Возможная форма программы аудита
№ проверки | Цель проверки | Объём проверки (процесс, деятельность, система) | Объём проверки | Критерии проверки | Ф.И.О. руководителя аудиторской группы | Ресурсы необходимые для проверки | Процедуры по программе аудита | ||
Организационная единица (подразделение) | Место проведения проверки | Дата проверки | |||||||
При определении целей программы аудита необходимо проанализировать:
· приоритеты руководства организации;
· коммерческие намерения;
· требования системы менеджмента;
· законодательные требования, требования регламентов и требования, предусмотренные контрактом;
· целесообразность сертификации систем менеджмента организации;
· необходимость оценки поставщика;
· требования потребителя;
· потребности заинтересованных сторон;
· риски организации.
Примерами целей различных программ аудита могут быть следующие:
· обеспечение выполнения требований по сертификации системы менеджмента;
· проверка соответствия требованиям контракта;
· получение и поддержание уверенности в возможностях поставщика;
· содействие улучшению системы менеджмента.
Объём программы аудита зависит:
· от размера, вида деятельности и сложности структуры проверяемой организации;
· области, цели и продолжительности каждого осуществляемого аудита;
· заключения по результатам предыдущих аудитов или результатов анализа программы предыдущего аудита.
При определении ресурсов для программы аудита необходимо учитывать[12]:
· финансовые ресурсы для развития, внедрения, управления и улучшения деятельности по аудиту;
· методы проведения аудитов;
· процессы по достижению и поддержанию компетентности и улучшению деятельности аудитов;
· наличие аудиторов и технических экспертов, обладающих компетентностью, соответствующей конкретным целям программы аудита;
· поездки, проживание и другие потребности, связанные с проведением аудита.
Процедуры программы аудита включают в себя[13]:
· планирование и составление планов-графиков аудитов;
· обеспечение компетентности аудиторов и руководителей групп по аудиту;
· подбор соответствующих аудиторских групп и распределение ролей и ответственности;
· проведение аудитов;
· выполнение действий по результатам аудита, если требуется;
· поддержание записей по программе аудита;
· мониторинг показателей результативности программы аудита;
· отчётность перед руководством о проделанной работе по программе аудита.
В соответствии с целями программы аудита проводится планирование аудиторских проверок. Схемы планирования аудиторских проверок представлены на рис.2.1[14].
Объекты аудиторских проверок | Организационные единицы | ||||||
… | n | ||||||
… | |||||||
n |
| |||
|
Рис. 2.1. Варианты планирования аудиторских проверок
Вариант 1 (проверка деятельности подразделения по реализации требований одного процесса СМК) используется для проверки соответствия отдельного вида деятельности или процесса требованиям системы менеджмента и оценивания их результативности и эффективности. Вариант 1 рекомендуется использовать на этапах разработки, внедрения и внесения изменений в систему менеджмента качества.
Вариант 2 (проверка подразделения) используется для проверки соответствия деятельности организационной единицы требованиям, предъявляемым к СМК и оценивания её результативности и эффективности. Вариант 2 целесообразно применять при «устоявшейся» СМК через несколько лет после её сертификации.
Следует иметь ввиду, что вариант 1 (проверка процесса), как правило, является более трудоёмким и продолжительным. В то же время он является более значимым, поскольку включает в поле своего зрения деятельность на стыках различных организационных единиц, участвующих в выполнении требований к объекту проверки.
Наряду с планированием аудиторских проверок, планированию подлежит подготовка, повышение квалификации и аттестация аудиторов.
На основании разработанной программы аудита и принятой схемы планирования аудиторских проверок составляется календарный график аудиторских проверок систем менеджмента качества. Примерная форма календарного графика проведения аудиторских проверок представлена в табл.2.2.
Таблица 2.2