Стратегии поведения в конфликте
1. Стратегии поведения в конфликте и условия их выбора.
2. Оценка стратегий поведения в конфликте по методике Дж. Г. Скотт.
3. Выбор стратегии реагирования с использованием методики «матрица возможностей»
Используя «матрицу возможностей» можно оценить достоинства различных вариантов поведения в конфликте и осуществить целесообразный выбор стратегии поведения на основе вероятностного прогнозирования. После проработки лекционного материала и усвоения основных понятий заполните таблицу «Матрица возможностей».
1. Перед заполнением таблицы кратко опишите конфликтную ситуацию. Выберите такую ситуацию, которая хорошо вам знакома, это может быть межличностный конфликт с вашим участием, который уже завершен, либо происходит сейчас.
В первой колонке подробно опишите возможные действия
1-й стороны (ваши действия), которые гипотетически можно предпринять в русле каждой стратегии конфликтного поведения. Подробное описание (место действия, фраза, интонация, поза) необходимо, чтобы предвидеть возможные варианты развития данной ситуации, а также для осознанного планирования свого дальнейшего поведения. Старайтесь придумать больше вариантов.
3. Во второй колонке напротив каждого варианта поведения 1-й стороны опишите возможные ответы 2-й стороны (вашего оппонента) и последствия применения данной стратегии.
4.В третьей колонке, исходя из представлений о конкретном оппоненте (его психологических особенностях, опыта прошлых взаимодействий с ним), оцените вероятность (Р) каждого исхода, т. е. предполагаемого варианта поведения оппонента в ответ на ваши действия по 10-балльной шкале. 10 баллов — максимальная вероятность подобного поведения, 1 балл - практически невероятно, что оппонент поступит подобным образом.
5. В четвертой колонке оцените, насколько (А) этот исход желателен для 1-й стороны (для Вас). 1 балл означает полную нежелательность, 10 - наибольшую желательность.
6. В пятой колонке перемножьте оценки вероятности Р и желательности А по каждому варианту поведения, описанного в рамках каждой стратегии. Исходя из полученного результата, выберите наиболее целесообразную модель поведения в изучаемой конфликтной ситуации.
Матрица возможностей
Возможный подход (подробное описание) | Вероятный результат применения подхода | Вероятность реакции (Р) от 1 до 10 | Аттрактивность итога (А) от 1 до 10 | Итоговая оценка Р*А |
Уклонение 1/……... 2/ …….. | 1а 1б 1в 1г 2а 2б 2в | … … … | … … … | |
Приспособление 1. 2. | ||||
Соперничество 1. 2. 3. | ||||
Компромисс 1. 2. | ||||
Сотрудничество 1. 2. |
Основные понятия:соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление, «стратегии поведения в конфликте»; двухмерная модель стратегий поведения (сетка Томаса-Киллмена); условия, при которых субъект конфликта выбирает ту или иную стратегию.
МОДУЛЬ II. Семинар №8
Контрольная работа (тестирование)
МОДУЛЬ III. Семинар № 9
Экологические аспекты культуры народов мира
План семинара
1. Проведение STEP-анализа экологической культуры народов мира по методическим материалам преподавателя (или подготовленным по инициативе студента)
2. Представление и обсуждение результатов анализа
2. Анализ плюсов и минусов методики
Литература
1. Будаева Ц.Б. Экологические традиции коренного населения байкальского региона.- Улан-Удэ: Изд. БНЦ СО РАН. 1999.
2. Дробышев Ю. Экологические аспекты традиционной культуры монгольских народов. М., 2004.
3. Клоков К.Б. Традиционное природопользование коренных малочисленных народов Севера (географические и социально-экономические проблемы) /Выдержка из автореферата докторской диссертации // электронный ресурс4. Селиванов А.О. Природа, история, культура: экологические аспекты культуры народов мира. М., ГЕОС, 2002. 322 с.
5. Этноэкологические аспекты духовной культуры / Под ред. В.И. Козлова, А.Н. Ямскова, Н.И. Григулевич. М., ИЭА РАН, 2005.
6. Материалы Интернет и собственных наблюдений
Темы для обсуждения
1. Особенности традиционной и видоизмененной среды обитания
2. Экологические характеристики производственной деятельности
3. Специфических черт национального характера
4. Адаптационные и этномаркирующие (и социомаркирующие) черты
5. Повседневное и этикетное поведение
6. Представления о своем месте в Картине мира.