Образовательные технологии

Рабочая программа дисциплины (модуля)

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Направление подготовки

050100.62 Педагогическое образование

Направленность (профиль) образовательной программы

Технология; Экономика

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

Очная

Разработчик:

Кислякова Л.П., кандидат технических

наук, доцент

Рецензент:

Туркина Е.П., кандидат биологических наук, старший преподаватель

Шуя 2014

1. Цели и задачи освоения дисциплины «Основы экологической культуры»

Целью освоения дисциплины «Основы экологической культуры» является формирование у студентов экологического мировоззрения, нравственного отношения к природе.

Задачи:

1) рассмотреть экологические проблемы человечества;

2) ознакомить с культурными традициями и этапами формирования натурфилософского мировоззрения;

3) ознакомить с методами, формамивзаимодействия с участниками культурно-просветительской деятельности;

4) обеспечить понимание значения культуры как формы человеческого существования и умение руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;

5) обеспечить владение приемами толерантного восприятия социальных и культурных различий, уважительного и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям.

Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы

Дисциплина «Основы экологической культуры» относится к дисциплинам вариативной части математического и естественнонаучного цикла.

Для освоения дисциплины «Основы экологической культуры» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные при изучении дисциплине «Естественнонаучная картина мира» математического и естественнонаучного цикла.

Изучение дисциплины «Основы экологической культуры» является необходимой основой изучения дисциплин профессионального цикла, прохождения педагогической практики, осуществления видов профессиональной деятельности, определённых основной образовательной программой по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование.

Перечень компетенций и планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Таблица 1

Индекс и название компетенции (или её части) Структура и содержание компетенции (или её части) Планируемые результаты обучения по каждой компетенции  
 
ОК-3 - способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества Знать: экологические проблемы человечества Знать: экологические проблемы человечества  
Уметь: соизмерять потребности человеческий общностей с возможностями среды обитания Уметь: соизмерять потребности человеческий общностей с возможностями среды обитания  
Владеть: способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества Владеть: имеет опыт руководства в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества  
ОК-14 - готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям   Знать:культурные традиции и этапы формирования натурфилософского мировоззрения Знать:культурные традиции и этапы формирования натурфилософского мировоззрения  
Уметь: применять систему знаний об экологической культуре при восприятии социальных и культурных различий, уважительном и бережном отношении к историческому наследию и культурным традициям Уметь: применять систему знаний об экологической культуре при восприятии социальных и культурных различий, уважительном и бережном отношении к историческому наследию и культурным традициям  
Владеть: готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям Владеть: имеет опыт толерантного восприятия социальных и культурных различий, уважительного и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям  
ПК-9 - способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности   Знать:методы, формывзаимодействия с участниками культурно-просветительской деятельности Знать:методы, формывзаимодействия с участниками культурно-просветительской деятельности  
Уметь: осуществлять просветительскую деятельность в области экологической культуры; Уметь: осуществлять просветительскую деятельность в области экологической культуры;  
Владеть: способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности Владеть: имеет опыт профессионального взаимодействия с участниками культурно-просветительской деятельности  

Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Таблица 2

Вид учебных занятий 5 семестр
Контактная работа с преподавателем Самостоятельная работа студента
Лекции
Практические 17,75
Лабораторные    
Зачет (зачет с оценкой) 0,25  
Экзамен    
Курсовая работа    
Курсовой проект    
Консультации    
Всего: 36,25 35,75

Итого:

Контактная работа 36,25 час.

Самостоятельная работа 35,75 час.

Объем дисциплины (модуля) 2зач.ед./ 72часа.

Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий

Таблица 3

№ п/п Тема (раздел) Семестр Количество часов по видам учебных занятий Самостоятельная работа студента
Лекции Практические Лабораторные
1. Биосоциальная природа человека и экология  
2. История взаимоотношений человека и природы  
3. Охрана окружающей среды. Правовые и экономические аспекты  
4. Экологические права и обязанности граждан  
5. Экологическая этика и экологический гуманизм  
6. Экология и культура  
7. Экологизация общественного сознания  
8. Международное экологическое сотрудничество  
9. Отношение к природе в русской культуре и возможность «зеленой» России   3,75
ИТОГО   35,75

Тема 1. Биосоциальная природа человека и экология

Экология: предмет, цели, задачи. Человек как биологический вид. Человечество как популяционная система. Сходства и различия человека от животных. Становление человека. Природные ресурсы Земли как лимитирующий фактор выживания человечества.

Тема 2. История взаимоотношений человека и природы.

Эволюция общества и его отношений к природе. Непосредственное единство человека с природой. Охотничье-собирательское общество. Земледельческо-скотоводческое общество. Индустриальное общество. Взаимодействие природы и общества на современном этапе.

Тема 3. Охрана окружающей среды. Правовые и экономические аспекты.

Административно-правовые основы охраны окружающей среды. Экологическое законодательство Российской Федерации. Государственные органы управления в области охраны окружающей среды. Экологическая сертификация, стандартизация и паспортизация. Экологическая экспертиза и ОВОС. Экологический риск и зоны повышенного экологического риска. Понятие о экологическом мониторинге. Экологический контроль.

Тема 4. Экологические права и обязанности граждан.

Экологические права граждан. Общественные экологические движения. Экологические обязанности граждан. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

Тема 5. Экологическая этика и экологический гуманизм.

Агрессивно-потребительский и любовно-творческий типы личности. Экологическая и глобальная этика. Эволюция гуманизма. Принципы экологического гуманизма.

Тема 6. Экология и культура.

Экологическая идеология. Экология и культура. Экологическая философия. Экологическое искусство.

Тема 7. Экологизация общественного сознания.

Антропоцентризм и экоцентризм. Формирование нового экологического сознания. Экологическое образование, воспитание и культура.

Тема 8. Международное экологическое сотрудничество.

Роль международных экологических отношений. Национальные и международные объекты охраны окружающей среды. Основные принципы международного экологического сотрудничества. Участие России в международном экологическом сотрудничестве.

Тема 9. Отношение к природе в русской культуре и возможность «зеленой» России.

Основные особенности Русского национального характера и эволюция русской идеи. Экологическое будущее России. Русский космизм и русский экологизм. Экологический потенциал русской литературы, культуры, искусства и образования.

Образовательные технологии

При реализации различных видов учебной работы предусматривается использование проектных методик (групповой и индивидуальной форм), выполнение аналитических задач на практических занятиях в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 30 % аудиторных занятий.

Наши рекомендации