III. Экологические перспективы общества устойчивого развития
Глубокий анализ современной экологической ситуации и причин глобального экологического кризиса выдвинул на первый план понятие духовно-ноосферного социализма, которое находится в соответствии с идеологией Рио-92. Это понятие основывается на трех основных идеях, каждая из которых соотносится с одним из трех входящих в него слов.
1. Экологическая идея единства человека и природы, пришедшая на смену идеологии покорения природы. В стратегии Рио заключено то, что может быть положено в основу экологического проекта глобализации. Здесь «мудрость дома» противопоставляется идее потребительства. Главная особенность данного проекта – в его готовности к жертвенности. Общество потребления потеряло склонность к самопожертвованию, а экология подняла ее и превратила в свое знамя. Если неоколониальный вариант глобализации отбрасывает единство исторических судеб человечества, то экологический исходит из единства всего живого на Земле. Экология направлена на защиту слабых. Она предлагает новый вариант гуманистического универсализма, в то время как капитализм повернул гуманизм в сторону антропоцентризма. Идеология глобального неоколониализма отрицает наличие образа Божия в каждом человеке, а экология видит его в каждой Божьей твари. Действенность этому с виду утопическому проекту придает единство жизни на Земле, следование основному закону экологии, дополняемому законом культурного разнообразия. Захвату экология противопоставляет поиск эквивалентного обмена между странами и между человеком и природой. Глобальное общество может быть построено только на любви (к людям, природе, Богу), к которой прилагаются знания о мире.
2. Социальная идея равенства, приходящая на смену социал-дарвинистской идеологии выживания сильнейших. «Мировой конфликт наиболее точно определить как: Третий Мир против Золотого Миллиарда. Это – всечеловеческое, общеисторическое негодование и требование бедности к богатству» (А.И. Солженицын). Внутригосударственные противоречия между трудом и капиталом в эпоху глобализации превращаются в глобальные противоречия между Севером и Югом. Международное разделение труда превращается в глобальное разделение труда и власти.
Неравномерное развитие и неэквивалентный обмен между Севером и Югом приводят к тому, что богатые страны становятся еще богаче, а бедные – еще беднее, и главное противоречие эпохи углубляется. «Неэквивалентный обмен связан с тем фактом, что все произведенное в бедных странах постоянно недооценивается на мировом рынке, вследствие чего в реальности бедные страны субсидируют богатые, а не наоборот» (Хардт М., Негри А. Империя).
Стратегия сопротивления остается той же самой – вести за собой всех эксплуатируемых Севера и почти поголовно эксплуатируемый Юг. Нужен глобальный противовес США и таковым может быть новое содружество стран и людей, пока выглядящее довольно абстрактно. Если в ХХ веке капиталисты поделились с рабочими западных стран, то почему в принципе богатый Север не может поделиться с бедным Югом? Альтернатива этому – глобальная война.
3. Нравственная идея справедливости, приходящая на смену этике делового успеха. Союзники в борьбе против глобального неоколониализма: антиглобалистское движение; страны мира, ведущие борьбу за независимость; коммунистическое рабочее движение; страны, считающие себя социалистическими. Борьба идет за социальную справедливость, за признание суверенного цивилизационного развития.
Каждая реальная проблема требует определенных жертв со стороны тех, кто должен ее решить. Чем важнее проблема, тем крупнее предстоящие жертвы. Пока к этому не готовы ни развитые страны, ни остальной мир; и вызов – объективная тенденция глобализации – не находит адекватного ответа, который во многом зависит как от социополитической обстановки в мире, так и от того, каков человек, живущий в нем, – не только его техническая оснащенность, но фатально отстающая от научно-технического прогресса нравственная составляющая.
Сопротивление несогласных на вымирание породило движение антиглобалистов. Но бороться надо не с объективной тенденцией, а с тем конкретным субъективным вариантом глобализации, который осуществляется в настоящее время, противопоставив альтернативный вариант, основанный не на насилии и уничтожении, а на добровольном согласии.
По Бжезинскому, единственной альтернативой господства США выступает международная анархия. Хардт и Негри ставят вопрос о том, как использовать глобальную войну для перехода к альтернативной глобализации. Они указывают, что «у глобализации два лица. С одной стороны, Империя раскинула по всему миру свою сеть иерархий и раздоров, которая служит поддержанию порядка, используя новые методы контроля и перманентного конфликта. С другой стороны, сама глобализация порождена новым кругооборотом кооперации и сотрудничества, которое простирается через границы и континенты и создает почву для бесконечного числа контактов» (Хардт М., Негри А.).
Силы альтернативной глобализации включают в себя эксплуатируемые слои трудящихся развитых стран, а также население азиатского и африканского регионов и исламского мира. Массы эксплуатируемого большинства должны быть объединены в глобальном масштабе. То, что данный процесс происходит, подтверждается общемировым протестом, например, массовыми скоординированными выступлениями против саммитов ВТО и т.п. Здесь соединяются разнообразные протестные группы: профсоюзы, защитники окружающей среды, антивоенные организации, антиглобалисты и т.д. Встречи в верхах крупнейших международных глобальных институтов – ВТО, ВБ, МВФ – отныне неизбежно сопровождаются организованными мероприятиями протеста, на которые съезжаются представители различных стран мира.
Тут есть две трудности. Первая – «у протестных выступлений нет единого языка, который мог бы «переводить» особый язык каждого выступления на язык универсальный» (Хардт М., Негри А.). Необходимо создать его для целей коммуникации, как в прежние времена им служил язык антиимпериализма и пролетарского интернационализма. Вторая трудность объединения – разобщенность очагов борьбы, вызванная отсутствием узнаваемого признанного общего врага. Таким образом, разъяснение природы общего врага – глобального неоколониализма – становится насущной политической задачей.
Параметры альтернативной глобализации: индустриализация с преимущественным развитием высоких технологий и фундаментальной науки, рост численности населения в пределах, необходимых для развития промышленного, сельскохозяйственного и научно-технического потенциала, и главное – реализация смысла жизни и духовный прогресс человека. Это глобализация без таких ее отвратительных черт, как социальная агрессия и разрушение природной среды. Этот путь сохраняет преемственность по отношению к советскому периоду, который тоже был альтернативной глобализацией – социалистической по отношению к капиталистической, представленной империализмом.
Необходимую для этого модернизацию не следует отождествлять с вестернизацией. Модернизация – это индустриализация, повышение уровня образования, но отнюдь не перенимание западной экономической и политической системы. Каждый народ развивается в соответствии со своими национальными особенностями и только до тех пор остается особым народом. Он не может стать копией другого народа. Достойное поле политической деятельности в современную эпоху располагается между цинизмом агрессии и предательством национальных интересов как двумя крайностями, которые питают друг друга.
При западном варианте глобализации торжествует первобытная по сути этика убийства лишних людей, не входящих в «золотой миллиард». Они должны исчезнуть «цивилизованно» - бомбардировкой с воздуха, а еще лучше не рождаясь вовсе. Эта методика обкатывается в России. «Русский крест» - прообраз глобального креста, на котором хотят распять большинство человечества. Глобальный неоколониализм, создавая жесткую иерархическую систему, основанную на встроенности человека в денежную систему, становящуюся тоталитарной, посягает на универсальную человеческую этику, выраженную десятью заповедями и в иных духовных формах. Тем самым атаке подвергаются те общечеловеческие ценности, о которых будто бы печется идеология глобального неоколониализма.
Каждый человек рассматривается в контексте этой идеологии как исполнитель одной какой-либо функции в глобальном обществе; и не только человек, но каждый народ, и если такой функции не оказывается, то рассматривается как лишний на Земле. Глобально-неоколониальный проект неизбежно связан с большой ролью манипулирования сознанием, которую выполняют концепция «открытого общества» К. Поппера и др. Так называемое «открытое общество» оказывается полупроводником – в одном направлении идут ресурсы, в том числе человеческие, в другом – ненужная себе продукция и массовая культура. Создается система: ресурсы сюда – отходы туда. Она открыта ровно настолько, насколько нужно для целей властителей мира.
Новому глобальному миру нужна новая глобальная этика. Различают этику индивидуального успеха и этику солидарности. Первая соответствует однополюсному варианту глобализации и агрессивно-потребительскому типу личности, вторая – многополюсному варианту и любовно-творческому типу личности, основанному на творческом постижении мира и любви к нему.