Организация рабочего места. Рабочее место - это место постоянного или периодического пребывания работающего в процессе трудовой деятельности.
Рабочее место - это место постоянного или периодического пребывания работающего в процессе трудовой деятельности.
Рабочая зона - пространство, ограниченное высотой 2 м над уровнем пола, на котором находятся места постоянного или временного пребывания работающих.
Постоянное рабочее место- место, где работающий находится большую часть рабочего времени (более 50% раб. времени или более 2 часов непрерывно).
Непостоянное рабочее место - место, где работающий находится менее 50% рабочего времени или менее 2 часов непрерывно.
Конструкция рабочего места и взаимное расположение всех его элементов (сиденье, органы управления, средства отображения информации и т.д.) должны соответствовать ряду требований: характеру работы, антропологическим, физиологическим и психологическим данным работающего. При работе сидя существуют три зоны, в которых располагаются органы управления (рис. 1.3.1):
Рисунок 1.3.1.
1 - оптимальная зона. Частота операций в ней две и более в минуту.
2 - зона легкой досягаемости. Операции выполняются часто (менее двух операций в минуту, но более двух операций в час).
3 - зона досягаемости. Операции выполняются редко (не более двух операций в час).
При проектировании оборудования и организации рабочего места учитываются антропометрические показатели женщин и мужчин (рост, длина рук и т д). Оптимальное положение работающего достигается регулированием высоты рабочей поверхности, сиденья, пространства для ног.
Техническая эстетика
Производственная эстетика разрабатывает способы положительного эмоционального воздействия на человека. Всё, что окружает человека в процессе труда, должно доставлять ему радость своим совершенством и красотой, и, тогда производственная обстановка становится эмоциональным стимулом для повышения работоспособности и производительности труда. Основное направление производственной эстетики - использование цвета. И здесь большую роль играет окраска помещения и оборудования. По вызываемому ощущению все цвета подразделяются на тёплые - красный, оранжевый, желтый, желто-зеленый и их оттенки, и холодные - зелёный, синий, фиолетовый и их оттенки.
Правильно подобранное цветовое оформление рабочих мест, инструментов улучшает настроение, повышает работоспособность человека. Цвет воздействует на остроту зрения, которая максимальна в желтой зоне спектра и снижается к краям. Самые низкие показатели характерны для синего цвета. Психологическое воздействие цветов на человека приводит к различным ощущениям: голубой цвет вызывает ощущение прохлады; неяркие жёлтые тона дают ощущение тепла; синий, голубой, зеленый - успокаивают и уменьшают утомление зрения; красный, оранжевый возбуждают нервную систему, приводят к кажущемуся усилению шума.
При окраске потолков и стен нужно избегать темных тонов, т.к. они вызывают резкий контраст между цветом стен, ярко освещённым рабочим местом и светло окрашенным оборудованием. Тёмные тона поглощают много света, приводят к утомлению зрения и к общему утомлению. Созданы таблицы цветовых тонов, по которым можно выбрать цветовую гамму окраски интерьеров и оборудования, в зависимости от характера производства и тех операций, которые приходится выполнять человеку. Так, для монотонной работы с постоянным напряжением рекомендованы зеленые, сине-зеленые и светло-зелёные тона. Если выполняемая работа требует напряженной умственной деятельности, то предпочтительнее использовать оттенки тёплых тонов - желтые, бежевые. Цвет используют и для предупреждения человека о грозящей опасности. В красный цвет окрашивают аварийные кнопки "Стоп", в оранжевый цвет окрашивают движущиеся части машин.
Техническая эстетика занимается также вопросами эстетизации продукта труда, который должен не только отвечать техническим требованиям, но и быть красивым, чтобы наиболее полно удовлетворять материальным и духовным потребностям человека.