Методы и стили менеджмента
Реализация рассмотренных ранее функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов.
Слово «метод» (от греческого «methodos») означает способ достижения какой-либо цели. Через методы управления и реализуется основное содержание управленческой деятельности.
Менеджмент в каждой из его функций и процедур предусматривает использование различных специфических приемов и методов, обеспечивающих обоснование и принятие рациональных управленческих решений. Совокупность этих методов и приемов, специфичных для различных функций управления, составляет методологию и методологический аппарат менеджмента.
Методы менеджмента – это совокупность правил и процедур выполнения различных задач управления с целью выработки рациональных управленческих решений. Они вносят определенную упорядоченность, обоснованность и эффективность в процесс управления.
Все методы управления вне зависимости от области применения обладают направленностью, содержанием и организационной формой.
Направленность методов ориентирована на систему (объект) управления (фирма, отдел, подразделение, компания и т.д.). Направленность методов всегда одна и та же – на людей, осуществляющих различные виды деятельности.
Содержание – это специфика приемов и способов воздействия.
Организационная форма – воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Это может быть прямое или косвенное (через стимулирующие условия) воздействие.
Методы менеджмента очень разнообразны и многочисленны и зависят от специфики предприятия и особенностей сложившейся системы управления. Методы и/или типы методов могут определяться областью их применения (табл. 1.2) или подразделяться по организационной форме:
– организационно-административные методы, основанные на прямых директивных указаниях;
– экономические методы, обоснованные экономическими стимулами;
– социально-психологические методы, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников;
– самоуправление.
Особенно важным в менеджменте является метод системного анализа, утвердившийся в середине XX в. Ему предшествовало создание системы математической логики (У. Джевонс и Э. Шредер), а в последующем разработка метода линейного программирования, возникновение кибернетики как науки об управлении сложными динамическими системами. В результате открытий ученых в области системного анализа появилась возможность применять в практике управления математические модели и использовать метод математического моделирования. Важным для практики управления и последующих теоретических обобщений является метод эксперимента.
Таблица 1.2
Методы менеджмента
Область применения | Тип метода |
1. Выявление мнений | Метод интервью Метод анкетирования Метод выборочных опросов Методы экспертизы |
2. Анализ ситуации | Системный анализ Метод написания сценариев Методы сетевого планирования Функционально-стоимостной анализ Методы экономического анализа |
3. Оценка решений и ситуации | Методы оценки продукта Методы оценки научно-технического уровня производства Методы оценки организационно-технического уровня производства Метод оценки затрат Метод дерева целей Методы оценки порога прибыльности Методы оценки риска и шансов Методы оценки эффективности инноваций |
4. Генерирование идей | Метод мозговой атаки Метод деловой игры |
5. Принятие решений | Экономико-математические модели Метод построения дерева решений Метод таблиц решений Методы сравнения альтернатив |
6. Прогнозирование ситуации | Экспертные методы прогнозирования Методы экстраполяции Методы аналогий Методы регрессивного анализа Эконометрические модели Имитационные модели |
7. Методы наглядного представления | Графические модели Физические модели Должностные описания и инструкции |
8. Методы аргументирования | Методы презентации Методы ведения переговоров |
Данные методы используются не только в менеджменте, они характерны и для всей экономической теории. И это не случайно, так как экономическая наука, формируя мировоззрение руководителей и исполнителей в производственном процессе, выступает методологической основой менеджмента.