Текущий, промежуточный контроль знаний студентов. Рассмотрено и рекомендовано УТВЕРЖДАЮ

Рассмотрено и рекомендовано УТВЕРЖДАЮ

на заседании кафедры Декан факультета д.э.н., профессор

«Региональная экономика

и природопользование» __________________ В.М. Джуха

«__17___»__сентября__2012 г. «__17__»___сентября___2012 г.

Протокол №__1_

Зав.кафедрой_________ д.э.н., проф.

С.Г.Тяглов

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины «Экология»

цикла Б2 (дисциплины по выбору)

направления 080100 «Экономика»

профиль 08010007 «Финансы и кредит»

Составитель

к.м.н., доцент А.А.Аликова

Ростов - на – Дону

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

1 Титул УМК……………………………………………………………………..1

2 Рабочая программа дисциплины «Экология»………………………………..3

3 Краткое изложение программного материала

(сокращенный курс лекций)……………………………………………………24

4 Методические указания по изучению дисциплины………………………...74

5 Методические рекомендации

5.1 Методические указания по выполнению рефератов………………………75

5.2 Рекомендуемые темы рефератов……………………………………………76

5.3 Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов (контрольные вопросы для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям)………………………………………………………...78

6 Контроль знаний (тесты, вопросы к зачету)

6.1 Тесты для контроля знаний по курсу………………………………………81

6.2 Вопросы для подготовки к зачету по курсу……………………………….86

7 Сведения о ППС……………………………………………………………….88

8 Интерактивные технологии и инновационные методы, используемые в образовательном процессе………………………………………………………89

9 Глоссарий……………………………………………………………………..93

Министерство образования и науки Российской Федерации

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

Утверждаю
Проректор по учебно-методической работе
Маслова Н.П. _______
«___» _______ 2012г.
 

Рабочая программа дисциплины (модуля)

________«Экология»________

(указывается наименование дисциплины (модуля))

Направление подготовки

________080100 «Экономика»________

(указывается код и наименование направления подготовки)

Профиль подготовки

_______08010007 «Финансы и кредит»________

(указывается код и наименование профиля подготовки)

Квалификация (степень)

____Бакалавр___

Ростов-на-Дону

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б2.ДВ1 «Экология»

(индекс дисциплины по учебному плану) (наименование дисциплины)

НАПРАВЛЕНИЕ

080100 «Экономика»

(код) (наименование)

ПРОФИЛЬ

08010007 «Финансы и кредит»

(код) (наименование)

ФАКУЛЬТЕТ Национальной и мировой экономики
КАФЕДРА Региональной экономики и природопользования

(код) (наименование)

ОБЩИЙ ОБЪЕМ* работы студента в час. ФГОС уч. план Очная форма Заочная форма
  4 г 00м 5 г 00м 3 г 06 м (в) 3 г 06 м (с)
Всего аудиторных занятий, час, в том числе:
- лекций, по семестрам
2 сем. 1курс 1 курс 1 курс
- лабораторные работы (или занятия по подгруппам), по семестрам        
       
- практические занятия, по семестрам
2 сем. 1курс 1курс 1 курс
В интерактивной форме, час      
Всего самостоятельной работы, час, в том числе:        
- контрольные работы по семестрам        
- курсовые работы по семестрам        
- курсовые проекты по семестрам        
- др. виды работы по семестрам        
Зачеты, по семестрам, час 2сем. 1 курс, 4 час 1 курс, 4 час 1 курс, 4 час
Экзамены, по семестрам, час        
Всего ЗЕТ по учебному плану

(наименование)

*Объем часов по всем видам работ переносится из учебного плана.

ОСНОВАНИЕ

Рабочий учебный план подготовки бакалавра по профессионально – образовательной программе направления 080100 «Экономика» профиль 08010007 «Финансы и кредит», одобрен Ученым советом вуза 28.02.2012г., протокол №8_________________________________________________________________

Нормативные документы и реквизиты ( ФГОС, ПрООП, Учебный план и др.)

АВТОР к.м.н., доцент   Аликова А.А.  
(ученая степень, звание, должность) (подпись) (Ф.И.О.) (дата)
ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА Кафедрой региональной экономики и природопользования     Тяглов С.Г.  
(наименование) (подпись) (Ф.И.О.) (дата)
Методическим советом направления   Алифанова Е.Н.  

(наименование) (подпись) (Ф.И.О.) (дата)

Учебно-методическим управлением   Иванова Е.А.  

(наименование) (подпись) (Ф.И.О.) (дата)

Цели и задачи дисциплины

1.1. Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований ФГОС)

Целью науки "Экология" является исследование законов развития и функционирования биосферы, направлений ее эволюции и возможных реакций на воздействия природного и антропогенного характера, определение пределов допустимых воздействий человеческой цивилизации на окружающую природную среду (ОПС) и выработка стратегии человечества (концепций) относительно путей общественного развития. Задача дисциплины состоит в повышении экологической грамотности и формировании у студентов экологического мировоззрения.

1.2. Требования к уровню усвоения дисциплины

Студент должен знать экологические законы и факторы, структуру и эволюцию биосферы, глобальные проблемы окружающей среды и пути их решения.
Студент должен уметь использовать экологические принципы для рационального использования природных ресурсов и охраны природы.  
Студент должен иметь представление о современном отечественном экономическом и правовом механизмах природопользования, основах экозащитной техники и технологии, элементах экологической ответственности.
У студента должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК): - владеет культурой мышления, способен к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК – 1); - способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК – 2).  

1.3 Связь с другими дисциплинами Учебного плана

Перечень действующих дисциплин с указанием разделов (тем) Перечень последующих дисциплин, видов работ
Безопасность жизнедеятельности; Социология; Философия, тема: «Взаимодействие природы и общества»; Экономическая теория. Экономика предприятий(организаций); Правовые основы предпринимательской деятельности.

Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя

Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.

Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога) М
Показательный (изложение материала с приемами показа) П
Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами) Д
Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу) Э
Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения) ПБ
Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения) И
Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств) ПГ
Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения  

Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».

2.1 Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – очная форма обучения

Неделя Кол. час В том числе в интерактивной форме, час. Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание Методы Реализуемые компетенции
24, 26, 28,       26,         32, 34,             38,   38,                                   Модуль 1 «Методологические основы процесса охраны окружающей среды» Лекция «Предмет, методология и задачи курса «Экология»»: природа как материальная основа природопользования, эво­люция, будущее развития. Глобальные мировые проблемы: со­циально-экономические, демографические, продовольственные, энергетические, проблемы разоружения, выживания и устой­чивого развития в условиях широкого распространения ядер­ного оружия. Экологические проблемы, их место в ряду глобальных ми­ровых проблем. Необходимость охраны окружающей природ­ной среды. Определение термина «экология» в широком и уз­ком смысле. Предмет, методы изучения дисциплины «Экология», ее мес­то в системе наук. Этапы развития и формирования науки. Вклад российских и зарубежных ученых в развитие экологии. Концепция экологически устойчивого и бе­зопасного развития. Задачи курса в свете решений Конферен­ции ООН 1992 года по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, Бразилия).   Лекция «Научные основы охраны окружающей среды. Биосфера и человек»: Теоретические положения о взаимодействии общества и ОПС. Развитие научных представлений о сущности понятий: природа, природная среда, окружающая среда. Природа и об­щество, единство и различия. Основные закономерности взаи­модействия общества и ОПС. Концепция гармонического раз­вития единой системы «природа-общество». Эволюция челове­ка и биосферы. Антропогенные воздействия на биосферу и нарушение эко­логического равновесия. Сущность учения В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Основные понятия экологии: среда обитания, экосистема, биоценоз, биогеоценоз, экологическая ниша, трофические уров­ни, цепи питания в биогеоценозе. В.Н. Сукачев и биогеоценология. Абиотические, биотические экологические факторы среды. Биологический круговорот в природы. Геопатогенные зоны - разновидность экологического фактора. Допустимая экологическая нагрузка на элементы биосферы. Экологическое равновесие. Экологические законы (минимума, толерантности, динамического равновесия и др.). Трансформация вещества и энергии в биосфере. Научно-технический прогресс с позиции экологии. Эколо­гическое содержание НТР. Тенденции изменения биосферы. Экологизация общественного производства. Новые методы добычи сырья и альтернативные источники энергии.   Лекция «Качество окружающей среды и экологическое нормирование»: виды загрязнений ОПС. Понятие об источниках загрязне­ния, загрязнителях (ингредиентах) природной среды. Класси­фикация основных видов антропогенного воздействия и степе­ни его интенсификации по различным компонентам ОПС. По­казатели, отражающие качество ОПС: ПДК (предельно допу­стимая концентрация), ПДВ (предельно допустимый выброс), ВСВ (временно согласованный выброс), ПДЭН (предельно до­пустимая экологическая нагрузка) и др. Выбор интегральных показателей качества ОПС. Нормирование выбросов вредных веществ. Понятие о мони­торинге, его научные основы.   Модуль 2 «Природные ресурсы России, проблемы их использования и охраны» Лекция «Источники и виды загрязнения воздушной среды, ее защита»: понятие природных ресурсов, их экономическая сущность и классификация. Природные ресурсы как естественная мате­риальная база и составная часть национального богатства об­щества. Роль природных ресурсов в расширенном воспроизводстве. Обеспеченность народного хозяйства России природ­ными ресурсами, региональные различия. Исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы. Экологические принципы рационального природопользования и охраны природы. Значение атмосферы (воздушной среды) для обеспечения жизни на Земле. Показатели загрязнения воздушного бассей­на Основные направления защиты (охраны) атмосферы. Про­блемы повышения эффективности охраны и воспроизводства воздушного бассейна.   Лекция «Водные ресурсы. Проблемы рационального использования, восстановления и охраны»: водные ресурсы РФ, их распределение. Своеобразие вод­ных ресурсов как объекта оценки: возобновимость, изменчи­вость их режима во времени. Водный кадастр. Использование воды в народном хозяйстве России, оборотное и повторно-последова­тельное водоснабжение. Загрязнение водной среды, структура загрязнений водных объектов по отраслям народного хозяйства. Методы очистки сточных вод: механические, химические, физико-химические, биологические. Экономическое регулирование рационального использования и охраны водных ресурсов РФ.   Лекция «Земельные ресурсы. Проблемы их использования и охраны»: состав и структура земельных ресурсов РФ. Регулирование земельных отношений в России. Основы земель­ного кадастра, земельная рента. Экономическая оценка земель­ных ресурсов. Экозащитная техника и технологии. Воспроизводство плодородия почвы и экологизация сельского хозяйства. Пути улучшения использования и охраны земель­ных ресурсов.   Модуль 3 «Экономико - организационные аспекты рационального природопользования» Лекция «Экономический механизм охраны окружающей среды и рационального природопользования»: экологическая политика России как целостная система мероприятий, обеспечивающих достижение целей субъектов управления различных уровней в области природопользования и охраны окружающей среды. Проблемы обеспечения ее экологической безопасности России. Рациональное природопользование в условиях функционирования рынка. Необходимость осуществления территориального подхода к решению проблем природопользования. Экономические рычаги охраны окружающей среды: экологические налоги, субсидии, системы возврата задатка, формирование рынка выбросов, принудительные стимулы. Порядок, сущность и функции платы за природные ресур­сы. Виды, экономическое содержание и структура платы за природные ресурсы.     М, Д, ПБ     М, Д, ПБ   М, Д, ПБ   М, Д, ПБ   М, Д, ПБ     М, Д, ПБ     М, Д, ПБ       ОК-1, ОК-2   ОК-1, ОК-2     ОК-1, ОК-2     ОК-1, ОК-2     ОК-1, ОК-2   ОК-1, ОК-2   ОК-1, ОК-2    
  25, 27, 29,     27,       33, 35,             39,     39,                                     Практические занятия Лабораторные занятия Семинары Модуль 1 «Методологические основы процесса охраны окружающей среды» Семинарское занятие «Предмет, методология и задачи курса «Экология»» Вопросы для обсуждения: 1.Предмет и методология науки «Экология». 2.Этапы формирования и развития экологии, ее основные задачи. 3.Место экологических проблем в ряду мировых глобальных проблем и возможности их решения. 4.Тенденции изменения окружающей природной среды.   Семинарское занятие «Научные основы охраны окружающей среды. Биосфера и человек» Вопросы для обсуждения: 1.Диалектика взаимоотношений общества и окружающей среды. 2.Характеристика биосферы и её структурных единиц, границы биосферы. 3.Основные понятия экологии: популяции, сообщества, биогеоценоз, экологическая система, экологическая ниша. 4.Экологические факторы и основные экологические законы.   Семинарское занятие «Качество окружающей среды и экологическое нормирование» Вопросы для обсуждения: 1.Виды загрязнений окружающей среды и их классификация. 2.Показатели, отражающие качество окружающей среды: санитарно-гигиенические (ПДК, ПДУ), производственно-хозяйственные (ПДВ, ПДС), комплексные (ПДЭН). 3.Нормирование выбросов вредных веществ. Понятие о мони­торинге, его научные основы.   Модуль 2 «Природные ресурсы России, проблемы их использования и охраны»   Семинарское занятие «Источники и виды загрязнения воздушной среды, ее защита» Вопросы для обсуждения: 1.Понятие природных условий и природных ресурсов, их экономическая роль. 2.Классификация природных ресурсов. 3.Значение атмосферы для обеспечения жизнедеятельности. Показатели загрязнения воздушного бассейна. 4.Основные направления защиты атмосферы.   Семинарское занятие «Водные ресурсы. Проблемы рационального использования, восстановления и охраны» Вопросы для обсуждения: 1.Водные ресурсы как источник развития производства, их распределение по территории РФ. 2.Основные направления использования водных ресурсов. 3.Экологические проблемы водных ресурсов и возможности их решения.   Семинарское занятие «Земельные ресурсы. Проблемы их использования и охраны» Вопросы для обсуждения: 1.Состав и структура земельных ресурсов Российской Федерации. Регулирование земельных отношений. 2.Классификация экологических проблем земельных ресурсов. 3.Способы и пути улучшения землепользования и охраны земельных ресурсов.   Модуль 3 «Экономико - организационные аспекты рационального природопользования»   Семинарское занятие «Экономический механизм охраны окружающей среды и рационального природопользования» Вопросы для обсуждения: 1.Экологическая политика России и стратегические цели ее реализации. 2. Проблемы обеспечения ее экологической безопасности и возможности их решения. 3.Рациональное природопользование в условиях рынка. 4.Необходимость осуществления территориального подхода к решению проблем природопользования. 5.Экономический механизм природоохранной деятельности. 6.Система платежей за природные ресурсы.     Д, И   Д, И   Д, И   Д, И     Д, И   Д, И   Д, И     ОК-1, ОК-2,   ОК-1, ОК-2   ОК-1, ОК-2   ОК-1, ОК-2     ОК-1, ОК-2   ОК-1, ОК-2   ОК-1, ОК-2  

Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – заочная форма обучения, срок подготовки 5 лет

Неделя Кол. час В том числе в интерактивной форме, час. Вид занятия,модуль, тема и краткое содержание Методы Реализуемые компетенции  
              Лекция «Предмет, методология и задачи курса «Экология»: природа как материальная основа природопользования, эво­люция, будущее развития. Глобальные мировые проблемы: со­циально-экономические, демографические, продовольственные, энергетические, проблемы разоружения, выживания и устой­чивого развития в условиях широкого распространения ядер­ного оружия. Экологические проблемы, их место в ряду глобальных ми­ровых проблем. Необходимость охраны окружающей природ­ной среды. Определение термина «экология» в широком и уз­ком смысле. Предмет, методы изучения дисциплины «Экология», ее мес­то в системе наук. Этапы развития и формирования науки. Вклад российских и зарубежных ученых в развитие экологии. Концепция экологически устойчивого и бе­зопасного развития. Задачи курса в свете решений Конферен­ции ООН 1992 года по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, Бразилия).   Лекция «Научные основы охраны окружающей среды. Биосфера и человек»: Теоретические положения о взаимодействии общества и ОПС. Развитие научных представлений о сущности понятий: природа, природная среда, окружающая среда. Природа и об­щество, единство и различия. Основные закономерности взаи­модействия общества и ОПС. Концепция гармонического раз­вития единой системы «природа-общество». Эволюция челове­ка и биосферы. Антропогенные воздействия на биосферу и нарушение эко­логического равновесия. Сущность учения В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Основные понятия экологии: среда обитания, экосистема, биоценоз, биогеоценоз, экологическая ниша, трофические уров­ни, цепи питания в биогеоценозе. В.Н. Сукачев и биогеоценология. Абиотические, биотические экологические факторы среды. Биологический круговорот в природы. Геопатогенные зоны - разновидность экологического фактора. Допустимая экологическая нагрузка на элементы биосферы. Экологическое равновесие. Экологические законы (минимума, толерантности, динамического равновесия и др.). Трансформация вещества и энергии в биосферы М, Д, ПБ     М, Д, ПБ     ОК-1, ОК-2   ОК-1, ОК-2  
      Практические занятия Лабораторные занятия Семинары      
        Семинарское занятие «Экономический механизм охраны окружающей среды и рационального природопользования» Вопросы для обсуждения: 1.Экологическая политика России и проблемы обеспечения ее экологической безопасности. 2.Рациональное природопользование в условиях рынка. 3.Необходимость осуществления территориального подхода к решению проблем природопользования. 4.Экономический механизм природоохранной деятельности. 5.Система платежей за природные ресурсы. Д, И   ОК-1, ОК-2    
               

Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – заочная форма обучения, срок 3 года 6 месяцев (в)

Неделя Кол. час В том числе в интерактивной форме, час. Вид занятия,модуль, тема и краткое содержание Методы Реализуемые компетенции
        Лекция «Предмет, методология и задачи курса «Экология»: природа как материальная основа природопользования, эво­люция, будущее развития. Глобальные мировые проблемы: со­циально-экономические, демографические, продовольственные, энергетические, проблемы разоружения, выживания и устой­чивого развития в условиях широкого распространения ядер­ного оружия. Экологические проблемы, их место в ряду глобальных ми­ровых проблем. Необходимость охраны окружающей природ­ной среды. Определение термина «экология» в широком и уз­ком смысле. Предмет, методы изучения дисциплины «Экология», ее мес­то в системе наук. Этапы развития и формирования науки. Вклад российских и зарубежных ученых в развитие экологии. Концепция экологически устойчивого и бе­зопасного развития. Задачи курса в свете решений Конферен­ции ООН 1992 года по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, Бразилия).   Лекция «Научные основы охраны окружающей среды. Биосфера и человек»: Теоретические положения о взаимодействии общества и ОПС. Развитие научных представлений о сущности понятий: природа, природная среда, окружающая среда. Природа и об­щество, единство и различия. Основные закономерности взаи­модействия общества и ОПС. Концепция гармонического раз­вития единой системы «природа-общество». Эволюция челове­ка и биосферы. Антропогенные воздействия на биосферу и нарушение эко­логического равновесия. Сущность учения В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Основные понятия экологии: среда обитания, экосистема, биоценоз, биогеоценоз, экологическая ниша, трофические уров­ни, цепи питания в биогеоценозе. В.Н. Сукачев и биогеоценология. Абиотические, биотические экологические факторы среды. Биологический круговорот в природы. Геопатогенные зоны - разновидность экологического фактора. Допустимая экологическая нагрузка на элементы биосферы. Экологическое равновесие. Экологические законы (минимума, толерантности, динамического равновесия и др.). Трансформация вещества и энергии в биосфере. Научно-технический прогресс с позиции экологии. Эколо­гическое содержание НТР. Тенденции изменения биосферы. Экологизация общественного производства. Новые методы добычи сырья и альтернативные источники энергии.   М, Д, ПБ     М, Д, ПБ   ОК-1, ОК-2   ОК-1, ОК-2
      Практические занятия Лабораторные занятия Семинары    
      Семинарское занятие «Качество окружающей среды и экологическое нормирование» Вопросы для обсуждения: 1.Виды загрязнений окружающей среды и их классификация. 2.Показатели, отражающие качество окружающей среды: санитарно-гигиенические (ПДК, ПДУ), производственно-хозяйственные (ПДВ, ПДС), комплексные (ПДЭН). 3.Нормирование выбросов вредных веществ. Понятие о мони­торинге, его научные основы. Д, И   ОК-1, ОК-2  
               

Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – заочная форма обучения, срок 3 года 6 месяцев (с)

Неделя Кол. час В том числе в интерактивной форме, час. Вид занятия,модуль, тема и краткое содержание Методы Реализуемые компетенции
        Лекция «Предмет, методология и задачи курса «Экология»: природа как материальная основа природопользования, эво­люция, будущее развития. Глобальные мировые проблемы: со­циально-экономические, демографические, продовольственные, энергетические, проблемы разоружения, выживания и устой­чивого развития в условиях широкого распространения ядер­ного оружия. Экологические проблемы, их место в ряду глобальных ми­ровых проблем. Необходимость охраны окружающей природ­ной среды. Определение термина «экология» в широком и уз­ком смысле. Предмет, методы изучения дисциплины «Экология», ее мес­то в системе наук. Этапы развития и формирования науки. Вклад российских и зарубежных ученых в развитие экологии. Концепция экологически устойчивого и бе­зопасного развития. Задачи курса в свете решений Конферен­ции ООН 1992 года по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, Бразилия).   Лекция «Научные основы охраны окружающей среды. Биосфера и человек»: Теоретические положения о взаимодействии общества и ОПС. Развитие научных представлений о сущности понятий: природа, природная среда, окружающая среда. Природа и об­щество, единство и различия. Основные закономерности взаи­модействия общества и ОПС. Концепция гармонического раз­вития единой системы «природа-общество». Эволюция челове­ка и биосферы. Антропогенные воздействия на биосферу и нарушение эко­логического равновесия. Сущность учения В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Основные понятия экологии: среда обитания, экосистема, биоценоз, биогеоценоз, экологическая ниша, трофические уров­ни, цепи питания в биогеоценозе. В.Н. Сукачев и биогеоценология. Абиотические, биотические экологические факторы среды. Биологический круговорот в природы. Геопатогенные зоны - разновидность экологического фактора. Допустимая экологическая нагрузка на элементы биосферы. Экологическое равновесие. Экологические законы (минимума, толерантности, динамического равновесия и др.). Трансформация вещества и энергии в биосфере. Научно-технический прогресс с позиции экологии. Эколо­гическое содержание НТР. Тенденции изменения биосферы. Экологизация общественного производства. Новые методы добычи сырья и альтернативные источники энергии.   М, Д, ПБ     М, Д, ПБ   ОК-1, ОК-2   ОК-1, ОК-2
      Практические занятия Лабораторные занятия Семинары    
      Семинарское занятие «Качество окружающей среды и экологическое нормирование» Вопросы для обсуждения: 1.Виды загрязнений окружающей среды и их классификация. 2.Показатели, отражающие качество окружающей среды: санитарно-гигиенические (ПДК, ПДУ), производственно-хозяйственные (ПДВ, ПДС), комплексные (ПДЭН). 3.Нормирование выбросов вредных веществ. Понятие о мони­торинге, его научные основы. Д, И   ОК-1, ОК-2  
               

2.2 Самостоятельная работа студента – очная форма обучения

Неделя Кол. час Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; курсовые работы и проекты, контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. Реализуемые компетенции
            24-41                     Самостоятельное изучение отдельных тем курса: -Состояние окружающей природной среды в Российской Федерации: современная оценка и основные пути улучшения; - Характеристика факторов, определяющих состояние окружающей природной среды в Ростовской области; -Сущность учения В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере; - Природно – ресурсный потенциал и его экономическое значение; - Экономическое регулирование рационального использования и охраны водных ресурсов в стране; - Загрязнения и отходы, их классификация и утилизация; - Экология и продовольственная проблема; - Стратегическое планирование состояния природной среды в Российской Федерации.     Тематика рефератов: 1.Природа как материальная основа природопользования, ее эволюция и будущее развитие 2.Экологическая ситуация в России и странах СНГ. Причины экологического кризиса в РФ. 3.Региональные экологические проблемы в РФ. 4.Экологическая ситуация в Ростовской области и причины экологического кризиса. 5.Экологическая обстановка в субъектах южного федерального округа (по выбору студента). 6.Основные закономерности взаимодействия общества и природной среды. 7.Концепция гармоничного развития единой системы "природа-общество 8.Роль живого вещества в круговороте элементов. 9.Основные понятия экологии: природная среда и окружающая среда, биогеоценоз и экологическая система. 10.Основные понятия экологии: экологическая ниша, сукцессия, деградация экосистемы. 11.Основные понятия экологии: ассимиляционные возможности природной среды, трансграничный перенос загрязняющих веществ, популяция. 12.Трофические уровни, цепи и сети питания в биогеоценозе. Автотрофные и гетеротрофные организмы. 13.Виды загрязнения окружающей среды. Понятие об источниках загрязнения. 14.Классификация антропогенных загрязнений окружающей среды. 15.Влияние экологических факторов на здоровье населения Российской Федерации. 16.Показатели качества атмосферного воздуха, водных объектов, почвы и их нормирование. 17.Экологические пирамиды и их характеристика. 18.Экологическая экспертиза. сущность и содержание. 19.Экологическая оценка состояние земельных и биологических ресурсов России: проблемы рационального использования и охраны. 20.Проблемы использования минеральных ресурсов и охраны окружающей среды при добыче, транспортировке и переработке минерального сырья. 21.Проблемы охраны окружающей среды при добыче транспортировке и использовании топливно-энергетических ресурсов. 22.Влияние отраслей АПК на состояние окружающей среды. Проблемы восстановления плодородия почв в условиях интенсивного АПК. 23.Экология и транспортный комплекс России: направления снижения негативного воздействия транспорта на состояние окружающей среды. 24.Экологические проблемы урбанизации. 25.Правовые основы рационального природопользования. Объекты охраны природы.   Усвоение текущего учебного материала   Темы и вопросы, определяемые преподавателем с учетом интересов студента   ОК-1, ОК-2     ОК-1, ОК-2   ОК-1, ОК-2   ОК-1, ОК-2

Самостоятельная работа студента – заочная форма обучения, срок обучения 5 лет

Неделя Кол. час Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; курсовые работы и проекты, контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. Реализуемые компетенции
                Самостоятельное изучение отдельных тем курса: -Состояние окружающей природной среды в Российской Федерации: современная оценка и основные пути улучшения; - Характеристика факторов, определяющих состояние окружающей природной среды в Ростовской области; -Сущность учения В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере; - Природно – ресурсный потенциал и его экономическое значение; - Экономическое регулирование рационального использования и охраны водных ресурсов в стране; - Загрязнения и отходы, их классификация и утилизация; - Экология и продовольственная проблема; - Стратегическое планирование состояния природной среды в Российской Федерации.     Тематика рефератов: 1.Природа как материальная основа природопользования, ее эволюция и будущее развитие 2.Экологическая ситуация в России и странах СНГ. Причины экологического кризиса в РФ. 3.Региональные экологические проблемы в РФ. 4.Экологическая ситуация в Ростовской области и причины экологического кризиса. 5.Экологическая обстановка в субъектах южного федерального округа (по выбору студента). 6.Основные закономерности взаимодействия общества и природной среды. 7.Концепция гармоничного развития единой системы "природа-общество 8.Роль живого вещества в круговороте элементов. 9.Основные понятия экологии: природная среда и окружающая среда, биогеоценоз и экологическая система. 10.Основные понятия экологии: экологическая ниша, сукцессия, деградация экосистемы. 11.Основные понятия экологии: ассимиляционные возможности природной среды, трансграничный перенос загрязняющих веществ, популяция. 12.Трофические уровни, цепи и сети питания в биогеоценозе. Автотрофные и гетеротрофные организмы. 13.Виды загрязнения окружающей среды. Понятие об источниках загрязнения. 14.Классификация антропогенных загрязнений окружающей среды. 15.Влияние экологических факторов на здоровье населения Российской Федерации. 16.Показатели качества атмосферного воздуха, водных объектов, почвы и их нормирование. 17.Экологические пирамиды и их характеристика. 18.Экологическая экспертиза. сущность и содержание. 19.Экологическая оценка состояние земельных и биологических ресурсов России: проблемы рационального использования и охраны. 20.Проблемы использования минеральных ресурсов и охраны окружающей среды при добыче, транспортировке и переработке минерального сырья. 21.Проблемы охраны окружающей среды при добыче транспортировке и использовании топливно-энергетических ресурсов. 22.Влияние отраслей АПК на состояние окружающей среды. Проблемы восстановления плодородия почв в условиях интенсивного АПК. 23.Экология и транспортный комплекс России: направления снижения негативного воздействия транспорта на состояние окружающей среды. 24.Экологические проблемы урбанизации. 25.Правовые основы рационального природопользования. Объекты охраны природы.   Усвоение текущего учебного материала     ОК-1, ОК-2     ОК-1, ОК-2   ОК-1, ОК-2
         

Самостоятельная работа студента – заочная форма обучения, срок обучения 3 года 6 месяцев (в)

Неделя Кол. час Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; курсовые работы и проекты, контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. Реализуемые компетенции
                Самостоятельное изучение отдельных тем курса: -Состояние окружающей природной среды в Российской Федерации: современная оценка и основные пути улучшения; - Характеристика факторов, определяющих состояние окружающей природной среды в Ростовской области; -Сущность учения В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере; - Природно – ресурсный потенциал и его экономическое значение; - Экономическое регулирование рационального использования и охраны водных ресурсов в стране; - Загрязнения и отходы, их классификация и утилизация; - Экология и продовольственная проблема; - Стратегическое планирование состояния природной среды в Российской Федерации.     Тематика рефератов: 1.Природа как материальная основа природопользования, ее эволюция и будущее развитие 2.Экологическая ситуация в России и странах СНГ. Причины экологического кризиса в РФ. 3.Региональные экологические проблемы в РФ. 4.Экологическая ситуация в Ростовской области и причины экологического кризиса. 5.Экологическая обстановка в субъектах южного федерального округа (по выбору студента). 6.Основные закономерности взаимодействия общества и природной среды. 7.Концепция гармоничного развития единой системы "природа-общество 8.Роль живого вещества в круговороте элементов. 9.Основные понятия экологии: природная среда и окружающая среда, биогеоценоз и экологическая система. 10.Основные понятия экологии: экологическая ниша, сукцессия, деградация экосистемы. 11.Основные понятия экологии: ассимиляционные возможности природной среды, трансграничный перенос загрязняющих веществ, популяция. 12.Трофические уровни, цепи и сети питания в биогеоценозе. Автотрофные и гетеротрофные организмы. 13.Виды загрязнения окружающей среды. Понятие об источниках загрязнения. 14.Классификация антропогенных загрязнений окружающей среды. 15.Влияние экологических факторов на здоровье населения Российской Федерации. 16.Показатели качества атмосферного воздуха, водных объектов, почвы и их нормирование. 17.Экологические пирамиды и их характеристика. 18.Экологическая экспертиза. сущность и содержание. 19.Экологическая оценка состояние земельных и биологических ресурсов России: проблемы рационального использования и охраны. 20.Проблемы использования минеральных ресурсов и охраны окружающей среды при добыче, транспортировке и переработке минерального сырья. 21.Проблемы охраны окружающей среды при добыче транспортировке и использовании топливно-энергетических ресурсов. 22.Влияние отраслей АПК на состояние окружающей среды. Проблемы восстановления плодородия почв в условиях интенсивного АПК. 23.Экология и транспортный комплекс России: направления снижения негативного воздействия транспорта на состояние окружающей среды. 24.Экологические проблемы урбанизации. 25.Правовые основы рационального природопользования. Объекты охраны природы.   Усвоение текущего учебного материала     ОК-1, ОК-2     ОК-1, ОК-2   ОК-1, ОК-2
         

Самостоятельная работа студента – заочная форма обучения, срок обучения 3 года 6 месяцев (с)

Неделя Кол. час Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; курсовые работы и проекты, контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. Реализуемые компетенции
                Самостоятельное изучение отдельных тем курса: -Состояние окружающей природной среды в Российской Федерации: современная оценка и основные пути улучшения; - Характеристика факторов, определяющих состояние окружающей природной среды в Ростовской области; -Сущность учения В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере; - Природно – ресурсный потенциал и его экономическое значение; - Экономическое регулирование рационального использования и охраны водных ресурсов в стране; - Загрязнения и отходы, их классификация и утилизация; - Экология и продовольственная проблема; - Стратегическое планирование состояния природной среды в Российской Федерации.     Тематика рефератов: 1.Природа как материальная основа природопользования, ее эволюция и будущее развитие 2.Экологическая ситуация в России и странах СНГ. Причины экологического кризиса в РФ. 3.Региональные экологические проблемы в РФ. 4.Экологическая ситуация в Ростовской области и причины экологического кризиса. 5.Экологическая обстановка в субъектах южного федерального округа (по выбору студента). 6.Основные закономерности взаимодействия общества и природной среды. 7.Концепция гармоничного развития единой системы "природа-общество 8.Роль живого вещества в круговороте элементов. 9.Основные понятия экологии: природная среда и окружающая среда, биогеоценоз и экологическая система. 10.Основные понятия экологии: экологическая ниша, сукцессия, деградация экосистемы. 11.Основные понятия экологии: ассимиляционные возможности природной среды, трансграничный перенос загрязняющих веществ, популяция. 12.Трофические уровни, цепи и сети питания в биогеоценозе. Автотрофные и гетеротрофные организмы. 13.Виды загрязнения окружающей среды. Понятие об источниках загрязнения. 14.Классификация антропогенных загрязнений окружающей среды. 15.Влияние экологических факторов на здоровье населения Российской Федерации. 16.Показатели качества атмосферного воздуха, водных объектов, почвы и их нормирование. 17.Экологические пирамиды и их характеристика. 18.Экологическая экспертиза. сущность и содержание. 19.Экологическая оценка состояние земельных и биологических ресурсов России: проблемы рационального использования и охраны. 20.Проблемы использования минеральных ресурсов и охраны окружающей среды при добыче, транспортировке и переработке минерального сырья. 21.Проблемы охраны окружающей среды при добыче транспортировке и использовании топливно-энергетических ресурсов. 22.Влияние отраслей АПК на состояние окружающей среды. Проблемы восстановления плодородия почв в условиях интенсивного АПК. 23.Экология и транспортный комплекс России: направления снижения негативного воздействия транспорта на состояние окружающей среды. 24.Экологические проблемы урбанизации. 25.Правовые основы рационального природопользования. Объекты охраны природы.   Усвоение текущего учебного материала     ОК-1, ОК-2     ОК-1, ОК-2   ОК-1, ОК-2
         

2.3.Интерактивные технологии и инновационные методы, используемые в образовательном процессе

Основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и могут реализовываться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центов, предприятий и организаций и др.).

Наименование основных методов Краткое описание и примеры, использования в темах и разделах, место проведения Часы
1.     Использование информационных ресурсов и баз данных     Использование научных статей, представленных в журналах «Вопросы экономики», «РЭЖ», «Экономист», информации Государственных докладов «О состоянии окружающей среды в РФ» и статистического сборника «Российский статистический ежегодник». Использование электронного варианта тематического плана дисциплины    
2. Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий Использование электронного варианта курса лекций по изучаемой дисциплине  
3.   Ориентация содержания на лучшие отечественные аналоги образовательных программ   Изучение содержания программ дисциплины «Экология», представленных на интернет-сайтах    
4. Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук При изучении курса используются ранее полученные студентами знания дисциплин «Безопасность жизнедеятельности» и «Философия»  
5. Использование технологий обучения работе над комплексным решением практических задач Рассмотрение конкретных хозяйственных ситуаций, приведенных в данном УМК по теме «Экономический механизм охраны окружающей среды и рационального природопользования»          
6. Применение активных методов обучения, на основе опыта и др. Использование бальной накопительной системы, которая предусматривает постепенное накопление баллов студентами в результате их участия в различных формах занятий, в том числе: - участие в лекциях-дискуссиях; - подготовка докладов ( в пределах 7-10 минут по каждой теме); - подготовка рефератов (в стандартном исполнении объемом около 20 страниц)    

Средства обучения

3.1.Информационно-методические

Перечень основной и дополнительной литературы, методических разработок; с указанием наличия в библиотеке, на кафедре
Основная литература:
1.   2.   3. 4.   5.   6.   7. 8. 9.   10.   Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш. Экономика природопользования: Учеб.пособие. – М.:ИНФРА – М, 2004. Игнатов В.Г., Кокин А.В. Экология, экономика и природопользование - Ростов – н/Д: изд – во «Феникс», 2003. Ерофеев Б.В. Экологическое право России: Учебник. – М.: Юристъ, 2006. Коробкин В.И., передельский Л.В. Экология: учебник для вузов., изд.12 – е, доп. и перераб. – Ростов – н/Д: «Феникс», 2007. Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охпана окружающей среды в России: Учебное и справочное пособие. – 2 – е изд. – М.: Финансы и статистика, 2007 Трушина Т.п. Экологические основы природопользования. – изд. 4 – е. – Ростов – н/Д: «Феникс», 2007. Хван Т.А. Промышленная экология. – Ростов – н/Д: «Феникс», 2003. Чапек В.Н. Экономика природопользования. – Ростов – н/Д: «Феникс», 2003. Экология и экономика природопользования: учебник для вузов. Под ред. проф. Э.В. Гирусова, проф. В.Н.Лопатина. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004. Экология: учебное пособие / Под ред. проф. В.В.Денисова. – 2 – е изд. – ИКЦ «МарТ», Ростов – н/Д, 2007.              
Дополнительная литература:
1.     2.     3.   4.   5.   Воробьев А.Е. Основы природопользования: экологические, экономические, правовые аспекты: учебное пособие./ Под ред. проф. В.В.Дьяченко. – изд. 2 – е, доп. и перераб. – Ростов – н/Дону: «Феникс», 2007. Житников В.Г. Размещение производительных сил Российской Федерации / курс лекций. – изд. 5 – е, перераб. и доп.: Учеб. пособие / РГЭУ «РИНХ». – Ростов – н/Д, 2008. Региональная экономика : учебник для вузов. Под. Ред. проф. Т.Г.Морозовой. – 4 – е изд., перераб. и доп.. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008. Степановских А.с. Прикладная экология: охрана окружающей среды: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность: Учебное пособие для студентов высших педегогических учебных заведений. – 2 – е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.              
       

3.2.Материально-технические

№ ауд. Основное оборудование, стенды, макеты, компьютерная техника, наглядные пособия и другие дидактические материалы, обеспечивающие проведение лабораторных и практических занятий, научно-исследовательской работы студентов с указанием наличия Основное назначение (опытное, обучающее, контролирующее) и краткая характеристика использования при изучении явлений и процессов, выполнении расчетов.
Все аудитории, где есть телевизоры и проекторы, например 308* Наличие телевизора или проектора; Слайды, содержащие основные термины и понятия по изучаемым темам курса Основное назначение - обучающее

Текущий, промежуточный контроль знаний студентов

Наши рекомендации