Моральные партнеры (субъекты) и моральные агенты.

Моральным партнером (субъектом) считается любой объект природы, обладающий внутренней ценностью (самоценностью). Экоэтика относит к моральным партнерам не только людей и высших животных, но и всех остальных живых существ, а некоторые экофилософы причисляют к моральным агентам и отдельные участки неживой природы (экосистемы, ландшафты).

Исследования показывают, что многие живые существа, а может быть и все (без исключения) способны любить и страдать, чувствовать горе или радость, и на основании этого вполне могут считаться нашими моральными партнерами (субъектами морали).

Моральный агент – это существо, обладающее способностью к нравственным размышлениям, вследствие чего оно может поступать, руководствуясь моралью, а потому имеет обязанности и несет ответственность за содеянное. Моральными агентами являются все люди, кроме младенцев и людей с тяжелыми психическими расстройствами. Таким образом, Человек как моральный агент имеет обязанности в отношении своего морального партнера Природы, а вот Природа в отношении Человека их не имеет, т.к. не является моральным агентом. Некоторые экологи оперируют и теологическими доказательствами прав природы: Бог создал и дикую природу, и всех живых существ, в том числе и человека; поэтому они в равной степени являются носителями неотъемлемой врожденной божественной ценности (внутренней ценности).

Права природы.

Человек и природа с точки зрения их моральной значимости обладают равными правами. Но права природы – это этическая конструкция, а не свершившийся факт; они не существуют сами по себе, а являются лишь отражением морали человеческого общества на определенном этапе развития.

В настоящее время за живыми существами как индивидами, а также за их группами (популяциями, подвидами, видами) признаны следующие права:

- право на жизнь;

- право на естественную свободу и благополучие в естественной среде обитания (право на дикость);

- право на необходимую для жизни долю земных благ;

- право на защиту от страданий по вине человека;

Право на защиту законом.

Считается, что живые существа, не имеющие нервной системы, не являются индивидами и потому обладают правами только на уровне вида. Но многие экофилософы считают, что отдельные представители растений, хотя и не имеют нервной системы, имеют такие же права, как и животные.

За экосистемами, ландшафтами и другими участками неживой природы, а также космосом, признаются следующие права:

- право на существование;

- право на свободу от человеческого контроля и управления;

Право на защиту законом.

В экологической этике разработаны простые принципы, регламентирующие наши отношения с природой:

- не навреди (человек не должен причинять вред живым существам, видам живых существ или экосистемам);

- не вмешивайся (человек должен воздерживаться от ограничения свободы живых существ, видов живых существ или экосистем);

- будь порядочным(этот принцип требует от человека не обманывать диких и не предавать домашних животных);

- соблюдай права природы;

- компенсируй ущерб(при нарушении вышеперечисленных принципов человек обязан компенсировать природе нанесенный ущерб рекультивацией природных территорий, защитой редких видов и т.п.)

Кроме общих принципов, существуют более конкретные правила взаимодействия с природой, в которых ключевым моментом является дифференцировка интересов человеканажизненно-важные и не жизненно-важные. К жизненно-важным мы относим интересы жизни, безопасности, здоровья, свободы. Не жизненно-важные подразделяются на существенные и пустые. К последним относятся прихоти человека: ради развлечения (так называемая, любительская охота) или в угоду моде (сумочка из кожи крокодила).

Экоэтические правила.

1. Правило самообороныразрешает применять силу против любого другого живого существа или экосистемы в целях защиты здоровья и жизни (своей или других людей), но только в том случае, если невозможно избежать нападения или спастись от него.

2. Правило справедливого распределенияутверждает, что в случае столкновения жизненно важных интересов людей и жизненно важных интересов природы обоим сторонам должна быть предоставлена равная доля благ.

3. Правило пропорциональностиустанавливает, что в случае конфликтов жизненно важных интересов природы и не жизненно важных (тем более пустых) интересов человека приоритет отдается природе; так, убийство слонов ради бивней и отстрел крокодилов ради кожи для сумочек является неправомерным актом жестокости.

4. Правило минимального вредапредполагает, что в случае конфликта жизненно важных интересов природы и нежизненно важных, но существенных интересов человека, приоритет может быть отдан человеку; но наносимый при этом вред природе должен быть минимальным.

5. Правило справедливого возмещенияутверждает, что в случае, если удовлетворение интересов людей наносит вред природе, то человеком должна быть произведена компенсация вреда.

Экоэтический идеал.Под экоэтическим идеалом понимается такое сообщество или мир, где удовлетворение человеческих потребностей совместимо с благом всех живых существ и экосистем; где все они – члены морального сообщества. Конечно, такое состояние природы – это утопия, идеал, которого сложно достигнуть, но к которому нужно стремиться.

ТЕМА 5. ГАРМОНИЯ В ПРИРОДЕ И ЕЁ СВЯЗЬ С ПСИХИКОЙ ЧЕЛОВЕКА.

Современные философы считают, что красота есть объективное свойство окружающего нас мира, в том числе и земной природы. Критериями красоты являются гармония, симметрия, ритм, правило спирали и фрактальность.

Гармония– оптимальное соотношение частей и его целого. Так, земная поверхность, человеческое тело, многие произведения искусства построены в соответствии с «правилом золотого сечения или золотой пропорции»: меньшая часть так относится к большей, как большая к целому (1, 68). Пропорции объектов, сильно отклоняющиеся от «золотого сечения», вызывают у людей, обладающих чувством гармонии, ощущение дискомфорта.

Симметриясвойственна многим природным объектам – неживым и живым, в том числе и человеку. Различают лучевую симметрию, свойственную всему, что увеличивается, растет или движется по вертикали (вулканы, муравейники, морские звезды) и двустороннюю симметрию , свойственную горизонтально ориентированным объектам (горные хребты, речные долины, листья растений). Симметричные объекты вызывают у человека ощущение завершенности. Но притягательна для него и асимметрия – как возможность дальнейшего развития.

Пространственные и временные ритмы. Ритм – закономерное чередование каких-либо явлений или объектов в пространстве и времени. Он характеризуется определенной последовательностью, определенной частотой (времена года, звуки ритмичной музыки, барханные цепи, волны). Ритм так глубоко «впечатан» в наше подсознание, что оказывает практически на всех людей «гипнотическое» действие.

Правило спирали – согласно этому правилу построена вся метагалактика, солнечная система, многие живые организмы, молекула ДНК.

Фрактальность – масштабное самоподобие, повторение одних и тех же структур в различном масштабе (система жилок у листьев, эрозионная сеть, речной бассейн).

Таким образом, у природы есть определенные стандарты и шаблоны, согласно которым из хаоса создается системный порядок. Этот порядок и служит объективной основной красоты окружающего мира, «завораживающей» человека, дарующей ему заряд положительных эмоций.

ТЕМА 6. ИССЛЕДОВАНИЯ ВлияниЯ природы НА психо-

эмоциональную сферу СОВРЕМЕННОГО Человека.

Природа как стабилизатор психоэмоциональных состояний человека:

1) Психофизиологическая функция

2) психотерапевтическая функция

3) реабилитационная функция

Природа как источник психоэмоциональных переживаний человека:

1) функции общения

2) самореализации

3) эстетическая функция

Природа как источник знаний: познавательная функция.

Природа как катализатор творческих процессов: развивающая функция.

ТЕМА 7. ОСНОВЫ ВОСТОЧНЫХ ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНЫХ

Наши рекомендации