Управление природными комплексами и объектами
Природные ценности ОПТ включают в себя леса, луга, воды, геологические объекты, разнообразный животный мир, создающие в своем сочетании неповторимые по красоте ландшафты и такие эстетические ценности, как природная тишина и чистый воздух. Стратегия уделяет равное внимание всем природным ценностям национального парка, поскольку только такой подход позволяет сохранить целостность природного комплекса и необходимую гармонию всех его составляющих.
Управление природными экосистемами осуществляется на основе зонирования по признакам природной ценности территории, особенностей ее использования (функциональное назначение) и способности природных экосистем выдерживать нагрузки, связанные с этим использованием.
Стратегия сохранения природных экосистем национального парка базируется на следующих положениях:
- управление природными объектами рассматривается как сложный процесс, учитывающий динамическую природу экосистем, взаимозависимость всех ее компонентов, а также ограниченную способность экосистем сопротивлятьсяантропогенному воздействию и самовосстанавливаться от стрессов, вызванных деятельностью человека;
- управление должно быть долгосрочным и находить понимание у тех, чья деятельность влияет на экологическую целостность особо охраняемых природных территорий;
- заповедники и национальные парки занимают ведущее место в диалоге с другими службами территориального управления с целью лучшего осознания всеми участниками существующих методов землепользования и их воздействия на природную среду;
- управление экосистемами должно иметь надежное научное обоснование;
- обеспечение постоянного контроля за состоянием экосистем и принятие своевременных и адекватных мер при изменении их состояния;
- необходимость взвешенного подхода при принятии управленческих решений, связанных с восстановлением нарушенных экосистем, понимание того, что предпринятые действия могут дать далеко идущие и продолжительные эффекты;
- недопустимость возникновения новых источников загрязнения и других экологически опасных объектов на охраняемых природных территориях и активные действия по борьбе или минимизации таких источников в непосредственной близости от его границ.
Неотъемлемой частью природного комплекса является животный мир. Наряду с биологическими функциями животные выполняют важнейшую эстетическую роль, в огромной степени формируя интерес посетителей к природе, что имеет исключительное воспитательное значение.
Проводимые мероприятия должны быть ориентированы на сохранение максимально возможного разнообразия видового состава и экологически обоснованной численности животных, свойственных природным комплексам данного региона.
Управление объектами животного мира предполагает взаимодействие с государственными органами, специально уполномоченными в области охраны, контроля и регулирования использования животного мира, а также с представителями коренного населения.
Управление животным миром предусматривает:
- охрану объектов животного мира, включая специальные мероприятия по сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов;
- регулирование численности животных;
- специальные действия по сохранению высокопродуктивных кормовых участков для животных и иных ценных местообитаний, исчезающих в ходе сукцессионных или антропогенных процессов, а также мероприятия по улучшению среды обитания животных;
- предупреждение гибели животных от стихийных бедствий и антропогенных воздействий;
- реинтродукцию и расселение животных;
- проведение регулярных наблюдений за распространением, численностью, физическим состоянием объектов животного мира, структурой, качеством и площадью среды их обитания (мониторинга животного мира);
- регулирование использования объектов животного мира.
Охрана животных, населяющих природные экосистемы национального парка, осуществляется государственной инспекцией по охране территории национального парка и направлена на снижение антропогенного воздействия на динамику развития популяций животных, появившихся на территории национального парка в результате естественного расселения. Не допускается интродукция живых организмов в целях их акклиматизации. Вопрос изъятия ранее акклиматизированных живых организмов из экосистем заповедников и национальных парков требует специального научного обоснования.
Одним из решающих условий действенной охраны объектов животного мира следует считать сохранение среды их обитания.
Проводимые в этом направлении мероприятия могут быть направлены на улучшение кормовой базы животных (посадка кормовых растений, устройство кормовых полей, реконструкция древесно-кустарниковых насаждений, закладка солонцов, известкование лесных лугов, организация подкормки отдельных видов животных, создание искусственных водопоев, галечников и др.); улучшение условий размножения (устройство искусственных гнездовий и укрытий, оборудование искусственных нерестилищ, расчистка токов и др.); улучшение защитных условий (устройство ремиз и “живых” изгородей, облесение оврагов и балок и др.).
В этой связи очень важно проведение регуляционных мероприятий.
Регуляционные мероприятия – это научно обоснованные действия, предпринимаемые национальными парками для изменения численности отдельных видов животных для сохранения структуры природных экосистем, обеспечения на охраняемых территориях экологического баланса.
Проведение регуляционных мероприятий должно рассматриваться как крайняя мера, вызванная исключительной необходимостью, а именно:
- появлением на территории национального парка отдельных агрессивных особей диких зверей, представляющих реальную опасность для жизни людей;
- чрезмерным увеличением численности некоторых видов животных в условиях неполной сбалансированности природных экосистем, влекущим за собой угрозу охраняемым природным комплексам и объектам;
- нарушением естественного течения природных процессов и явлений, присущих данным экосистемам, угрозой охраняемым природным комплексам и объектам вследствие присутствия и жизнедеятельности чуждых охраняемым экосистемам видов и подвидов животных;
- возникновением неблагоприятных условий, создающих угрозу существованию редких видов животных на территории национального парка;
- возникновением неблагоприятной эпидемической или эпизоотической обстановки.
Отлов или отстрел животных с целью снижения численности производится при полном отсутствии возможности их эффективного отвлечения с территории парка в охранную зону или сопредельные угодья путем выкладки кормовых приманок, устройства кормовых полей, ремиз, улучшения защитных свойств окрестных угодий и другими способами, а также при невозможности снизить их численность на территории при помощи интенсивной охоты в угодьях сопредельных территорий.
Отстрел животных в регуляционных целях не должен иметь характера промысловой, спортивной или любительской охоты.
Многие виды животных регулярно перемещаются в другую местность с сезонными или другими интервалами. ОТП, населенные мигрирующими видами, должны обеспечить сохранение их популяций на своей территории и стремиться к сотрудничеству с другими территориями для сохранения этих популяций в пределах всего ареала. Управленческие меры по сохранению мигрирующих животных обеспечиваются участием национального парка в региональном планировании, а также путем сотрудничества с региональными органами власти в установлении правил охоты и рыболовства в регионе. Данная работа должна подкрепляться информацией о жизненных циклах, ареалах и динамике популяций мигрирующих видов животных.
Предупреждение гибели животных от стихийных бедствий может предусматривать мероприятия по спасению животных в половодье, расчистку дорог в глубокоснежье, подкормку при обильных снегопадах и гололеде и др.
Предупреждение гибели животных от антропогенных воздействий включает выпугивание животных различными методами из сельхозугодий перед их обработкой, а также использование выпугивающих приспособлений непосредственно на работающих сельхозмашинах. Особое внимание должно уделяться предупредительным действиям на автомобильных дорогах, проходящих через ОПТ.
Реинтродукция (переселение живых организмов в регионы, где они ранее обитали, но в силу различных причин исчезли) на территориях национальных парков допускается только при наличии положительных заключений компетентных научных организаций и разрешения соответствующего федерального органа, в ведении которого находятся национальные парки. В ходе работ по реинтродукции национальные парки разрабатывают и осуществляют комплекс специальных мероприятий по обеспечению сохранения реинтродуцированных объектов животного мира (передержка, подкормка, усиленная охрана соответствующих участков, постоянное наблюдение и др.).
Искусственное расселение животных на особо охраняемых территориях может проводиться в целях повышения продуктивности угодий, а также с целью восстановления исчезающих локальных популяций. При проведении мероприятий по расселению необходимо избегать выпуска на территории национального парка животных, хотя и представляющих виды, обитающие на данной территории, но являющихся при этом представителями других популяций и географических рас, что способно вызвать “генетическое загрязнение”.
Проведению работ по расселению предшествует получение положительного заключения компетентной научной организации и разрешения федерального органа, в ведении которого находится парк. Кроме того, для расселения охотничьих зверей и птиц (включая повторные выпуски) требуется разрешение соответствующего регионального специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.
Для проведения мероприятий по реинтродукции и расселению объектов животного мира, относящихся к видам, занесенным в Красную книгу России, необходимо также разрешение специально уполномоченного государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, в компетенцию которого входит регулирование оборота вышеупомянутых объектов животного мира.
В ходе планирования и подготовки мероприятий по реинтродукции и расселению объектов животного мира следует особое внимание уделять обследованию и подбору конкретных мест под выпуск животных. Проведению повторных выпусков должна предшествовать экспертная оценка итогов ранее проведенных мероприятий, характеризующая успешность реинтродукции и расселения и целесообразность проведения повторных выпусков.
Пользование объектами животного мира на особо охраняемых территориях ограничено и может заключаться, как правило, в организации и регулировании охоты и рыболовства.
Промысловые охота и рыболовство на ОПТ допускаются в отдельных случаях и могут осуществляться представителями коренных малочисленных народов на специально выделенных участках зон традиционного экстенсивного природопользования.
Ведение охотничьего хозяйства на территории национальных парков осуществляется ими самостоятельно либо путем предоставления охотничьих угодий в аренду другим охотопользователям с соблюдением требований, действующих в соответствующем регионе Правил охоты.
Любительское и спортивное рыболовство на территории национального парка осуществляется с соблюдением требований региональных (или бассейновых) Правил любительского и спортивного рыболовства.
Управление лесными экосистемами.Все мероприятия по вмешательству в процессы динамического развития лесных биоценозов следует рассматривать как вынужденную меру, обусловленную необходимостью устранения последствий отрицательного воздействия на них факторов внешней среды и прошлого ведения хозяйства. Их планирование и проведение должны осуществляться в комплексе с мероприятиями по улучшению условий среды обитания животных, благоустройству территории и мероприятиями по профилактике лесных пожаров.
Леса ОПТ рассматриваются не как источник древесины или иных продуктов леса, а как среда обитания лесных растительных и животных организмов, как среда, окружающая посетителей парка и формирующая их представления о природном разнообразии. Главная цель управления – обеспечить стабильность естественного развития лесных экосистем.
На достижение этой цели направлены все усилия персонала охраняемых природных территорий, который обеспечивает:
- планирование и осуществление мер по уходу за состоянием лесов, отвечающих функциональному назначению каждого конкретного участка и имеющих соответствующее экологическое обоснование;
- восстановление лесных экосистем, нарушенных прошлой хозяйственной деятельностью человека;
- охрану лесов от пожаров, борьбу с вредителями и болезнями леса;
- организацию и ведение мониторинга за состоянием лесных экосистем;
- регулирование нагрузок на лесные экосистемы.
Лесохозяйственные мероприятия имеют цельюповышение биологической устойчивости лесных биоценозов. Они назначаются и проводятся в местах массового отдыха населения, вдоль туристских и прогулочных маршрутов (как сухопутных, так и водных), а также в насаждениях, находящихся в стадии распада и угнетения. Лесохозяйственные мероприятия и мероприятия по регулированию рекреационных нагрузок на лесные экосистемы выполняются по специальным программам на основании результатов натурных обследований (выполняемых, как правило, при лесоустройстве) или данных лесного мониторинга.
При восстановлении лесов, нарушенных прошлой хозяйственной деятельностью человека, предпочтение отдается технологиям и методам, близким к процессам естественного развития лесных экосистем. При восстановлении лесов на лесных не покрытых лесом землях не допускается применение технологий, предусматривающих корчевку пней, интенсивную обработку почвы, способную вызвать изменение гидрологического режима территории.
Охрана лесов от пожаров рассматривается как одно из важнейших направлений деятельности по сохранению его природных ресурсов. Любое неуправляемое возгорание на охраняемой природной территории считается катастрофическим, а следовательно, недопустимым.
Профилактика и тушение лесных пожаров в национальных парках организуются и выполняются главным образом для сохранения целостности природной среды. Однако создание противопожарных разрывов и барьеров из полос искусственно созданных лиственных насаждений, препятствующих распространению огня в пожароопасных массивах хвойного леса, для ОПТ нежелательно и рассматривается как действия, нарушающие единство среды лесных экосистем.
Способы тушения возникших лесных пожаров должны быть эффективными и не вызывать серьезных последствий от воздействия на лесные экосистемы как самих пожаров, так и применяемых средств пожаротушения. В зависимости от функционального назначения участка, на котором возник пожар, и окружающей пожароопасной ситуации должны рассматриваться все методы – от локализации и сдерживания огня до активного наступательного тушения. Альтернативой тушению пожаров может быть специальное применение огня как меры направленного управления пожаром.
Управление травяными экосистемами.В ОПТ травяные экосистемы могут быть представлены:
- в тундровой зоне – маршами, лугами, кочкарниками и нивальными группировками дельт, пойм и водоразделов;
- в лесной зоне – вторичными (после вырубок, пожара, на месте распашки и пр.) суходольными и пойменными (речными, озерными, приморскими – литоральными) экосистемами;
- в степной зоне – различными типами степей;
- в пустынной зоне – пойменными лугами, солонцами и солончаками и азональными степями;
- в горах – горными степями, субальпийскими и альпийскими высокогорными лугами и коврами.
Важнейшимфактором, определяющим современную динамику травяных сообществ, особенно степных, является утрата важного звена в функционировании экосистемы – копытных, крупных травоядных и роющих грызунов. В условиях режима охраны территорий для поддержания травяных экосистем и их биоразнообразия в близком к природному состоянию (например, для препятствования зарастания лесом и кустарниками) организуется система мероприятий по управлению их динамикой. Для тех экосистем, которые не утратили компоненты биоты, определяющие структуру и функционирование, регулирование развития не рекомендуется (например, для пойменных лугов на реках с сохранившимся режимом паводков, для горных степей с умеренным выпасом диких и домашних копытных и пр.). Там, где без вмешательства человека травяные экосистемы начинают деградировать, а уровень их биоразнообразия падает, исчезают редкие виды растений и животных и теряется сам объект охраны (например, на месте участка степи образуется сорно-бурьянный или кустарниковый комплексы), необходимо введение специальных режимов управления динамикой растительности.
Установление режимов управления проводится на основе результатов научных исследований и дифференцированно для каждого конкретного участка, имеющего свой характер динамики и функционирования. В обосновании управления динамикой экосистем необходимо:
- определить целевую установку на поддержание структурно и физиономически близкого к исходному (рекомендуемому) состоянию экосистем;
- предложить набор приемов управления, имитирующих действие природных факторов (травоядных животных, увлажнения, пожаров и пр.) и их нагрузки на экосистему (животных на гектар, высота скашивания и пр.);
- установить временные параметры применения приемов управления – сроки начала, сезонность, продолжительность и повторяемость.
Кроме того, необходим подбор критериев управления (сравнение параметров продуктивности, разнообразия видов растений и животных, фенологических сроков и пр.), используемых в разных функциональных зонах в условиях разных рекреационных нагрузок. В случае, если в границах ОПТ ведутся регламентируемая сельскохозяйственная деятельность и экстенсивные формы природопользования для поддержания традиционного агроландшафта, то приемы сельскохозяйственного использования – умеренный выпас, сенокошение, сезонные палы – могут рассматриваться как элементы управления в данной функциональной зоне территории.
Среди рекомендуемых приемов управления травяными экосистемами можно выделить:
- регулируемый выпас домашних или одомашненных, разводимых диких копытных с четко установленными нагрузками, сроками начала и окончания пастбищного сезона, возможным введением “отдыха” от выпаса на год и более, переложной системой использования участка; решение о введении данного приема управления в национальном парке на конкретном участке принимается в соответствии с рекомендациями специалистов после соответствующей экспертизы;
- регулируемое по срокам начала (весеннее, раннелетнее, по отаве и пр.), частоте (ежегодно, раз в два-три года, раз в пять лет и т.д.), по высоте стерни и характеру проведения сенокошения (ручной или механический, от центра или от периферии и пр.);
- регулирование водного режима участка (проведение дренажных работ, восстановление микрорельефа, обводнение, осушение и пр.);
- регулируемые по срокам (осенние и весенние) и по интенсивности (в зависимости от ветра и запасов горючих материалов) палы с предварительным отжигом и мерами противопожарной безопасности;
- управляемые весенние и летние паводки для поддержания поемного режима и развития аллювиальных процессов на пойменных лугах (для участков, где наблюдается зарегулирование речного стока) с предварительным проведением мероприятий для сохранения малоподвижной фауны, а также с учетом фенологии охраняемых видов растений, животных и экосистем;
- подсев, подсадка и выкладка травяного дерна из природных участков с травяными сообществами как элемент экологической реставрации нарушенных хозяйственной деятельностью или стихийными бедствиями экосистем;
- мероприятия по реинтродукции копытных зверей и грызунов.
Управление водными объектами должно осуществляться на основе бассейнового подхода, при котором основной единицей, имеющей свою систему экологических регламентаций (режимов природопользования), является водосборный бассейн.
Необходимо приложить усилия для обеспечения на всей территории водосборного бассейна экологически целесообразных режимов и методов природопользования, способствующих сохранению и восстановлению водных объектов.
Меры по охране водных объектов определяются водным законодательством Российской Федерации. При их выборе особое внимание следует уделить решению таких задач, как:
- идентификация источников воздействия на водные объекты, находящиеся на территории объекта;
- участие в регулировании водохозяйственной деятельности;
- вывод из водоохранных зон и прибрежных полос (прежде всего пойм) складов химикатов и горюче-смазочных материалов, животноводческих комплексов, ферм, мест складирования и захоронения промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов, кладбищ и скотомогильников, накопителей сточных вод;
- обеспечение выполнения мер охраны берегов водных объектов от эрозии.
Меры по управлению водными объектами разрабатываются специально уполномоченными государственными органами и другими заинтересованными сторонами на основе научно обоснованных бассейновых (региональных) приоритетов в отношении охраняемых водных объектов, воздействующих на них источников, загрязняющих веществ и т.п.
В ОПТ необходимо избегать преобразования и хозяйственного использования пойменных земель. Где этому нет альтернативы, следует принимать меры по снижению возможного вреда для их естественной ценности. Управление этими землями производится в соответствии со специальными программами, разрабатываемыми органами государственной власти.
В целях обеспечения охраны и рационального использования пойм и сильно увлажненных земель необходимо:
- произвести оценку водного баланса пойм и увлажненных земель, находящихся в зоне хозяйственного освоения;
- определить опасные затопленные территории и принять меры по снижению риска для людей и имущества.
Управленческая деятельность, связанная с сохранением геологических объектов в охраняемых природных территориях, включает комплекс разнообразных мер, направленных на охрану наиболее ценных объектов, рациональное и научно регламентированное их использование, меры по их восстановлению при наличии разрушений и признаков деградации.
К числу таких объектов можно отнести:
- уникальные формы рельефа и связанные с ним элементы ландшафта (группы скал, ущелья, каньоны, пещеры, гроты, проявления карста, вулканы, холмы, валуны, ледниковые цирки и троговые долины, моренно-валунные гряды, дюны, барханы, ледники, гигантские наледи, гидролакколиты и др.);
- геологические обнажения, имеющие особую научную ценность (опорные разрезы, стратотипы, выходы редких горных пород, минералов и их ассоциаций (друзы, натеки и др.);
- геолого-географические полигоны, в том числе классические участки с особо выразительными следами сейсмических явлений, а также обнажения разрывных и складчатых нарушений залегания горных пород;
- местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов;
- природные гидроминеральные комплексы, термальные и минеральные водные источники, месторождения лечебных грязей.
Геологические феномены, обладающие особенной выразительностью, эстетической или познавательной ценностью, рассматриваются в качестве важнейших элементов ОПТ и служат целям развития рекреации, познавательного туризма и экологического просвещения. Такие объекты подлежат особой охране и в обязательном порядке учитываются при функциональном зонировании территории, обустройстве и планировании хозяйственной деятельности.
За некоторыми особо уязвимыми геологическими объектами (пещеры,дюны и др.) важно вести постоянные наблюдения, чтобы своевременно определить необходимые меры по предотвращению их повреждений.
В ОПТ необходимо осуществлять мероприятия по предотвращению ущерба от нежелательных природных процессов. В ряде случаев может быть целесообразным строительство навесов над минералогическими и палеонтологическими объектами, демонстрирующимися на месте залегания, а также помещение экспонатов в музейные коллекции. При сборе образцов местонахождение и геологические условия их залегания должны быть полностью документированы.
Управление пещерамиосуществляется с целью сохранения их микроклиматических особенностей, геологических, гидрологических, биологических ресурсов и объектов культурного наследия. В соответствии с утвержденными планами необходимо осуществлять специальные меры по охране систем естественного дренажа, притока воздуха, флоры и фауны пещер.
Такие элементы, как искусственные и расширенные естественные входы в пещеры, тропы, освещение, информационное оборудование, системы вентиляции и штольни, создаются только в соответствии со специально разработанными проектами и в случаях, если они не изменят существенно условия существования природной пещеры и не нанесут вреда объектам культурного наследия. Строительство и реконструкция объектов, способных оказать влияние на состояние пещер, разрешается только после проведения оценки воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности и утверждения проектной документации.
Пещеры или их части могут быть закрыты или ограничены для посещения из соображений безопасности посетителей или защиты природного и культурного наследия. Некоторые пещеры или их части могут использоваться исключительно для научных исследований, доступ в них может быть разрешен только ограниченному кругу специалистов.
Одновременно с сохранением геологических и геоморфологических объектов в ОПТ необходимо принимать меры по эффективной инженерной защите территории в целях обеспечения безопасности посетителей (селевая, лавинная и сейсмическая опасность, карстовые явления, камнепады и т.п.).