СИСТЕМА ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ. Цель работы: изучить систему ОВОС в США, обращая внимание на положительные и отрицательные стороны процесса.
СРЕДУ В СОЕДИНЁННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ
Цель работы: изучить систему ОВОС в США, обращая внимание на положительные и отрицательные стороны процесса.
Как отмечалось выше, Соединённые Штаты Америки явились инициатором проведения оценки воздействий на окружающую среду в мировой практике. Процедуры ОВОС в США установлены и выполняются в соответствии с Законом о национальной политике в области окружающей среды, принятым 1 января 1970 г. В законе выделены три части.
Первая частьпредставляет собой декларацию о национальной политике, на ее основе намечены цели в области охраны окружающей среды, которыми должно руководствоваться Федеральное правительство.
Вторая частьзакона регламентирует порядок подготовки Заявления федеральных агенств о воздействии федеральных мероприятий на качество среды обитания (ЗВОС).
Втретьей частизакона говорится об обеспечении соблюдения природоохранных интересов на официальной основе, для чего в рамках Исполнительного управления при президенте создан специальный Совет по охране качества окружающей среды (СОКОС).
Основное внимание закона направлено на то, чтобы гарантировать должное соблюдение природоохранных интересов на всех уровнях государственного планирования, процесса принятия решения и производственной деятельности.
Закон требует, чтобы все федеральные учреждения качественно готовили Заявление о воздействии проекта на окружающую среду (ЗВОС) до начала реализации любого крупного проекта. Основная цель этого требования состоит в том, чтобы заставить федеральные учреждения подчиниться провозглашенной законом политике.
При подготовке заявления решаются следующие функции.
Первая функция обеспечивает гарантии того, что анализ окружающей среды или ее оценка производятся в самом начале и результаты анализа становятся частью принятия окончательного решения.
Во-вторых, с помощью экспертизы воздействия и обязательного рассмотрения альтернативных вариантов этот процесс может играть роль инструмента для обоснования выбора вариантов.
В-третьих, подготовка заявления обязательно сопровождается детальным отчетом о принятом природоохранном решении для последующей экспертизы со стороны федеральных учреждений, властей штата или местных органов, со стороны конгресса, президента, Верховного суда или общественности.
Ответственность за подготовку Заявления о воздействии проекта на окружающую среду возложена на учреждение-заявитель. Если в проекте участвуют несколько фирм, одна из них, назначенная "ведущей", наделяется первостепенной ответственностью за проект, а остальные фирмы-участницы выполняют возложенную на них часть задачи в разработке Заявления. В случае, когда проект предлагается или выполняется неправительственной организацией (например, если электростанция строится частной фирмой по государственной лицензии), то государственное ведомство, ответственное перед федеральными органами за проект (в данном случае - агентство, выдавшее лицензию), отвечает и за подготовку Заявления.
Этот процесс касается всех видов федеральных мероприятий, включая строительные проекты, административные мероприятия и законодательные предложения.
Заявление о воздействии проекта на окружающую среду должно включать:
1) описание предложенного проекта и подвергающаяся влиянию окружающая среда района;
2) программные мероприятия и контроль за районами, подвергающимися воздействию;
3) сведения о прямом, косвенном и вероятном воздействии на природную среду,
4) возможные вредные влияния на окружающую среду других государств;
5) сведения о невосполнимых и необратимых потерях природных ресурсов;
6) описание федеральных компенсаций, возмещающих убыток в результате
вредных воздействий предложенного проекта или его вариантов на окру-
жающую природную среду.
Должны быть также изложены комментарии, поступившие от рецензентов.
Операционные процедуры
Принятые в США процедуры обязывают все федеральные учреждения применять в процессе оценки систематический междисциплинарный подход, который учитывает все виды воздействия человека на природную среду.
1. Учреждение-заявитель разрабатывает предложение о мероприятиях и
определяет, окажет ли оно существенное влияние на качество окружающей среды. В случае положительного ответа необходимо обязательно подготовить Заявление о воздействии проекта на окружающую среду.
2. При разработке заявления проектировщик может консультироваться с Советом по качеству окружающей среды, с Бюро по охране окружающей среды и другими федеральными учреждениями, а также с местными учреждениями или с властями штатов (последнее в тех случаях, когда проект может коснуться непосредственно их). Кроме того, проектировщик, если это необходимо, может организовать публичные слушания.
3. Проект заявления должен быть размножен и одновременно передан Совету по качеству окружающей среды, Бюро по ООС, федеральным экспертным учреждениям, соответствующим учреждениям штатов, местным фирмам и общественности для анализа и комментариев.
4. После завершения периода экспертизы (она длится 45-60 дней) окончательный вариант Заявления о воздействии проекта па окружающую среду вновь передается на рассмотрение в Бюро по ООС и во все остальные перечисленные выше учреждения и общественные организации.
5. Вариант Заявления, в котором учтены замечания всех рецензентов, пере-
дается руководителю или секретарю ведомства, отвечающего за принятие
окончательного решения.
6. Решение принимается ответственным лицом или специальной группой. Если предлагаемый проект требует законодательного утверждения, Заявление о воздействии проекта на окружающую среду передается в Конгресс США и президенту для рассмотрения и вынесения окончательного решения по данному проекту.
7. К реализации проекта приступают только после того, как пройдены все этапы. В этой связи важно отметить, что в случае необходимости в Верховный суд может быть передано ходатайство жителей.
Указанные принципы время от времени пересматриваются с учетом опыта, накопленного Законом о национальной политике в области окружающей среды и достижений в методологии ОВОС.
Порядок проведения ОВОС в США представлен на рис. 3.
Контрольные вопросы и задания
1. Что включает в себя Закон о национальной политике в облас-
ти окружающей среды?
2. На кого возложена ответственность по подготовке ЗВОС?
3. Что включает в себя Заявление о воздействии проекта на
окружающую среду?
4. Расскажите о прямом, косвенном и вероятном воздействии на
природную среду.
5. Какие учреждения и органы государственной и исполнительной власти США принимают участие в процедурах ОВОС?
6. Сколько длится период экспертизы?
7. Расскажите о роли общественности в ОВОС.
8. Укажите достоинства и недостатки ОВОС в США.
Рис. 3. Схема проведения ОВОС в США
Практическая работа 5