Эколого-экономический учет природных ресурсов и загрязнителей. Лицензия, лимиты на природопользование(см. тетрадь)

3 Лимиты, лицензии, договора,
платежи за природопользование и загрязнение

Эффективными средствами охраны окружающей среды и рационального природопользования служат такие экономические рычаги как лимиты, лицензии, договора и платежи за природопользование и загрязнение.

Лимиты (ограничения) на природопользование - предельные допустимые объемы изъятия и потребления природных ресурсов и вредных воздействий: выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещения отходов производства, которые устанавливаются для предприятий-производителей на определенный срок.

Лимиты устанавливаются предприятиям-природопользователям специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Природопользование лимитируется по двум наравлениям:

  • изъятие природных ресурсов из окружающей среды (добыча полезных ископаемых, забор воды и т.д.);
  • привнесение веществ и энергии в окружающую среду (сбросы и выбросы загрязняющих веществ, размещение бытовых и промышленных отходов и т.п.).

Так, например, устанавливают лимиты потребления вод для промышленного использования, нормы отвода земель для автомобильных дорог, лимиты по отлову животных и т.д.

Лимиты на природопользование устанавливаются с учетом экологической обстановки в регионе, необходимости сокращения сбросов и выбросов, сроков достижения государственных и региональных экологических программ. За сверхнормативное потребление природных ресурсов предусматривается дополнительная плата.

Таким образом, лимиты, как система экологических ограничений, экономическим путем пробуждают природопользователя к бережному отношению к природной среде.

Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование - документ, удостоверяющий право его владельца на использование в фиксированный период времени природного ресурса, а также на размещение отходов, выбросы и сбросы.

Лицензия на комплексное природопользование включает:

  • основные характеристики природного объекта, разрешенного к использованию;
  • сведения о природопользователе;
  • объем прав и ограничения в использовании объекта;
  • порядок и условия внесения платежей за право природопользования;
  • срок действия лицензии и сроки начала работ.

Лицензии могут иметь экономический характер - разрешение на хозяйственное использование природных ресурсов, и экологический - разрешение на выброс, сброс, захоронение вредных веществ и др. Лицензия на комплексное природопользование выдается природоохранительными органами России сроком на один год, но право пользования ею может быть досрочно прекращено, если возникает угроза экологической безопасности населения. Лицензирование природопользования проводится практически по всем видам природопользовательской деятельности.

Принципы неистощимости использования природных ресурсов и охраны природной среды могут быть соблюдены лишь при комплексном природопользовании, то есть в тех случаях, когда использование одного ресурса не оказывает вредного воздействия на другие ресурсы. Поэтому, получив лицензию и пройдя соответствующую экспертизу на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность, природопользователь должен заключить договор о комплексном природопользовании.

Договор предусматривает условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и возмещение вреда. Законодательством предусмотрены и другие виды договоров в сфере природопользования:

1. договор об использовании отдельных видов ресурсов;

2. договор аренды природных ресурсов.

Платность природопользования - плата за использование практически всех природных ресурсов, за загрязнение окружающей среды, размещение в ней отходов производства и за другие виды воздействий.

Принцип платности природопользования широко применяется в ряде экономически развитых стран. А в России введение платежей за использование природных ресурсов явилось следствием рыночных реформ. Установление такой платы стало возможным после отмены исключительной государственной монополии на землю и другие природные ресурсы, превращение земель и других ресурсов в объект купли-продажи и гражданско-правовых сделок. Элементами этой системы становились: попенная плата в лесной промышленности, плата за водные и земельные ресурсы и другие.

В 1991 году принцип "платности использования природных ресурсов" был закреплен в ст. 20 Закона "Об охране окружающей природной среды".

Цели введения платного природопользования:

  • рациональное и комплексное использование природных ресурсов;
  • улучшение охраны окружающей среды;
  • выравнивание социально-экономических условий хозяйствования при использовании природных ресурсов;
  • финансовые интересы государства.

Согласно Закону РФ "Об охране окружающей природной среды", плата за природные ресурсы взимается:

  • за право использования природных ресурсов в пределах установленных лимитов;
  • за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
  • на их воспроизводство и охрану.

При этом право определения и применения нормативов платы за использование природных ресурсов предоставлено Правительству России.

Плата за право пользования природным ресурсом является налогом за природопользование и включена в налоговую систему.

Плата за нерациональное использование природных ресурсов - это форма экономической ответственности природопользователя за ущерб, причиненный в результате несоблюдения норм и правил охраны природных ресурсов и их рационального использования. Иначе - это штрафные санкции в повышенном размере за нерациональное использование ресурсов, в частности, за их перерасход.

Плата за воспроизводство и охрану природных ресурсов - это компенсация затрат, которые понесли организации и ведомства, осуществляющие воспроизводство и охрану отдельных видов природных ресурсов. Этот вид платежей включается в себестоимость продукции, выпускаемой продукции.

Внесение платы за природные ресурсы, включая платежи за сверхлимитное природопользование, не освобождает природопользователя от необходимости выполнения мероприятий по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением, и выполнению мер по охране и воспроизводству природных ресурсов.

Одним из видов платности в использовании природных ресурсов является плата за загрязнение окружающей природной среды.

Плата за загрязнение окружающей природной среды представляет собой возмещение части экономического ущерба от выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, способов загрязнения сточных вод в поверхностные и подземные объекты, а также размещения отходов.

Наши рекомендации