По 0,5 балла за каждый правильный ответ

Ответы на задания олимпиады по русскому языку. 5-6 класс. 2014 г.

1. 1) Звук [ш], так как в словах книжка и нож происходит оглушение ж;

2) звук [ф] – происходит оглушение во всех трёх словах;

3) звук [й`] – в словах союз и ясень этот звук «спрятан» в буквах ю и я.

Оценка: по 0,5 балла за каждую строчку.

Итого: 1,5 балла максимум.

2. Ворота, она добра, каучук, квартал, облегчить, понял, баловать, щавель, дефис, звонишь.

Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.

Итого: 2 балла максимум.

3.С приставки вс- начинаются словавскормить, вскричать, вспахать, вспомнить. С приставки в- начинаются слова вселить, вскачь, вскоре, вслед, вставить, встарь, встроить, вступление. Слова всадник, всегда и встретить не имеют приставки, начинаются с корня.

Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.

Итого: 3 балла максимум.

4.а) Пара, парный.

б) Проводы, подвода.

в) Носильщик, поднос.

г) Лето, летний.

Оценка:

по 0,2 балла за каждую пару слов.

Итого: 0,8 балла максимум.

5.Овощ, рельс, погон, санаторий, ботинок, ботфорт – всего 6 существительных мужского рода.

Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.

Итого: 1,2 балла максимум.

6. Обезьяна – только это существительное женского рода может относиться к представителям обоих полов.

Оценка: 1 балл за правильный ответ.

7. Собаке – пятая нога

Слону – дробина

Рыбке – зонтик

Коту – масленица

Кобыле – хвост

Корове – седло

Синонимы: как собаке пятая нога, как рыбке зонтик, как корове седло – все они обозначают «ничуть, нисколько, совершенно не…». Выражение как слону дробина означает «очень мало»; не всё коту масленица – пословица, означающая «не всегда жизнь бывает изобильной, успешной»; [не] пришей кобыле хвост значит «излишне, неуместно».

Оценка: за каждый правильно составленный фразеологизм – по 0,2 балла, за правильно названную группу синонимов – 0,5 балла, за объяснение значения фразеологизмов – по 0,2 балла.

Итого: 1,2+0,5+0,6= 2,3 балла максимум.

8. Поэт использует в стихотворении явление антонимии. Слова с противоположным значением: начало – конец, сумрак – ясность, ад – рай, свет – тьма, свято – грешно, жар – хлад. Имена существительные: жизнь, ясность – 3 скл.; начало, свет – 2 скл.; тьма, мерой – 1 скл. Слова с нулевым окончанием: случай, взгляд. Глаголы: подстерегает – I спр., измерить – II спр.

Оценка: за определение языкового явления – 1 балл, за каждую названную пару слов с противоположным значением - по 0,2 балла, за каждое выписанное слово с выполненным заданием к нему – по 0,1 балла.

Итого: 1+1,2+1= 3,2 балла максимум.

9. Оценка:

За удачно созданный синквейн до 5 баллов максимум. Баллы снимаются за наличие орфографических ошибок, за несоответствие подобранной лексики характеристике героя.

Максимальное количество баллов – 20.

Ответы на задания олимпиады по русскому языку. 7- 8 класс. 2014 г.

1.Боюсь, объем, сольются.

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово.

Итого: 1,5 балла максимум.

2. Сливовый, хвоя, знамение, торты, плесневеть.

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово.

Итого: 2,5 балла максимум.

3.«Лишние» слова»:

1) Леди – нескл. сущ. ж.р., остальные – ср.р

2) Салями – нескл. сущ. ж.р., остальные – ср.р.

3) Кольраби – нескл. сущ. ж.р., остальные - сущ., имеющие только форму мн.ч.

4) Актриса – сущ. ж.р., остальные слова общего рода.

Оценка: по 1 баллу за каждое слово (при полном ответе).

Итого: 4 балла максимум.

4. Дивиденды – прибыль акционеров; презентация – представление чего-либо; пиар – связи с общественностью; брокер – посредник при сделке; шопинг – посещение магазинов; брифинг – встреча официальных лиц с представителями средств массовой информации, краткая пресс-конференция; продюсер – организатор, руководитель проекта; рокер – любитель быстрой езды на мотоцикле; хакер – программист-взломщик системы защиты данных (в информатике); визажист – косметолог; художник-гример; тинейджер – подросток.

Оценка: по 0,5 баллов за каждое верное определение.

Итого: 5,5 баллов максимум.

5.Ветрило – парус; ланиты – щеки, чело – лоб, челобитная – индивидуальное или коллективное письменное прошение, остальные слова истолкованы верно.

Оценка: по 0,5 баллов за каждое верное определение.

Итого: 4 балла максимум.

6. Значение фразеологизма – «испытывать сильный страх, ужас». Синонимы: «поджилки трясутся», «мороз по коже (по спине) дерет», «мурашки бегают (ползают) по спине», «кровь стынет в жилах», «сердце падает (у кого-нибудь)», «небо с овчинку кажется (кому-нибудь)» и др.

Названо значение – 0,5 баллов, за каждое предложение с фразеологизмом –0,5 баллов, но не больше 4 баллов в целом.

Итого: 4 балла максимум.

7. Солнце еще греет по-летнему, но трава уже чуть-чуть пожелтела. В темно-зеленых косах берез кое-где виднеются светло-желтые пряди.

Лес и теперь по-прежнему хорош. Волей-неволей мы, завороженные его красотой, останавливаемся, а затем шагаем напрямик в чащобу.

Широкие ветви могучих деревьев крепко-накрепко переплелись в вышине, в лесу темно и прохладно.

Медленно продвигаемся вперед и нежданно-негаданно попадаем на полянку, насквозь продуваемую легким ветерком.

Здесь должна быть брусника, и ее во что бы то ни стало нужно разыскать.

Максимальный оценка - 5 балловабсолютно грамотный текст. Текст с 1-ой ошибкой – 4 балла, с 2-мя – 3 балла, с 4-мя – 2 балла, с 5-ю – 1 балл, с 6-ю и более – 0 баллов. Орфографические и пунктуационные ошибки имеют одинаковое достоинство.

8. Оценка:

За каждый удачно созданный синквейн до 5 баллов. Баллы снимаются за наличие орфографических ошибок, за несоответствие подобранной лексики заданной теме.

Итого: 10 баллов максимум

Максимальное количество баллов – 36,5

Ответы на задания олимпиады по русскому языку. 9 класс. 2014 г.

1.

Возможно два способа записи.

Книжка может пригодиться.

Книжка, может, пригодится.

Оценка: за один способ – 1 балл, за два верно записанных способа – 2 балла. За ошибки снимаются баллы.

Итого: 2 балла максимум

2.

Толкование Фразеологизм
рассказ, известный многим народам (библейское) Притча во языцех
всем известное утверждение, клише, избитое выражение Прописная истина
письменный документ, безграмотный и/или не имеющий юридической силы (возникло в эпоху Ивана Грозного) Филькина грамота
длинная, безысходная, постоянно повторяющаяся сказка, история. ситуация Сказка про белого бычка
неограниченные полномочия, данные кому-либо (из французского) Карт-бланш

Оценка: по 1 баллуза каждую позицию (выражение + пример употребления)

Итого: 5 баллов максимум.

3.Щека, рука, нога, ноздря, скула, стопа, десна. Все эти слова – названия парных частей тела. Их фонетическая общность заключается в том, что все они двусложные с ударением на окончании (кроме формы вин.п. мн.ч.).

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (+ 0,5 балла, если перечислены все), по 2 балла за указание в ответе на название парных частей тела, двусложность, ударение на окончании.

Итого: 10 баллов максимум.

4.Нет, не нуждаются. (1 балл)

Данные прилагательные являются именной частью составного именного сказуемого (1 балл)

Эти прилагательные обособляются, если являются одиночными определениями в постпозиции (до 2 баллов). Например, в предложениях типа:

Павел, сумрачный, усталый, весь день ходил на взводе. (1 балл)

Итого:4 балла.

5.Далёко от тебя, о родина святая,

Уж целый год я жил в краях страны чужой.

И часто о тебе грустил, воспоминая

Покой и счастие, минувшее с тобой,

И вот в стране зимы, болот, снегов глубоких,

Где, так же одинок, и я печально жил,

Я сохранил в душе остаток чувств высоких,

К тебе всю прежнюю любовь я сохранил.

О родина святая– обращение с частицей О;

Уж целый год я жил в краях страны чужой.

И часто о тебе грустил, воспоминая…-запятая или точка, разграничивающие части сложного предложения

воспоминая покой и счастие–обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;

минувшее с тобой– обособленное определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова;

зимы, болот, снегов глубоких – однородные члены предложения, не соединѐнные союзами;

Где и я печально жил– придаточное предложение;

так же одинок– уточнение;

Я сохранил в душе остаток чувств высоких,

К тебе всю прежнюю любовь я сохранил– запятая отделила части бессоюзного сложного предложения.

Оценка: по 1 баллуза каждый правильный случай постановки знаков и правильное объяснение.

Итого: 9 баллов.

6.Однокоренными являются перстеньи наперсток. Они имеют корень перст-.

Исторически к этому же корню восходит и слово перчатка (перстчатка).

Оценка: 2 баллаза правильное указание однокоренных слов + 2 баллаза указание на историческое родство со словом перчатка. Минус 1 баллза каждое неверно указанное слово.

Итого: 4 балла.

7.Данные слова могут выступать в качестве

1) кратких прилагательных среднего рода: Выражение лица весело, радостно, смешно, забавно.

2) наречий образа действия: Он говорил весело, радостно, смешно, забавно.

3) слов категории состояния (предикативных наречий): Ему было весело, радостно, смешно, забавно.

Оценка: по 2 балла за позицию: 1 балл объяснение + 1 балл пример.

Итого: 6 баллов.

8.Можно сказать и бегите, и бежите (1 балл). Выбор формы зависит от того, что мы хотим сказать (1 балл). Бегите – форма повелительного наклонения (1 балл). Пример: Не бегите, а идите спокойно (1 балл). Бежите – форма изъявительного наклонения (1 балл). Пример: Вот я иду спокойно, а вы бежите (1 балл).

Итого: 6 баллов.

9. Оценка:

за верное использование каждого пунктуационного знака – 1 балл; повторяющиеся знаки в разных функциях не учитывать (например, запятая при однородных членах и запятая при обособлении). Вариант выполнения задания:

Россия - страна византийских куполов, звона и синего ладана, которые несутся из великой и угасшей наследницы Рима - Византии; посмотри на карту: «океан» земель (шестая часть света!), держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток (есть ли ещё страна, что могла бы сравниться с её размахом?); она - сверхгосударство, стихия, которая ещё не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега; она вся ещё в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных желаниях и бесконечных возможностях.

(по Н.Рериху)

Итого: 10 баллов максимум.

10.

Критерий Параметры Баллы Max
Содержание Высказаны тезисы и приведены аргументы по заявленной теме, рассмотрены подходящие примеры 10 10
Высказаны тезисы, но аргументация присутствует не всегда и/или спорна, примеры приводятся непоследовательно 8
Высказаны тезисы и частично приведены аргументы, конкретные примеры 6
Высказаны тезисы. 4
Высказаны отдельные мысли. 2
Высказаны несвязные мысли 0
Композиция Стройная композиция, логических ошибок нет 5 5
Стройная композиция, наблюдаются отдельные логические ошибки 4
Есть композиционные и логические нарушения 3
Композиционные и логические на рушения значительны 2
Композиционные и логические нарушения значительны, иногда мысль непонятна 1
0
Орфографическая, пунктуационная и речевая грамотность (ведётся общий счёт ошибок) 1-2 ошибки 5 5
3-4 ошибки 4
5-6 ошибок 3
7-8 ошибок 2
9 ошибок 1
Более 9 ошибок 0
20

Итого: 20 баллов максимум.

Максимальное количество баллов – 76.

Ответы на задания олимпиады по русскому языку. 10-11 класс. 2014 г.

1. Сочетания чтобы мы и чтоб и мы различаются глухостью/звонкостью (1 балл) последнего согласного звука в слове чтоб: [што` бымы`] // [што`пымы`] (до 2 баллов).
Сочетания но с тигра и нос тигра различаются твердостью/мягкостью (1 балл) согласного с: [но`с'т'игра] // [но`с т'и`гра] (до 2 баллов). Итого: 6 баллов максимум.

2. Приведенные пары слов являются паронимами (1 балл). Слова в каждой паре имеют семантические (1 балл) и сочетаемостные различия (1 балл).

Слова будний и будничный имеют общее значение «непраздничный, рабочий», отличие состоит в том, что слово будний сочетается с определенным кругом слов. Как правило, эти слова связаны с идеей времени. (день, время, пора и .п.). А слово будничный обладает более широкими сочетательными возможностями, в том числе и вследствие своей многозначности (ср. будничный (-ая, -ое, -ые) день, работа, занятие, дела, заботы, одежда; будничный (-ая, -ое, -ые) «скучный, однообразный; беспросветный, серый, безрадостный» голос, ответ, обстановка и т.д. (до 3 баллов в зависимости от ясности объяснения и числа примеров).

Паронимы гордость и гордыня также различаются семантическими и сочетательными свойствами. Первое слово многозначно (1. Чувство собственного достоинства, самоуважения. 2. Чувство удовлетворения от сознания достигнутых успехов, превосходства в чем-либо. 3. Чрезмерно высокое мнение о себе и пренебрежение к другим, заносчивость, высокомерие). Третье значение совпадает со значением лексемы гордыня. Примеры: девичья гордость, профессиональная гордость (до 3 баллов в зависимости от ясности объяснения и числа примеров).

Слова дареный и даровой различны по значению. Дареный значит «полученный в качестве подарка, подаренный» (дареная вещь, дареное ружье; Дареному коню в зубы не смотрят), а слово даровой означает «полученный даром; бесплатный, неоплачиваемый» (даровой экземпляр журнала, даровая рабочая сила) (до 3 баллов в зависимости от ясности объяснения и числа примеров).

Итого: 11 баллов максимум.

3.

1) Названные синонимы характеризуются общим значением «создатель прозаических или драматических художественных произведений».

2) Слово литератор имеет значение «профессиональный создатель художественных произведений»;

3) слово творец обладает высокой стилистической окраской и употребляется в значении «создатель значительных и весьма известных художественных произведений»;

4) заимствованное слово беллетрист «создатель крупных повествовательных произведений»;

5) и исконно русское сочинитель в настоящее время воспринимаются как устаревающие или устаревшие;

6) писака употребляют, когда говорят о том, кто пишет неумело иди небрежно, так называют плохого, но много пишущего писателя.

Оценка: за каждую позицию по 1 баллу.

Итого: 6 баллов максимум.

4. Слово косный исконно означало «медленный». (Ср. совр. болг. късен — «поздний».)

Соответственно косноязычный – это тот, у кого замедлена, затруднена речь.

Итого: 4 балла максимум.

5.

Ответ Кол-во баллов
Данный текст – пародия на канцелярский стиль речи. Средства бурлеска, «ирои-комического» (когда народно-поэтическое представляется как книжное, наукообразное, канцелярское) 3 балла
отглагольные имена существительные (показ, поимка, отпуск, неиспользование и др.) 2 балла
нанизывание родительных падежей (сообщение …о неиспользовании им откупа рыбки…) 2 балла
использование терминологии и абстрактной лексики – вульгаризмы, реакции и др. 2 балла
канцелярские клише – значительный выкуп, иметь важное значение, понудивший к встрече, посвятить вопросу и др. 2 балла
массированное использование причастных оборотов - …вульгаризмов, направленных в адрес старика и понудивших его к повторной встрече с рыбкой, посвященной вопросу о старом корыте… 2 балла

Итого: 13 баллов максимум.

6. Нельзя. Ливень бывает не только в тропических странах. Придаточные с союзным словом какой характеризуют вид или тип предмета, явления. Придаточные с союзным словом который оценивают действие конкретного (определенного) предмета (Хлынул ливень, который промочил меня насквозь). Какой может иметь значение присоединительного союза и.

1 балл за ответ, 3 балла – за комментирование.

Итого: 4 балла.

7. Импичмент (кому?) президенту; плата (за что?) за услуги; оплата (чего?) проезда; отзыв (о чем?) об автореферате; рецензия (на что?) на программу; компетентный (в чем?) в вопросе; иммунитет (к чему? против чего?) к болезни, против болезни, вопреки приказу.

По 0,5 балла за каждый правильный ответ.

Итого: 4 балла.

8.Волчье логово – притяж., волчья шуба – относит., волчья жестокость – качеств.; лисья нора – притяж., лисий воротник – относит., лисья улыбка – качеств., легкий вес – качеств., легкая атлетика – относит., каменный парапет – относит., каменные плечи – качеств.

Наши рекомендации