Стратегии поведения в конфликте

1. Стратегии поведения в конфликте и условия их выбора.

2. Оценка стратегий поведения в конфликте по методике Дж. Г. Скотт.

3. Выбор стратегии реагирования с использованием методики «матрица возможностей»

Используя «матрицу возможностей» можно оценить досто­инства различных вариантов поведения в конфликте и осуществить целесообразный выбор стратегии поведения на основе вероятност­ного прогнозирования. После проработки лекционного материала и усвоения основных понятий заполните таблицу «Матрица возмож­ностей».

1. Перед заполнением таблицы кратко опишите конфликтную ситуацию. Выберите такую ситуацию, которая хорошо вам зна­кома, это может быть межличностный конфликт с вашим участием, который уже завершен, либо происходит сейчас.

В первой колонке подробно опишите возможные действия
1-й стороны (ваши действия), которые гипотетически можно пред­принять в русле каждой стратегии конфликтного поведения. Подробное описание (место действия, фраза, интонация, поза) необходимо, чтобы предвидеть возможные варианты развития данной си­туации, а также для осознанного планирования свого дальнейшего поведения. Старайтесь придумать больше вариантов.

3. Во второй колонке напротив каждого варианта поведения 1-й стороны опишите возможные ответы 2-й стороны (вашего оппонента) и последствия применения данной стратегии.

4.В третьей колонке, исходя из представлений о конкретном оппоненте (его психологических особенностях, опыта прошлых взаимодействий с ним), оцените вероятность (Р) каждого исхода, т. е. предполагаемого варианта поведения оппонента в ответ на ваши действия по 10-балльной шкале. 10 баллов — максимальная вероятность подобного поведения, 1 балл - практически невероятно, что оппонент поступит подобным образом.

5. В четвертой колонке оцените, насколько (А) этот исход желателен для 1-й стороны (для Вас). 1 балл означает полную неже­лательность, 10 - наибольшую желательность.

6. В пятой колонке перемножьте оценки вероятности Р и желательности А по каждому варианту поведения, описанного в рамках каждой стратегии. Исходя из полученного результата, выберите наиболее целесообразную модель поведения в изучаемой конфликтной ситуации.

Матрица возможностей

Возможный подход (подробное описание) Вероятный результат применения подхода Вероятность реакции (Р) от 1 до 10 Аттрактивность итога (А) от 1 до 10 Итоговая оценка Р*А
Уклонение 1/……...   2/ ……..   1а 1б 1в 1г   2а 2б 2в … … … … … …
Приспособление 1. 2.        
Соперничество 1. 2. 3.        
Компромисс 1. 2.        
Сотрудничество 1. 2.        

Основные понятия:соперничество, сотрудничество, ком­промисс, приспособление, «стратегии поведения в конфликте»; двухмерная модель стратегий поведения (сетка Томаса-Киллмена); усло­вия, при которых субъект конфликта выбирает ту или иную стра­тегию.

МОДУЛЬ II. Семинар №8

Контрольная работа (тестирование)

МОДУЛЬ III. Семинар № 9

Экологические аспекты культуры народов мира

План семинара

1. Проведение STEP-анализа экологической культуры народов мира по методическим материалам преподавателя (или подготовленным по инициативе студента)

2. Представление и обсуждение результатов анализа

2. Анализ плюсов и минусов методики

Литература

1. Будаева Ц.Б. Экологические традиции коренного населения байкальского региона.- Улан-Удэ: Изд. БНЦ СО РАН. 1999.

2. Дробышев Ю. Экологические аспекты традиционной культуры монгольских народов. М., 2004.

3. Клоков К.Б. Традиционное природопользование коренных малочисленных народов Севера (географические и социально-экономические проблемы) /Выдержка из автореферата докторской диссертации // электронный ресурс

4. Селиванов А.О. Природа, история, культура: экологические аспекты культуры народов мира. М., ГЕОС, 2002. 322 с.

5. Этноэкологические аспекты духовной культуры / Под ред. В.И. Козлова, А.Н. Ямскова, Н.И. Григулевич. М., ИЭА РАН, 2005.

6. Материалы Интернет и собственных наблюдений

Темы для обсуждения

1. Особенности традиционной и видоизмененной среды обитания

2. Экологические характеристики производственной деятельности

3. Специфических черт национального характера

4. Адаптационные и этномаркирующие (и социомаркирующие) черты

5. Повседневное и этикетное поведение

6. Представления о своем месте в Картине мира.

Наши рекомендации