Организация сюжетно-ролевых игр экологического содержания (Николаева)
Игровая Обучающая Ситуация (ИОС) = полноценная сюжетно-ролевая игра, но (!) специально организованная
- ИОС имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо детям
- ИОС оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой, для нее специально организуется пространство и предметная среда
- В содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты: сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и др.
- Игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом
- Воспитатель руководит всей игрой
Николаева С.Н. предлагает 3 вида ИОС:
- ИОС с игрушками-аналогами
- ИОС с литературными персонажами
- ИОС типа путешествий
- ИОС с игрушками-аналогами
Аналоги – это такие игрушки, которые изображают объекты: животных, растения (пластиковые /мягкие).
Применяют игрушки-аналоги с 2-3 лет. Они формируют отчетливое представление о специфически особенностях живых существ на основе ряда существенных признаков. Можно легко продемонстрировать деятельность с живыми объектами и неживыми объектами.
Могут быть использованы во всех возрастных группах.
Они могут быть включены в любые обучающие ситуации, форму экологического воспитания детей - наблюдения, занятия, труд в природе.
Игрушки-аналоги помогают формировать у ребят отчетливые, реалистичные представления о природе.
Игрушки-аналоги – дидактические игрушки, хранящиеся в методическом кабинете.
Н-р
- тема занятия: «Рыбки живые и игрушечные» (сравнение внеш.вида, используется в ясельной и средней группах)
- «школа для игрушечных зайчиков»
- «сравнение живой и игрушечной птички»
- «сравнение живых и заводных рыбок»
- «что ест живая кошка, и как можно накормить игрушечного котенка?»
- ИОС с литературными персонажами
Литературные персонажи отражают свою биографию.
Дидактическая задача решается с помощью литературного персонажа, с помощью его вопросов, высказываний, советов, предложений, игровых действий.
Н-р
- Чипполино: его сходство с луковицей помогает детям различить игрушечный и настоящий лук
- Карлсон: может рассказать об осенних изменениях, т.к. он летает
- Айболит: рассматривает комнатные растения
- Винни-Пух: пришел на обед
- ИОС типа путешествий
Путешествия в данном случае - это собирательное название различного рода игр в посещения выставок, сельскохозяйственных ферм, зоопарка, салона природы и пр., в экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путешествия, Эти игры объединяет то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная в игре "роль руководителя (экскурсовода, начальника экспедиции, заведующего фермой), которую исполняет воспитатель. Именно через него дошкольники знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающей природе и деятельности человека в ней. В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети, посещая новые места, знакомятся с новыми объектами и явлениями в качестве путешественников, туристов, экскурсантов, посетителей. В рамках ролевого поведения дети слушают пояснения, «фотографируют», рассуждают. В ИОС такого типа большую помощь оказывает атрибутика в виде самодельных фотоаппаратов, подзорных труб и биноклей.
Обучение с использованием игр-путешествий может в ряде случаев выходить за рамки отведенного времени - это не опасно, так как качественное проведение игры, создавая определенный эмоциональный настрой у детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект.
3.5.7. Сюжетно-отобразительные игры с использованием «Лего»
При помощи строителей «Лего» обучаем детей отражению действительности (строим), а затем организуем сюжетно-ролевую игру.
Н-р
«Деревня»
«Зоопарк»