Учет и оценка земель. Регулирование рационально землепользования
Реализация государственной политики в области использования и охраны земельных ресурсов проводится на основе информации, которую содержит государственный земельный кадастр— свод систематизированных сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель. Государственный земельный кадастр содержит данные:
♦ о распределении земель по категориям, землевладельцам, землепользователям и видам земель;
♦ составе, структуре и состоянии земельного фонда страны;
♦ местоположении, размерах и границах земельных участков.
В связи с реформированием земельных отношений в стране приведена кадастровая оценка земель. Она учитывает технологические характеристики участков, местоположение участков, плодородие почвы.
Все крупное землевладение (земли колхозов, госхозов, фермеров и других землепользователей) находится в собственности государства; это около 85 % сельскохозяйственных угодий. В частной собственности граждан Республики Беларусь могут находиться земельные участки, приобретенные для следующих целей:
♦ ведения личного подсобного хозяйства (до 1 га);
♦ строительства и обслуживания жилого дома (в городах — от 0,05 до 0,15 га; в сельских населенных пунктах, поселках городского типа — от 0,15 до 0,25 га);
♦ ведения коллективного садоводства и дачного строительства (до 0,15 га на одного члена кооператива).
Кроме того, земля может быть в собственности юридических лиц, в том числе зарубежных, если на этой земле располагаются приватизированные данными лицами производственные объекты или объекты по оказанию услуг. К настоящему времени в Беларуси проведены три тура оценки качества почв землевладений колхозов и госхозов, которые проходили примерно один раз в 10 лет. Земельным законодательством Республики Беларусь установлено, что землевладение и землепользование является платным. На сегодняшний день уже пересмотрена цена и земельный налог для владельцев садовых товариществ и дачных поселков – она будет гораздо выше, т.к. внесен в оплату такой параметр как удаленность от города. При оценке земельного участка учитывается его местоположение по отношению к населенным пунктам; коэффициенты дифференцированы по расстоянию (до 10 км, 11–20 км, 21–30 км); административному и социально-экономическому статусу (г. Минск, областные центры города с населением свыше 50 тыс. человек, районные центры).
Земельный налог на землю подразделяется на две группы: – земли сельскохозяйственного назначения;– земли несельскохозяйственного назначения.
Плата за землю первой группы определяется по формуле - З = n·S,
где, n – нормативная ставка земельного налога; S – площадь с/х угодий.
Плата за землю второй группы определяется по формуле - З = n·S·k1·k2,
где n – нормативная ставка земельного налога;
S·– площадь;
k1– коэффициент повышения ставки налога, учитывающий улучшение социально-культурного потенциала за год;
k2– коэффициент повышения ставки налога, учитывающий исторический и экономический статус района.
Кроме земельного налога используются еще две формы платы за землю: арендная плата и нормативная цена земли. Арендная плата взимается за земли, сданные в аренду. Нормативная цена рассчитывается с учетом природно-климатических условий видов земель, местоположения и т. п. Льготная цена. В настоящее время по льготной цене приобретают земельные участки наследники и граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
В природоохранных целях собственники земельных участков обязаны осуществлять:
♦ восстановление и повышение плодородия почв;
♦ защиту земельных участков от водной и ветровой эрозии, заболачивания, засоления, загрязнения отходами производства, других процессов разрушения;
♦ защиту сельскохозяйственных земель от зарастания кустарником и мелколесьем, других процессов ухудшения состояния земель;
♦ рекультивацию нарушенных земель и другие мероприятия по охране и рациональному использованию земель.
Поэтому в Национальный план действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды на 2006 – 2010 гг. включены следующие приоритетные направления деятельности в области охраны и использования земель и почв:
• создание системы стимулирующих экономических механизмов по эффективному использованию и охране земель;
• обеспечение комплексного подхода к планированию использования земель;
• продолжение мероприятий по оптимизации землепользования;
• получение достоверной объективной информации о состоянии земель/почв республики для принятия своевременных и оперативных управленческих решений;
• разработка и реализация действий по борьбе с деградацией земель;
• получение информации о загрязнении почв в населенных пунктах.
Интересы гармоничного развития экономики страны требуют отвода под промышленное, транспортное, жилищное строительство все новых и новых земель. Задача в том, чтобы изъятие земель сводилось к минимуму и по возможности осуществлялось вовлечение ранее не использовавшихся территорий.
На перспективный период прогнозируется некоторое возрастание площади лесных земель, а также посадки леса на песчаных и прочих не используемых в сельском хозяйстве землях. Сохранится также тенденция увеличения земель, находящихся под водой, в основном за счет рекультивации торфяников, на которых после выработки торфа создаются водохранилища. На первое место выдвигается проблема сохранения и повышения продуктивности земель, работы по повышению технического уровня мелиоративных систем в Брестской, Гомельской и Минской областях.