Система оценки воздействия на окружающую

ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТОВ

Методические указания к практическим работам

Красноярск

СФУ

УДК 504(07)

ББК 20.1я73

Т 413

Составитель: А.Г. Степанов

Т 413 Экспертиза проектов: методические указания к практическим работам /сост.: А. Г. Степанов. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. – 42 с.

Приведены методические указания к выполнению практических работ по изучению основных положений оценки воздействия на окружающую среду, анализу проведения ОВОС в ведущих зарубежных странах и Российской Федерации. Изложены вопросы участия и роли общественности в экологической оценке проектов и других видов деятельности.

Предназначено студентам, обучающихся по укрупненной группе 280000 «Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды».

УДК 504(07)

ББК 20.1я73

© Сибирский

Федеральный

университет, 2012

Введение

В условиях роста потребления природных ресурсов, количественных и качественных изменений биосферы, строительства новых мощных предприятий, реорганизации и модернизации действующих производств, особенно остро встает вопрос о контроле качества окружающей среды, что является основой оценки степени воздействия антропогенных проектов на элементы биосферы.

Это дает возможность оценивать проекты и другие виды человеческой деятельности не только в процессе их эксплуатации, но и на предварительной предпроектной стадии, до начала строительства.

Экологическая оценка намечаемой деятельности перед её реализацией позволяет на начальном этапе выявлять неблагополучные в экологическом отношении проекты, реализация которых может нанести существенный вред окружающей природной среде.

Зарубежный опыт ведущих западных стран со своими, отличными друг от друга, подходами и методиками экспертного анализа проектов даёт возможность выделить самые перспективные моменты и использовать положительный опыт мировой практики в Российской федерации.

Выполняя практические работы по курсу «Экспертиза проектов», студенты должны уметь применять теоретические знания, полученные в лекционном курсе по данной дисциплине, уметь анализировать исходную информацию и выделять путём сравнения главное, грамотно оформлять отчетную документацию.

Практические работы содержат контрольные вопросы, позволяющие оценить уровень усвоения соответствующего учебного материала.

Оценка воздействия на окружающую среду в ведущих

Зарубежных странах

Для обеспечения необходимого качества среды обитания все виды намечаемой человеческой деятельности должны проходить экологическую оценку. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) предназначена для выявления характера, интенсивности и степени опасности влияния любого вида планируемой антропогенной деятельности на состояние окружающей среды и здоровье населения.

ОВОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду способствует принятию экологически грамотного управленческого решения о реализации проектов посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению негативных воздействий.

Экологической оценке и экспертизе должна подвергаться вся предпроектная документация по реализации альтернативных вариантов строительства или хозяйственной деятельности. Накопленный положительный опыт ряда зарубежных стран в области экспертизы проектов может с успехом использоваться в системе принятия решений о возможной реализации хозяйственной деятельности с учётом воздействия на окружающую среду.

Практическая работа 1

ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ ЗА РУБЕЖОМ

Цель работы: изучить основные этапы становления и развития

ОВОС за рубежом.

За рубежом началом деятельности под названием ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (Environmental Impact Assessment) считается принятие Конгрессом Соединенных Штатов Америки (в канун Рождественских праздников 1969 г.) и затем подписание президентом США Р. Никсоном (1970 г.) законодательного акта "О национальной политике в области окружающей среды" (National Environmental Policy Act - NEPA). Данный законодательный акт был принят для координации деятельности федеральных ведомств, с тем чтобы "использовать систематический, междисциплинарный подход, при котором обеспечивается интеграция естественных и общественных наук, проектирование среды обитания при планировании и принятии решений".

Ответственность за методическое обеспечение и анализ выполнения этого акта была возложена на специально образованный при Президенте США Совет по качеству окружающей среды (Council on Environmental Quality), который в 70-е годы издал серию методических материалов по реализации процедур ОВОС.

В соответствии с NEPA инициатор хозяйственной деятельности прежде, чем принять решение о реализации проекта, к осуществлению которого причастны органы федерального правительства, должен подготовить Заявление о воздействии на окружающую среду (ЗВОС). В статье 1502.2 NEPA указывается, что "ЗВОС должно являться средством оценки воздействия на окружающую среду в результате планируемого действия, а не оправданием уже принятого решения".

Учрежденное в 1970 г. Агентство по охране окружающей среды США (Environmental Protection Agency) также включилось в выработку методических материалов по обеспечению процесса ОВОС и практическую оценку хозяйственных проектов, осуществляемых федеральным правительством. Огромное давление на инициаторов хозяйственной деятельности стали оказывать суды, которые с первого же дня после вступления NEPA в силу были вынуждены рассматривать дела, связанные с исками, предъявляемыми общественными объединениями экологов и рядовыми гражданами по поводу невыполнения заказчиками требований указанного законодательного акта.

В 1979 г. Совет по качеству окружающей среды США утвердил "Правила по выполнению процедур ОВОС", установленных NEPA, которые в 1986 г. на основе практического опыта были существенно переработаны. На основе NEPA правовые службы отдельных штатов США разрабатывают и принимают на законодательном уровне собственные правила по выполнению процедур ОВОС. В настоящее время такая работа проделана более, чем в 15 штатах.

В те же годы, что и в США, процесс ОВОС начал использоваться в системе принятия решений Канады, Франции, Нидерландов, Великобритании, Германии и некоторых других западных стран.

В 1972-1973 гг. Федеральное правительство Канады, хотя и находилось под сильным влиянием NEPA, ввело свой порядок проведения ОВОС, издав Инструктивную директиву по ОВОС, которая определяла суть и цель федеральной экологической оценки. В 1995 г. вступил в силу принятый тремя годами раньше закон Канады "Об экологической оценке", а Федеральное Агентство по оценке воздействия на окружающую среду Канады было преобразовано в Канадское агентство по экологической оценке.

Законодательные акты, содержащие элементы процесса оценки воздей-

ствия на окружающую среду, были приняты в Австралии (1974 г.), Франции (1976 г.), Новом Южном Уэльсе (1979 г.).

В 1985 г. Европейская экономическая комиссия (ЕЭК) ООН приняла Директиву 85/337/ЕЭС для стран - членов Европейского экономического сообщества (ЕЭС) "По оценке воздействия некоторых государственных и частных проектов на окружающую среду", на основе которой были изданы самостоятельные законодательные и/или административные акты о применении процедур ОВОС в системе принятия хозяйственных и иных решений в ФРГ (1990 г.), Греции (1986 г.), Ирландии (1989г.), Дании (1989 г.), Италии (1988 г.), Нидерландах (1987 г.), Испании (1987г.), Португалии (1990 г.), Новой Зеландии (1986 г.), Японии (1986 г.) и ряде других стран.

Обсуждение методологических подходов к решению отдельных проблем проведения ОВОС происходит на многочисленных международных конференциях и семинарах, наиболее представительными из которых являются ежегодные конференции Международной ассоциации оценки воздействий (International Association оf Impact Assessments).

Опыт использования методологии ОВОС позволил странам - членам ЕЭС в целях предотвращения межнациональных экологических конфликтов подготовить и принять в 1991 г. международную Конвенцию "Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте", которую подписал и Советский Союз.

Анализируя этапы становления идеологии ОВОС за рубежом и накопленный там практический опыт подготовки и принятия решений с учетом экологического фактора, можно отметить следующее:

1) Во-первых, законодательное закрепление процедур ОВОС в зарубежной практике ознаменовало собой в 70-е годы переход от "реактивного" подхода в природоохранной деятельности, при котором охрана окружающей среды сводилась к борьбе с уже имевшим место излишним загрязнением природных компонентов (воды, воздуха, земли и т.д.), к "превентивному" подходу, при котором искусственно моделируются изменения окружающей среды, могущие последовать за осуществлением хозяйственного проекта, до того, как будет принято решение о его реализации.

2) Во-вторых, процесс ОВОС стал механизмом участия общественности в процессе принятия решений о хозяйственном развитии, применение которого гарантирует включение результатов обсуждений в само хозяйственное решение. Однако все это стало возможным благодаря устойчивым демократическим традициям, существующим в большинстве западных стран. Как само собой разумеющееся, на Западе для разрешения острейших экологических конфликтов использовали традиционные способы: общественное обсуждение, опрос общественного мнения, защиту экологических потребностей граждан с помощью судебного механизма и т.д., - которые всегда помогали народам этих стран решать разнообразные проблемы, возникающие в других областях общественной жизни и касающиеся большого числа людей.

3) В-третьих, все решения о хозяйственном развитии на Западе принимаются политиками разного уровня, то есть людьми, которые занимают выборные посты. Эти лица имеют право дать согласие на осуществление хозяйственного проекта, даже если его реализация может иметь значительное воздействие на окружающую среду. Однако в этом случае последствия, в том числе и политические, заставляют их тщательно взвешивать имеющиеся аргументы и учитывать экологический аспект при принятии решений. Это, пожалуй, самое важное. Законодательное закрепление ОВОС в западных странах и довольно эффективное применение этого процесса на практике свидетельствует о том, что им удается достичь компромисса между социально-экономическими целями и экологическими потребностями общества по каждому подготавливаемому решению, реализация которого повлияет на качество окружающей среды.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте понятие ОВОС.

2. Укажите основные законодательные акты по обеспечению про-

цесса проведения ОВОС.

3. Какие страны ЕЭС приняли законодательные акты по оценке воз-

действия на окружающую среду?

4. Охарактеризуйте «реактивный» и «превентивный» подходы в

природоохранной деятельности.

Практическая работа 2

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ

СРЕДУ В ЯПОНИИ

Цель работы: изучить систему ОВОС в Японии, обращая внимание на положительные и отрицательные стороны процесса.

Японское правительство пытается сократить экологическое воздейст­вие новых проектов развития с применением позитивного и негативного кон­троля.

Позитивный контроль предусматривает размещение (при помощи ре­гионального планирования) загрязняющих производств в районах, где ущерб окружающей среды будет наименьшим.

Негативный контроль подразумевает запрет (при помощи ОВОС) раз­мещения загрязняющих производств в районах, где ущерб окружающей среде был бы катастрофическим.

В начале 50-х годов в Японии был принят Всеобщий план использования государственных земель, т.е. выполнялся позитивный контроль. Однако после нефтяного кризиса Япония была вынуждена замедлить темпы своего экономи­ческого развития, поэтому потребовалась ревизия плана. Пересмотр стал необ­ходим и вследствие растущего беспокойства общественности по поводу качест­ва окружающей среды.

Постепенно стал внедряться негативный административный контроль, или ОВОС. В 1972 г. была выпущена резолюция кабинета министров "О меро­приятиях по охране окружающей среды при общественных работах", а в 1974 г. в рамках Бюро по охране окружающей среды было создано Управление по ОВОС,

Оценка воздействия выполняется органами власти префектур или заинте­ресованными министерствами (транспорта, строительства, промышленности и т.д.) на основе руководств, подготовленных федеральным Бюро по охране окру­жающей среды. В настоящее время законодательные акты по ОВОС принима­ются на уровне префектур и муниципалитетов.

В качестве примера на рис. 1 показана законодательная процедура, уста­новленная в г. Кавасаки (население более 1 млн. чел.). До выполнения процеду­ры был разработан Региональный план управления окружающей средой (РПУОС), согласно которому индивидуальный план общественных либо част­ных мероприятий сразу после заявки подвергается проверке.

система оценки воздействия на окружающую - student2.ru

Другой важной особенностью системы является экологическая проверка в период строительст­ва. Мэр, проконсультировавшись со специалистами в области ООС и юристами, может принять как положительное, так и отрицательное решение в начале ра­бот по внедрению проекта. Был принят принцип "платит проектировщик". Так­же оцениваются социальная и культурная среда. При этом устанавливают нор­мативы ёмкости природной среды, в которых определяются максимально воз­можные объёмы выбросов загрязнителей в воздух и в воду для конкретных ка­тегорий использования земель и водосборных бассейнов. Был разработан также индекс степени ненарушенности природной среды, значения которого опреде­лялись на основе экологической информации.

Система сбора информации включает построение условной сетки размером 1x1 км, в решетках сетки содержатся сведения о структуре населения, системах землепользования, водосборных бассейнах, почвах, растительности, уровнях загрязнения, промышленной деятельности, транспортной сети и т.д. Информация об окружающей среде открыта для общественности.

Заявление об ОВОС доводят до сведения общественности, причем, особое внимание уделяется формам представления информации и обратным информационным связям. Рабочая группа регулярно выпускает и распростра­няет информационный бюллетень для ознакомления широких масс населения.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое «позитивный контроль»?

2. Что такое «негативный контроль»?

3. Кто проводит ОВОС и принимает окончательное решение о

возможности реализации рассматриваемого проекта?

4. Какую роль играет общественность при проведении ОВОС?

5. Зачем нужна ревизия проекта?

6. Расскажите о достоинствах и недостатках ОВОС в Японии.

Практическая работа 3

Наши рекомендации