БЛОК. За каждый правильный ответ начисляется 2 балла
БЛОК. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл
Выбрать правильный вариант
Экология изучает:
а) Форму и строение живых организмов
б) Физиологические процессы, протекающие в живых организмах
в) Взаимоотношения организмов между собой и окружающей средой
г) Положение отдельных видов в системе разнообразия живых организмов
2. Вставить пропущенное:
Термин «экология» ввёл учёный ….. в ….. году
3. Дайте определение понятию «среда обитания организма»
4. Перечислите 4 существующие среды обитания организмов
Выбрать правильный вариант
Какие из перечисленных факторов можно отнести к абиотическим:
а) весенние разливы рек
б) вырубка леса
в) внесение в почву удобрений.
Выбрать правильный вариант
Из перечисленных факторов выберите абиотические:
а) влажность, свет, температура
б) вырубка лесов
в) влияние организмов друг на друга
Выбрать правильный вариант
Под биотическим фактором понимают:
а) сумму воздействий живых организмов
б) воздействие человека на организмы
в) факторы неживой природы.
Выбрать правильный вариант
Что такое симбиоз:
а) прямое уничтожение жертвы
б) совместное существование, при котором каждый вид извлекает пользу от связей с другими видами
в) форма взаимоотношений, при котором один вид использует другой в качестве источника питания, принося вред хозяину.
Выбрать правильный вариант
Какое из перечисленных взаимодействий относится к хищничеству:
а) на теле хозяина живут вши
б) волки поедают мелких травоядных
в) насекомые питаются нектаром цветковых растений.
Ответьте на вопрос
В чем сходство и вчем различие паразитизма и хищничества?
БЛОК. За каждый правильный ответ начисляется 2 балла
1. Температурный фактор является одним из наиболее значимых в природе. На рисунке 1 изображен график зависимости численности колорадского жука от температуры окружающей среды.
Укажите:
А) температуру, оптимальную для данного вида;
Б) пределы выносливости вида;
В) температуру, ограничивающую жизнедеятельность вида;
Г) диапазон температур для зон угнетения.
Рисунок 1 – Зависимость численности колорадского жука от температуры окружающей среды
2. Используя дополнительную литературу и данные интернета, дайте определение понятий по образцу: стенобионты – организмы, которые могут выжить лишь в узком диапазоне значений фактора среды; эврибионты – организмы, способные существовать в широком диапазоне значений фактора (рис.2).
Рисунок 2 – Эвритермные и стенотермные организмы
Например: Эвритермы – организмы, способные существовать в широком диапазоне температур; стенотермы способны выдерживать лишь колебания температуры в узких пределах
А. Стенобат (1) – эврибат (2)
Б. Стеногал (1) – эвригал (2)
В. Стенотерм (1) – эвритерм (2)
Г. Стенотоп (1) – эвритоп (2)
Д. Стенотроф (1) – эвритроф (2)
Е. Стенофот (1) – эврифот (2)
Ж. Стеноион (1) – эвриион (2)
З. Стенооксибионт (1) – эвриоксибионт (2)
Решите задачу.
Для роста пшеницы нужна температура от 0°С (нижний предел, минимум) до 42°С (верхний предел, максимум), для фасоли - от 9° C до 46°С, для клена остролистного от 7°С до 26°С, для бактерии сенной палочки - от 5°C до 57°С, для туберкулезной бактерии - от 29°C до 41°С, для жизни рыжего муравья от 1,5°С до 50°С.
а) какие из данных организмов являются стенотермными, какие эвритермными по отношению к температурному фактору?
б) для каких организмов из числа перечисленных температура 2°С весной будет являться ограничивающим фактором? Почему?
Найдите соответствие
Укажите, какое из приведенных ниже определений соответствуют понятиям: а) хищничество; б) комменсализм; в) мутуализм (в том числе и симбиоз); г) паразитизм; д) конкуренция; е) квартиранство; ж) нахлебничество; з) нейтрализм.
1. Особи одного вида поедают особей другого или того же вида.
2. Одни организмы получают от других необходимые питательные вещества и место постоянного или временного обитания.
3. Сожительство особей двух видов не дает ни положительных, ни отрицательных последствий.
4. Одни организмы «доедают» пищу, оставленную другими организмами, или потребляют ее одновременно с тем, кто добыл, но в мизерном количестве.
5. Особи одного вида или нескольких видов со сходными потребностями сосуществуют при ограниченных ресурсах, что приводит к снижению жизненных показателей взаимодействующих особей.
6. Совместное взаимовыгодное сосуществование особей двух или более видов.
7. Особи одного вида предоставляют убежища особям другого вида, и это не приносит ни вреда, ни пользы.
8. Особи одного вида не получают ни вреда, ни пользы, однако, осуществляют вредное воздействие на особей другого вида.
Выбрать правильный вариант
Более всего паразитов встречается среди:
а) червей
б) моллюсков
в) позвоночных
г) птиц.
Выбрать правильный вариант
С точки зрения экологии, конкуренция отличается от хищничества тем, что:
а) от конкуренции страдают оба конкурирующих вида
б) результаты конкуренции сказываются очень быстро
в) конкуренция приводит к полному истощению ресурса.
7. Закончите схему модели экосистемы (рис. 3), указав компоненты, обозначенные цифрами.
Рисунок 3 – Модель экосистемы
1 – …
2 – …
3 – …
8. Разобрать основные экологические факторы и заполнить предлагаемую таблицу.