты верны.

4. Функцией живого вещества, в процессе которой идет накопление кальция в земной коре, является:

а) окислительно-восстановительная;

б) концентрационная;

в) газовая;

г) все варианты неверны.

5. Кислород атмосферы представляет собой:

а) живое вещество;

б) биогенное вещество;

в) косное вещество;

г) биокосное вещество.

6. Почва представляет собой:

а) живое вещество;

б) биогенное вещество;

в) косное вещество;

г) биокосное вещество.

7. В сравнении с сушей биомасса (в сухом веществе) Мирового океана:

а) больше в 2 раза;

б) равна;

в) меньше в 350 раз;

г) меньше в 1000 раз;

д) все варианты неверны.

8. Парниковый эффект в атмосфере возникает в результате:

а) повышения содержания углекислого газа (СО2);

б) производства и выброса фторхлоруглеводорода (фреона);

в) выброса серы;

г) ядерных испытаний;

д) верны все варианты.

9. Регуляцию газового состава атмосферы обеспечивают:

а) продуценты;

б) консументы;

в) редуценты;

г) симбионты;

д) верны все варианты.

10. Нижний предел распространения жизни в гидросфере составляет:

а) 100 метров;

б) 5 000 метров;

в) 1000 метров;

г) 11 000 метров;

д) 9500 метров.

11. Верхний предел обитания животных в горных областях Земли равен:

а) 8 848 метров;

б) 3 550 метров;

в) 7000 метров;

г) 5000 метров;

д) 4000 метров.

12. Верхняя граница произрастания лесов в горных областях Земли равна:

а) 8 848 метров;

б) 3 550 метров;

в) 7000 метров;

г) 5000 метров;

д) 4000 метров.

13. Основными составляющими компонентами атмосферы Земли являются:

а) инертные газы + кислород + водяные пары;

б) кислород + углекислый газ + водород + водяные пары;

в) азот + кислород + инертные газы + водяные пары;

г) кислород + инертные газы;

д) кислород + углекислый газ + азот.

14. Наибольшая концентрация живой массы в биосфере наблюдается:

а) у поверхности суши и океана;

б) у границ контакта литосферы и атмосферы;

в) у границ контакта гидросферы и литосферы;

г) у границ контакта гидросферы и атмосферы;

д) все варианты верны;

е) все варианты неверны.

15. Главной причиной нарушения озонового экрана является:

а) выброс отходов теплоэлектростанций (ТЭЦ);

б) ядерные испытания;

в) производство и выброс фторхлоруглеводорода (фреона);

г) выброс серы;

д) верны все варианты.

16. Ноосфера это:

а) часть биосферы;

б) часть гидросферы;

в) сфера разума, высшая стадия развития биосферы;

г) космическое пространство в пределах Солнечной системы;

д) неверны все варианты.

17. Термин «ноосфера» впервые предложил:

а) В.И. Вернадский;

б) Э. Леруа;

в) П. Тейяр-де-Шарден;

г) С. Аррениус;

д) Ж.Б. Ламарк.

18. Выражение «демографический взрыв» означает:

а) снижение рождаемости;

б) резкий рост численности населения;

в) резкое повышение уровня смертности среди населения;

г) увеличение продолжительности жизни людей;

д) миграцию населения.

18. Эрозию почвы можно снизить за счет:

а) посадки защитных полос;

б) удобрения навозом;

г) сохранения растительного покрова;

д) всех перечисленных факторов.

19. Основным фактором, вызвавшим «зеленую революцию», является:

а) интенсивное орошение пустынных районов;

б) создание новых видов азотных удобрений;

в) выведение новых сортов растений;

г) внесение больших количеств неорганических удобрений в окраинные земли.

20. Равенство поступления и оттока энергии, вещества и информации, поддерживающее систему в качественно определенном состоянии, называется:

а) показательной функцией;

б) биогеохимическим круговоротом;

в) динамическим равновесием;

г) фундаментальными показателями биосферы;

д) эмерджентной эволюцией.

21. К невозобновимым природным ресурсам относится:

а) солнечная энергия;

б) фауна суши;

в) залежи руд;

г) плодородие почвы;

д) верны все варианты.

22. В первую очередь Красная книга это:

а) юридический документ;

б) пропагандистское издание;

в) научно-популярное издание;

г) сигнал тревоги ученых о состоянии природы.

23. На территории Красноярского края основным юридическим документом в области охраны диких животных является:

а) Красная книга края;

б) Красная книга России;

в) Красная книга МСОП;

г) постановление Законодательного Собрания края;

д) ни один вариант не подходит.

24. К внесению в Красную книгу не подлежат виды животных:

а) численность которых катастрофически сокращается;

б) редкие и малоизученные;

в) находящиеся под угрозой истребления;

г) промыслово-охотничьи;

д) с ограниченным ареалом (эндемичные).

25. Выберите наиболее полное определение понятия «ОХРАНА ПРИРОДЫ»:

а) сохранение чистоты атмосферы;

б) рациональное использование и сохранение живой и неживой природы;

в) сохранение чистоты воды;

г) охрана почвы и недр;

д) сохранение животного и растительного мира.

26. Участки территории суши или акватории со всеми находящимися в их пределах природными объектами, полностью исключенными из всех видов хозяйственного использования:

а) национальные парки;

б) заповедники;

в) заказники;

г) памятники природы;

д) все варианты верны.

27. Участки территории суши или акватории, где временно запрещается использование определенных видов природных ресурсов:

а) национальные парки;

б) заповедники;

в) заказники;

г) памятники природы;

д) все варианты верны.

28. Территории, исключенные из промышленной и сельскохозяйственной эксплуатации с целью сохранения природных комплексов, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, а также используемые для отдыха человека:

а) национальные парки;

б) заповедники;

в) заказники;

г) памятники природы;

д) все варианты верны.

29. Уникальные или типичные, ценные в научном, культурно-познавательном или эстетическом отношении природные объекты:

а) национальные парки;

б) заповедники;

в) заказники;

г) памятники природы;

д) все варианты неверны;

Какие из приведенных ниже утверждений истинные (поставить ДА или НЕТ)?

30. Живое вещество – это совокупность всех живых организмов на Земле ___

31. Рост демографической нагрузки на природную среду носит преимущественно локальный характер ________

32. В природных сообществах взаимодействие между видами осуществляется на уровне особей __________

33. Инфракрасные солнечные лучи являются губительными для всего живого в биосфере Земли _________

34. Звеньями детритных пищевых цепей являются: продуценты и консументы _______

35. Мысль о том, что все живое и неживое на нашей планете составляет единое целое – биосферу, впервые высказал Т. Мальтус ________

Дополнить:

36. Область существования живого вещества называется _________________

37. Процесс взаимосвязанного перемещения веществ в природе, непрерывно повторяющийся под воздействием энергии Солнца, называется _______________________________________________________________

38. Процесс восстановления человеком численности популяций вида в пределах ранее занимаемой территории_____________________________

39. Процесс внедрения человеком животных в новые для них места обитания называется______________________________________________________

40. Способность вида к заселению новых территорий носит название ________________________________________________________

41. Способность вида приспосабливаться к новым экологическим условиям среды называется ________________________________________________

42. Международной организацией, координирующей природоохранную деятельность стран мира, является __________________________________

Правильные ответы на тестовые задания тетради по экологии:

Тема 1.

1. - изучающая взаимоотношения организмов друг с другом и со средой обитания;

2. - биологические макросистемы (популяции, биоценозы и др.) и их динамика во времени и пространстве;

3. - исследование взаимоотношений организмов друг с другом и со средой на популяционно-биоценотическом уровне и изучение жизни биологических макросистем более высокого ранга (биогеоценозов, биосферы), их продуктивности и энергетики;

4. - полевые, лабораторные и экспериментальные.

5. Г; 6. Б; 7. Г; 8. В; 9. 7), 2), 4), 3), 1), 5), 6); 10. 1)Г; 2)Б; 3)В; 4)А; 11. 1)Г; 2)В; 3)Д; 4)Б; 5)А; 12. 1)Г; 2)Д; 3)Б; 4)А; 5)В.

Тема 2.

1.В; 2.Г; 3.Б; 4.В; 5.В; 6.Б; 7.Г; 8.Г; 9.В; 10.Г; 11.В; 12. В; 13. Б; 14. ДА; 15. ДА; 16. - Лимитирующий; 17. - Адаптацией.

Тема 3.

1.Г; 2. В; 3. В; 4. А; 5. Б; 6. В; 7. - Популяцией; 8. НЕТ; 9 ДА; 10. НЕТ; 11. ДА; 12. ДА.

Тема 4.

В; 2. Б; 3. А; 4. Г; 5. В; 6. Б; 7. Г.; 8. В; 9. Б; 10. Г; 11. В; 12. А; 13. Б; 14. Г; 15. В; 16. В; 17. Г; 18. В; 19. Д; 20. Г; 21. А; 22. Б; 23. В; 24. Б; 25. В; 26. 10%; 27. А; 28. 3), 1), 2), 5), 4); 29. 4; 3;1;5;2. 30. НЕТ; 31. ДА; 32. ДА; 33. НЕТ; 34. НЕТ; 35. ДА; 36. НЕТ; 37. ДА; 38. НЕТ; 39. НЕТ; 40. ДА; 41. ДА; 42. ДА; 43. НЕТ; 44. - Биомасса; 45. 3 – 2 – 1.

Тема 5.

1. Д; 2. В; 3. Г; 4. Б; 5. Б; 6. Г; 7. Г; 8. А; 9. А; 10. Г; 11. В; 12. Д; 13. В; 14. Д; 15. В; 16. В; 17. Б; 18а. Б; 18б.Д ; 19. В; 20. В; 21. В; 22. А; 23. А; 24. Г; 25. Б; 26. Б; 27. В; 28. А; 29. Г; 30. ДА; 31. НЕТ; 32. НЕТ; 33. НЕТ; 34. НЕТ; 35. НЕТ; 36. - Биосферой; 37. - Круговорот; 38. - Реакклиматизация; 39. - Акклиматизация; 40. - Вагильность; 41. - Экологическая валентность ; 42. - МСОП.

Наши рекомендации