Тема 2. Экология как научная дисциплина.

Студент должен знать:

Ø предмет изучения социальной экологии;

Ø общие закономерности взаимодействия общества и природы;

Ø понятия «среда обитания», «популяция», «экосистема», «сукцессия»;

Ø основные факторы среды и их влияние на организмы;

Ø межвидовые отношения организмов в живой природе;

Ø круговорот веществ и поток энергии в экосистемах, цепи питания;

Ø законы саморазвития экосистем;

Ø учение В.И. Вернадского о биосфере;

Ø различия длительности формирования биосферы и техносферы;

Ø главные виды природных ресурсов;

Ø понятия «загрязнение среды», «антропогенные ландшафты»;

Ø основные причины возникновения глобальных экологических проблем;

Ø современное состояние и проблемы охраны атмосферы, гидросферы, биосферы, литосферы и почв;

уметь:

Ø объяснять различия в типологии природных ресурсов;

Ø выявлять региональные экологические проблемы и указывать причины их возникновения;

Ø разрабатывать возможные способы решения глобальных экологических проблем и пути снижения последствий антропогенного воздействия на окружающую среду;

Ø выявлять общие закономерности действия факторов среды на организм;

Ø выделять основные черты среды, окружающей человека.

Общая экология. Взаимодействие общества и природы. Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организм. Экологические факторы и их влияние на организмы. Популяция. Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Экосистема. Круговорот веществ и поток энергии в экосистемах. Основные компоненты экосистем: запас биогенных элементов, продуценты, консументы, редуценты. Цепи питания в экосистемах. Саморазвитие экосистем. Сукцессия. В.И. Вернадский и его учение о биосфере.

Социальная экология.Предмет изучения социальной экологии. Человек в экосистеме Земли. Диалектика отношений «природа – общество». Коренные различия длительности формирования биосферы и техносферы. Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние. Природные ресурсы, используемые человеком, их типология. Понятие «загрязнение среды». Антропогенные ландшафты. Экологические проблемы: региональные и глобальные. Причины возникновения глобальных экологических проблем. Современное состояние и проблемы охраны атмосферы, гидросферы, биосферы, литосферы и почв. Возможные способы решения глобальных экологических проблем.

Тема 3. Охрана природы.

Студент должен знать:

Ø главные этапы истории охраны природы в России и основные типы организаций, способствующих охране природы;

Ø экологические проблемы России;

Ø природно-территориальные и социально-экономические аспекты экологических проблем;

Ø главные способы охраны водных, почвенных, лесных и растительных, зверо-пушных ресурсов в России.

Ø последствия нарушения человеком пищевых связей в природе;

Ø возможности управления экологическими системами;

уметь:

Ø определять состояние экологической ситуации окружающей местности и предлагать возможные пути снижения антропогенного воздействия на природу;

Ø давать сравнительное описание естественных природных систем и антропогенно измененных экосистем;

Ø пользоваться основными методами научного познания: описанием, измерением, наблюдением – для оценки состояния окружающей среды и ее потребности в охране.

Природоохранная деятельность.История охраны природы в России. Типы организаций, способствующих охране природы. Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) и их законодательный статус. Экологические кризисы и экологические ситуации. Экологические проблемы России.

Природно-территориальные аспекты экологических проблем. Социально-экономические аспекты экологических проблем. Всеобщая связь природных и антропогенных процессов на Земле. Природные ресурсы и способы их охраны. Охрана водных ресурсов в России. Экологические правила рыболовства и промысла. Охрана почвенных ресурсов в России. Охрана лесных ресурсов в России. Ярусность растительного сообщества. Последствия нарушения человеком пищевых связей в природе. «Экологический бумеранг» при уничтожении хищников и паразитов. Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов и водных биоценозов). Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы.

Наши рекомендации