II. Открытие нового знания. I. Сообщение темы урока. Актуализация знаний

Ход урока

I. Сообщение темы урока. Актуализация знаний.

– здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомимся с редкими растениями и животными, которые оказались под угрозой исчезновения.

Ученик. Неподалеку от дорожки

Стоит цветок на тонкой ножке

И водит круглой головой

Над первой, робкою травой –

Следит широким глазом

За всем на свете разом:

За ветерками на реке,

И облаками вдалеке,

И за шмелем в пижаме,

И – с ужасом – за нами...

И. Мазнин

– Каким вы представили этот цветок?

– Почему цветок «с ужасом» следит за нами?

– Почему многие растения стали редкими?

II. Открытие нового знания.

1. Фронтальная беседа о взаимоотношениях живых организмов с окружающей их средой.

– Почему в этом году в нашем крае неурожай (урожай) яблок, груш?

– Почему в этом году так мало грибов? (Не было дождей.)

– Как зима в этом году повлияла на растения нашего края? (Мороз погубил некоторые садовые растения, отсутствие снега повлияло на озимые.)

– Температура, влажность, свет – важнейшие условия для жизни животного и растительного мира, которые соединены друг с другом и с неживой природой сложными связями. Так, животные зависят от растений. Гибнут растения – часто погибают и животные. Улитка питается листьями. Птица питается улитками. Лиса питается птицами…

…Жара, нет дождей. Пересыхают водоемы, гибнут кустарники и деревья, вместе с ними и улитки. Голодают птицы, которые питаются улитками, и улетают в поисках пищи к другим водоемам. Уходит из этих мест и лиса. Гибнет рыба – нечем питаться уткам и чайкам.

Листья → улитки → утки → лисы.

Водоросли → рыба → чайки.

– Такие связи называются цепями питания.

2. Построение экологических цепей питания.

II. Открытие нового знания. I. Сообщение темы урока. Актуализация знаний - student2.ru

Некоторые учащиеся могут построить и более сложные модели (четырехзвенные или разветвленные цепи питания):

II. Открытие нового знания. I. Сообщение темы урока. Актуализация знаний - student2.ru

Ученые-экологи изучают и выясняют, что, например, благополучие совы в этой местности зависит от… орехов.

Экология– наука, которая старается ответить на вопросы, как все живые организмы связаны между собой и с окружающей средой.

Эколог – профессия человека, который занимается экологией, в том числе изучает влияние человека на окружающую среду.

3. Работа по учебнику.

Учащиеся читают текст на с. 62.

II. Открытие нового знания. I. Сообщение темы урока. Актуализация знаний - student2.ru

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,

Потерял пастух дуду.

А я дудочку нашла,

Пастушку отдала.

– На-ка, милый пастушок,

Ты спеши-ка на лужок.

Там буренка лежит,

На теляток глядит,

А домой не идет,

Молочка не несет.

Надо кашку варить,

Сашку кашкой кормить.

4. Экологический спектакль «Незнакомый цветок».

Мама. На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нами понято было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И бездумно, безжалостно рвали.

В нас молчало разумное «Стой!»,

Нам казалось все мало, все мало…

А потом в толчее городской

Мы охапки тащили устало...

Е. Карасев

Дочь. Мама, иди сюда, смотри, какой странный цветок! Он вырос в нашем саду!

Сын. Пойдем, мамочка, мы тебе его покажем. Может, ты его узнаешь. Я не стал его срывать!

Мама. Да! Действительно, странный.

Дочь. Сосед говорит, что его инопланетяне занесли к нам.

Сын. А другие думают, что его занесли ветры из дальних жарких стран.

Мама. Давайте спросим у бабушки, ей все-таки 95 лет, она нам поможет!

Дети. Бабушка, бабушка, помоги нам!

Бабушка. О! Это очень древний цветок. Он рос на Земле еще во времена моей юности. Его название – ромашка. Видите, у него серединка – как солнышко, желтая. Его так и называли – маленькое солнышко.

Давным-давно люди знали все секреты этого цветка. На ромашке в шутку загадывали судьбу. Ромашка утешала в беде, помогала больному, радовала своим сиянием в букете. Когда-то ромашек было очень много, но потом люди стали срывать их без всякой надобности. Ромашек становилось все меньше и меньше, и вскоре они почти исчезли. Теперь ромашку трудно найти. Так что это не инопланетяне и не ветры постарались, а сама природа напомнила нам о забытом цветке.

Мама. Чтобы растения не исчезли с лица земли, люди, любящие природу, создают заповедники и ботанические сады.

– Что необходимо делать, чтобы сохранить удивительный мир растений?

Наши рекомендации