Процесс присвоения экологических знаков для упаковки
процесс экологического маркирования начинается с заявки производителя в специальный секретариат о его желании маркировать свою продукцию экологическим знаком. Если критерии для такой продукции еще не разработаны, то следующий этап – это разработка критериев для новой категории товаров.
1. Секретариат определяет категорию товаров: какие продукты/продукция могут входить в категорию, для которой могут быть разработаны одинаковые критерии.
2. После определения категории товаров, проводится изучение рынка.
3. Следующим этапом является проведение инвентаризации, которая представляет собой часть подхода "Анализ жизненного цикла продукта".
4. На основе инвентаризации проводится оценка экологического воздействия данной категории продукции.
5. Имея реестр таких воздействий, разрабатываются количественные критерии для данной категории.
Разработка критериев базируется на следующих принципах: а) объективность, 6} высокие экологические стандарты, в) анализ жизненного цикла продукта.
Достаточно высокие экологические стандарты должны быть установлены, чтобы только 10-15% всех продуктов на рынке могли их выполнить. Это важно, поскольку экознак призван стимулировать развитие экологических параметров продуктов и доверие потребителей к такого рода продукции.
Разработка критериев основана на рассмотрении и определении воздействия продуктов на окружающую среду на протяжении всего цикла продукта: от добычи сырья для его производства, до окончательной утилизации, например, при сжигании. Основная идея такого анализа заключается в том, чтобы определить стадию жизненного цикла продукта, на которой оказывается наибольшее экологическое воздействие и выразить это воздействие количественно. Таким образом, продукция должна инспектироваться по следующим параметрам:
• Различные фазы жизненного цикла. Экологическое воздействие возникает уже на стадии производства продукта. Например, в бумажной промышленности существует проблема сточных вод, потребления электроэнергии и воды. Добыча сырья также является экологической проблемой, так как ведет к истощению природных ресурсов.
• Экологический ущерб, наносимый продуктом различным экологическим сферам:
§ загрязнение почвы;
§ выбросы в атмосферу;
§ загрязнение воды;
§ запах;
§ шум;
§ потребление энергии;
§ потребление природных ресурсов;
§ влияние на биологические системы;
§ токсичность и другие, химически неблагоприятные качества самого продукта.
В соответствии с этими критериями, экознак может быть присужден только продуктам, оказывающим меньшее экологическое воздействие, по сравнению с другими продуктами, выполняющими те же функции. Приоритет имеют те группы продуктов, в которых технический прогресс может привести к применению производственных нововведений, ведущих к улучшению экологических свойств товаров. Могут также использоваться уже существующие технологии, если они позволяют совершенствовать качества товаров, делать продукцию товаров более экологически безопасной. При оценке продукта, его влияние рассматривается в течение всего жизненного цикла, во внимание принимаются все аспекты экологической защиты, включая экономичное использование сырья.
1. Специальная комиссия утверждает разработанные критерии.
2. Критерии публикуются.
3. Поступают заявки от производителей на присвоение экознака.
4. Происходит проверка соответствия продукции производителя критериям присвоения экознака.
Процедура присвоения экознака в общем одинакова во всех странах. Иногда для оценки соответствия производителя приглашаются независимые эксперты. Они собирают данные о составе или компонентах продукта и их воздействии на окружающую среду.
В случае соответствия критериям, происходит присвоение продукции экознака.
38. Основные группы экологических знаков на упаковке.
Наносимая на упаковку экологическая маркировка подразделяется на три основные группы:
Знаки, обозначающие степень экологического благополучия товара или его упаковки.
К ним относятся, например,
Право на его использование осуществляется на конкурсной основе и путем продажи, что составляет финансовую основу DSD.
"Голубой Ангел" (Германия)
А также экологические знаки различных товаропроизводящих фирм, стремящихся внести свой вклад в охрану окружающей среды.
Основой единой экомаркировки в соответствии с требованиями ЕС является знак, который может быть выполнен в двух цветах (зеленом и голубом), а также черным по белому или белым цветом на черном фоне.
подлежит вторичной переработке ("петля Мебиуса")