Глобальные проблемы человечества
Образовательные технологии.
1) Контрольные вопросы тестовые.
2) Тестовый материал по вариантам.
3) Литература.
4) Материально техническое обеспечение дисциплины.
Михайлов - Безопасность жизни деятельности.
Глобальные проблемы человечества.
Наша планета существует 4.5 млрд. лет. Весь этот огромный интервал времени на поверхности земли происходили сложные физик химические процессы, сформировалась атмосфера, возникла жизнь, появились животные и растения. Но на фоне эволюционных процессов случились и явления катастрофического характера, вызванные силами, таившимися в глубинах земли или из космоса, игнорировать сам факт было бы величайшей ошибкой. Изучение катастрофических явлений позволяет изучить эволюцию нашей планеты.
В настоящее время наука и техника достигла такого высокого уровня, что мы можем предугадывать катастрофические явления заранее.
Проблемы:
1) Возрастание роли мировой политики и международных отношений. Взаимосвязанность политических, экономических, социальных и культурных уровней жизни, включая международные идеи.
Из всех глобальных проблем можно выделить:
1) Предотвращение ядерного конфликта, преодоление социально экономической отсталости развивающихся стран, решение проблемы энергосырьевой базы, продовольственной, охраны окружающей среды, освоение океана, мирное освоение космоса, ликвидация опасных боязней и решение демографической проблемы. Все эти проблемы глобальны.
2) Сохранение мира на планете, освобождение от ядерного оружия и НАТО не должен решать конфликты.
3) Экологическая проблема. Нерациональное использование природных ресурсов, кризис, вызванный антропогенным воздействием, наступление ледников извержение вулканов, ураганы, наводнения. Осушение азовского моря, чернобыльская АС.
4) Демографическая проблема. Развитие народа населения – это единственный вид развития, в котором следствие совпадает с целью, воспроизведение человека средство. Демографическое развитие не только рост населения, оно включает в себя опросы природопользования, роста численности населения состояние качества окружающей среды и этнические проблемы.
5 % населения приходится на развитые страны, которые находятся в Северном полушарии и 95% приходится на страны Азии, Африки и Латинской Америки.
Современный мир становится более урбанизированным в развитых урбанистических странах 80% населения – это городское население. Таким образом, урбанизация на рубеже 3 –го тысячелетия останется одной из важных глобальных проблем.
5) Энергосырьевая база. Размещение природных ресурсов на планете очень неравномерно.
До начала 20го века основным энергоресурсом была древесина, затем уголь, потом нефть и газ. Использование энергетических ресурсов – это один из показателей уровня развития цивилизации. Ресурсы обеспечивание – это соотношение между величиной запасов природных ресурсов и размеров их использования. Земельные ресурсы, почвенный покров – это основа всей живой природы и лишь 30% земельного фонда используется человеком.
6) Продовольственная проблема. Задача обеспечения населения планеты продуктами питания, имея историческое, экономическое значение. Дефицит продуктов был всегда в обороте. На продовольственную ситуацию оказывает влияние физикогеографические условия, размещение населения, развитие мирового транспорта и моровая торговля. Продовольственная ситуация очень тесно переплетается с другими проблемами – это расходы на военные нужды и растущие финансовые задолженности государств и энергетический фактор.
7) Проблема социально экономической отсталости развивающейся страны (третий мир) стан Азии, Африки и Латинской Америки и Океания. Эти страны независимы, но продолжают испытывать процессы материального прошлого. Часто расходы на импорт оружия превышают расходы на импорт.
Вывод: мы видим большое количество проблем и глобальное не решение этих выше перечисленных проблем могут вылиться в катастрофу. Если мы не будем уделять должного внимания этим проблемам, то пострадает вся цивилизация. Создается специальные организации, решающие сформировавшиеся опасности.
Введение.
В жизненном цикле. Действия в системе человек среда обитания (Решает 2 задачи), потребность в воде, воздухе, еде и сне. Создает и использует защиту от негативных воздействий, как со страны среды обитания, так и себе подобным. А негативные воздействия существуют всегда. Естественные негативные воздействия происходят в биосфере: изменение климата, землетресение, ураган и поэтому человек вынужден искать и находить средства защиты, но как не странно появление жилища у человека повлияло на среду обитания. Этим изменениям способствует высокие темпы роста населения на земле, урбонизация, желание приобрести очень комфортное состояние быта, рост продуктивности С/Х.
История земли как история катастроф.
Ученые утверждают, что большой взрыв на планете являлся непосредственной причиной рождения множества галактик. Согласно модели возникновения галактик, который выдвинул немецкий астроном, из газовых облаков, сначала возникли гигантские сапер звезды. Образование земли – согласно современной теории происхождения планет, земля образовалась путем аккумуляции твердого рассеянного вещества и телом различных размеров. Постепенно частицы падали на землю, и оказалось что значительная часть нашей планеты образовалась за счет крупных тел, которые пришли к нам из космоса.
Сейчас все специалисты утверждают что первоначально недра земли были разогреты, которые изливались на землю виде лавы и магмы, вся планета была как единый вулкан, все эта лава застывала и таким образом появилась ора земного шара, затем температура понижалась и наступил момент когда из недр земли водяные поры конденсировались в воду. Как это не пародоксально, однако зарождение жизни на планете стало котострофой, потому что с появление сложных форм жизни, планета стала испытывать их деятельность на себе. Все катастрофы космического происхождения, а современные геологические катастрофы.
Вывод – катастрофа – это переворот, перелом, важное событие решающее судьбу планеты и определяли од ее развития на дальнейший период. В начале 20 века человек начал активно вмешиваться в планетарное развитие земли что привело к техногенным катастрофам. Этот уже не естественный вид катастроф, служит неестественным катализатором для природных катастроф. Вселенских масштабах, наша земля практически нечего не значит и поэтому все катастрофы, что происходят на земле никак не складывается во вселенной.
Высшее образование – это сосредоточение всех человеческих знаний.
Эрудиция и + интуиция – можно выйти из любого положения. Всем удачи, а мне побед!
Увеличение численности населения земли и военные нужды, стимулируют рост промышленного производства, транспорта, производство энергетических ресурсов и потребление сырьевых ресурсов, все это сопровождается огромным выбросом загрязняющих веществ. В целях плодородия земель вводится много искусственных удобрений и ежегодно умирает от прямого отравления около 10тыс.человек, появление ядерных объектов и высокая концентрация химических веществ действует разрушительно на эко системы. Чернобль и Маяк. В настоящее время появляется новый тип среды обитания – техносфера. Техносфера – это регион биосферы, в прошлом преобразованный людьми, с помощью прямого или косвенного воздействия человека и технических средств, чтобы улучшить материальные и социально экономические потребности.
Российское государство последовательно проводит политику приоритета права граждан, на защиту жизни и обеспечения безопасности. Сегодня эта гибкая и эффективная система объединила всех субъектов российской федерации, осуществляется координация работы законодательной базы, и все это осуществляет МЧС.
Теоретические основы БЖД. Современная молодежь готовится к повседневному решению безопасности. Основы БЖД отнесены к естественно научной области знаний и поставлены в один ряд с такими науками как физика, химия, биология. Сегодня БЖД опирается на осознанную потребность общества, безопасного поведения. Сегодняшние законы в нашей стране являются частью политики, но потребности и правила поведения людей…?
Главная цель этой науки – выявление закономерностей безопасного развития, изучение и классификация, и систематизация событий, процессов, явлений, в области обеспечений БЖД.
Специфическая особенность наук безопасности жизнедеятельности – феномен этой науки заключается в том, что ее нельзя изучать методами частных наук. Здесь требуется синтез методологии, естественно научная ориентация науки о БЖД выражается в том, что она, оформляясь, в качестве самостоятельной области знаний, опирается на сложившиеся стандарты естествознания (биология, физика, химия, медицина).
Общественная ориентация проявляется не менее многообразно, то есть опирается на такие науки как: история, политология, философия, психология, социология и др.
Технологическая ориентация БЖД – она проявляется во взаимосвязи с техническими дисциплинами всех направлений от техники безопасности, до информатики и кибернетики.
В методологическом плане наука БЖД, по общенаучному статусу, является современной, комплексной наукой, фундаментально прикладного характера, фундаментальной в том, что исследует и познает закономерности такой сферы, которая не освещается ни какой другой наукой. Никакие отдельные науки и научные управления не изучают сферу жизнедеятельности человека и общества, под углом зрения комплексной безопасности. Прикладной характер науки БЖД проявляется в том, что на базе фундаментальных исследований, разрабатываются такие практические и ориентированные решения, которые на базе отдельных наук государственного образования, и планетарном приложении не могут быть выведены из уже существующих методов. Наука о БЖД интегративная (комплексный характер).
Основные задачи дисциплины БЖД:
1) Изучение и эффективные применения на практике законодательных и нормативно правовых актов, регламентирующие безопасные условия жизнедеятельности и обязанности должностных лиц для части их реализации.
2) Исследование управленческих функций руководителя и системы его работы по обеспечению безопасных условий жизнедеятельности.
3) Разработка рекомендаций по организации гражданской обороны на объекта экономики и защиты населения, в условиях мирного и военного времени.
4) Защита человека в повседневной жизни, а так же в экстремальной ситуации.
5) Освоение приемов и способов оказания первой медицинской помощи пострадавшим.
6) Придание профессиональной направленности и повышение уровня облученности основам обеспеченности БЖД.
Вывод: таким образом БЖД – это совокупность научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека, общества, государства, мирового сообщества, природы, от опасных и вредных факторов различного характера. В условия подготовки современного руководителя, знания всего комплекса предприятий по обеспечению БЖД, являются актуальными и важнейшими задачами современности. Вся деятельность общественных организаций должна быть направлена, на решение выше указанных задач.
Системный анализ БЖД.
Основополагающим методологическим принципом безопасности является принцип системности – это означает, что любое явление в сфере БЖД, надо изучать как единое целое, с другой стороны знания БЖД являются и частью большой науки, поэтому модель может быть такая: объект – субъект безопасности – это человек (фрагмент социума), но он же является и субъектом. Окружающая среда, которая состоит из природных, техногенных и социальных компонентов. Комплекс (система) угроз, объектов окружающей среды. Предотвращение – применение предупреждающих мер. Прогноз последствий любого масштабного проекта является расчет.
Чрезвычайные ситуации и их классификации, характеристика ЧС природного и техногенного характера. Классификация ЧС природного и техногенного характера, из всего многообразия терминов из всего понятия является ЧС. Среди явлений процессов, трудно выделить ЧС, определить их критерии и признаки. ЧС – состояние, при котором, в результате возникновения источника ЧС на объекте, определенной территории или акватории, нарушаются нормальные условия жизни и деятельности, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения и окружающей природной среде. Под источником ЧС понимают – опасное природное явление, аварию или опасное техногенное происшествие, инфекционные болезни людей животных, растений, в результате чего может возникнуть ЧС. ЧС могут быть квалифицированны по признакам: техногенного, антропогенного, природного характера. ЧС можно классифицировать по типам и видам событий, по масштабу распространения, по сложности обстановки, тяжести последствия. Первая в нашей стране классификация ЧС была разработана научно техническим комитетом ГО, и утверждена была инструкция в 1982г. Во исполнении федерального закона о защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера (1996г) о классификации ЧС природного и техногенного характера. Под ЧС принято принимать обстановку, на определенной территории, сложившуюся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного бедствия, которые могут повлечь за собой ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери. В этом постановлении ЧС классифицируется от количества пострадавших людей, размера материального ущерба, а так же границ распространения поражающих факторов ЧС. ЧС делятся на:
1) Локальные – к ним относятся ЧС, в результате которых пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизни деятельности не более 100 человек.
2) Местные – пострадало выше 10-50 человек, нарушены условия жизнедеятельности не более 300 человек.
3) Региональные – свыше 50 пострадало, не более 500, не более 1000 человек пострадало.
4) Территориальные – свыше 50 пострадало, не более 500 и ЧС не выходит за пределы субъекта федерации.
5) федеральные и трансграничные – свыше 500 человек пострадало, и условия жизни нарушены свыше 1000 человек и выходят за пределы 2ух федераций.
Трансграничный ЧС, который выходит за пределы российской федерации за рубежом, но затрагивает территорию Российской федерации. Есть постановление правительства о классификации ЧС природного и техногенного характера, которые предусматривают и военное время.
ЧС техногенного характера (транспортные аварии и катастрофы, пожары, взрывы, аварии с выбросом ядовитых веществ, выброс опасных биологических веществ на коммунальных системах и гидродинамических авариях).
ЧС техногенного характера проходит 5 условных фаз:
1) Это отклонение накоплений от нормального состояния или процессов.
2) Инициирование чрезвычайного события, можно уменьшить аварию или даже ее предотвратить.
3) Сама авария способствует высвобождению энергии.
4) Выход аварии за пределы территории предприятия и действие факторов поражения.
5) Ликвидация последствий аварии, и устранение последствий.
Основные причины крупных техногенных аварий:
1) Отказы технических систем из-за дефектов изготовления и нарушения режимов эксплуатации, многие современные опасные устройства спроектированы так, что вероятность аварии очень высока.
2) Действие операторов технических систем. Статистика показывает, что более 60% аварий идет в результате ошибок обслуживающего персонала (человеческий фактор).
3) Концентрация различных производств, в промышленных зонах, без изучения или взаимовлияния.
4) Высокий энергетический уровень технической системы.
5) Внешние негативные воздействия на объекты энергетики и транспорта. Практика показывает, что решить задачу полного устранения негативных воздействий в техносфере нельзя, можно лишь ограничить воздействие.
Характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера.
Стихийные бедствия – это катастрофические природные явления, которые могут вызвать многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и тяжелые последствия. По данным ООН за последние 30 лет, погибло свыше 3 миллионов человек. К стихийным бедствиям относятся землетрясения, наводнения, оползни, сели, ураганы, бури, смерчи, тайфуны, пожары, и др.
По источникам происхождения можно выделить 5 основных групп ЧС природного происхождения:
1) Стихийные бедствия, связанные с геологическими природными явлениями.
- землетрясения, вулканы, оползни, сели, вулканы, провалы.
2) Стихийные бедствия, связанные с метеорологическими природными явлениями.
3) Гидрологические.
4) Природные пожары.
5) Биологическая угроза.
1) Снежные лавины– это снежные массы, образуются на без леса склонах гор, крутизной от 15 до 50 градусов. По степени воздействия на хоз. деятельность и природную среду лавины делятся на: опасные (стихийные). В результате схода этих лавин наносится большой материальный ущерб населенным пунктам, спортивным и санаторное курортным комплексам, железным и авто. дорогам, линиям электропередач, промышленным и жилым сооружениям. И создается опасность населению и туристическим группам.
2) Стихийные бедствия2 группа, связана с метеорологическими природными явлениями – бури ураганы, смерчи, шквалы, крупный град, сильные снегопады, гололеды, морозы, метели, ливни, жара, туман. Эти природные явления кроме градов и шквалов, приводят к стихийным бедствиям и охватывает несколько административных районов и длится 6 часов. Ураганы и бури различаются по скорости ветра. Но убытки от урагана больше чем от бури – ураган длится 9-12 дней, а буря от нескольких часов до нескольких суток. Смерч – это восходящий вихрь виде воронки воздуха, смерчи чаще всего встречаются в центральной России, Поволжье, на Урале, Сибири, в акватории черного, азовского, каспийского моря. Иногда смерчи выпадают осадками виде града и дождя. Снежные бури (песчаные и пыльные) – сопровождаются переносом огромных масс снега. При этом засыпается территория площадью несколько сот тысяч. В степной зоне возникают пыльные бури.
3) Группа – Цунами, тайфуны, сильное волнение и колебание уровня моря. Ранний ледяной покров, обледенение судов, отрыв прибрежных льдов, половодье, низкий уровень воды, а так же низкий и высокий уровень грунтовых вод.
Наводнение встречается оп всей территории России, они наблюдаются в период весеннего таяния снега, в горных местностях, наводнения могут быть связаны с ливневыми дождями, потери при наводнениях разнообразны и хотя наводнение предсказуемы, очень сложно от них укрыться. Из морских угроз, особую опасность образуют цунами – это длинные волны, возникающие в результате подводных землетрясений, а так же вулканических извержений или оползней на морском дне, волна движется со скоростью от 100 до 1000км.ч. В дали от мелководья он может быть и незаметна, но при подходе к берегу, высота ее достигает 40 метров. Цунами приносит вред: повреждение ГЭС, и они относятся к техногенным катастрофам.
4) Пожары (лесные пожары, степные, горят хлебные массивы), торфяные пожары, подземные пожары горючих ископаемых.
5) Инфекционные заболевания – в зависимости от числа заболевших людей и видов инфекции они бывают следующими – единичные случаи, групповые (эпидемия и пандемия), инфекционные заболевания людей с невыявленным характером. Заболевание животных, заболевание растений. Инфекционные болезни людей – это заболевания, которые вызываются болезнетворными микроорганизмами и предаются от зараженного человека или животного к здоровому – это называется эпидемический очаг. Эпидемический очаг – это место пребывания источника инфекции, с окружающей его территорией.
Эпидемическая вспышка – это ограниченный во времени и по территории, резкий подъем заболеваемости с одномоментным заражение людей. Эпидемия – распространение инфекционной болезни, значительно превышающее, уровень обычной заболеваемости в данной местности. Пандемия – это необычное интенсивное, распространение инфекционной болезни, с поражением значительной части населения на территории ряда стран и даже континентов за значительно малый срок. Особо опасные заболевания людей- чума, холера, желтая лихорадка, СПИД, брюшной тиф, дифтерия, грипп, вирусный гепатит (А). Для правильной организации борьбы с заболеваниями, правильно произвести выявление очага и принять меры по его локализации и правильному лечению. ЧС проявление первичных негативных факторов (землетрясения, взрыв, обрушение конструкции, столкновение транспортных средств), может вызвать цепь, вторичных негативных последствий – пожар, загазованность, затопление помещений, химическое, радиоактивное и бактериальное последствие и последствия (число травм и жертв, и материальный ущерб) от действия вторичных факторов, часто превышают потери первичных факторов. Характерным примером является Чернобыльская АС.
Техногенные катастрофы.
ЧС техногенного характера.
ЧС которые могут возникнуть в мирное время – это промышленные аварии, с выбросом опасных (отравляющих)веществ, пожары и взрывы, аварии на транспорте (ЖД, автомобильном, морском, речном, а также метрополитене). В зависимости от масштаба – ЧС делятся на аварии и катастрофы.
Аварии – это разрушения технических средств, зданий, сооружений, но нет человеческих жертв.
Катастрофы – это ситуация, когда не только разрушаются материальные ценности, но и есть гибель людей.
Аварии и их характеристика.
Количество аварий в сфере производственной деятельности неуклонно растет, в связи с широким использование технологий и материалов, нетрадиционных источников энергии, массовым применением опасных веществ и в промышленности и в сельском хозяйстве. Все чаще аварии принимают катастрофический характер с уничтожением объектов и тяжелыми экологическими последствиями.
Имеется несколько фаз развития:
1) Это накопление дефектов в оборудовании, или отклонении нормального ведения процесса, которые создают предпосылки для аварии, которые еще можно предотвратить.
2) На этой фазе происходит обычно неожиданное событие, нет ни времени, ни средств для эффективных действий.
3) Сама авария.
Причины аварии крупных техногенных катастроф:
1) Просчеты при проектировании, и недостаточный уровень современных знаний.
2) Некачественное строительство или отступление от проекта.
3) Отказы технических систем, из-за дефектов изготовления технических узлов и деталей.
4) Нарушение режима эксплуатации.
5) Концентрация различных высокоэнергетических производств.
6) Высокий энергетический уровень.
7) Внешние негативные воздействия.
8) Внешние негативные воздействия транспорта.
9) Непродуманное размещение производства.
10) Нарушение требований технологического процесса, из-за недостаточной подготовки или недисциплинированности и халатности персонала. 60% техногенных аварий происходит из за халатности, обслуживающего персонала.
11) Техногенные аварии и катастрофы могут сопровождаться взрывами, выходом ядовитых веществ, выбросом радиоактивных веществ, возникновение пожаров.
В России в настоящее время 300000 опасных объектов. Большая часть опасных производств в топливно- энергетическом комплексе. Причина 80% устаревшего оборудования, с просроченным сроком эксплуатации. Потенциально аварийные практически все объекты нефтегазового комплекта, от добывающих, до перерабатывающих предприятий, максимально изношено все. Старые электроэнергетические конструкции могут не выдержать ежегодной летней жары, ливней и человеческой халатности.
Лесополосы, где расположены высоковольтные линии, зарастают.
Небольшие ГЭС , построенные в 20е годы, в любую минуту могут повторить чернобыльскую АС. В Стране около 70% бесхозных платин и дамб. При изменении уровня рек, любое гидротехническое сооружение, может разрушиться.
Близка к аварийной ситуации, на нескольких китайских хим. Заводах, которые находятся близко к границе РФ. На землях вокруг крупных гидростанции, (ранние сейсмоустойчивые) учащаются землетрясения . Европейскую часть покрывают лесные пожары. Последствие этой природный катастрофы ощущается осенью, а именно обостряются заболевания, с летальным исходом. По прогнозам Британских исследований, количество катастроф растет, за 30 последних лет, их стало больше в 3-х раза.