Природопользование как объект изучения курса
Курс "Экономика природопользования" рассматривается как межотраслевая учебная дисциплина, которая синтезирует знания двух научных систем — естественных и общественных. Объект изучения — природопользование.
Природопользование (в широком смысле понимается сейчас как) − особая сфера деятельности, направленная на взаимосвязанное решение задач ресурсообеспечения экономики, ресурсосбережения, сохранения среды жизни людей и охраны разнообразия природы.
Основные направления природопользования:
- ресурсопотребление;
- конструктивное преобразование природы;
- воспроизводство природных ресурсов;
- охрана природы;
- управление и мониторинг.
Одна из главных задач эколого-экономического образования— формирование экологической культуры, в основе которой лежат знания об окружающей природе и практические действия по ее рациональному использованию и охране.
2 Понятие об экологии как науке и общенаучном подходе к решению проблем взаимодействия природы и общества
Экология — относительно молодая наука. Она появилась немногим более ста лет назад. Термин "экология" (от греч. oikos - жилище, местообитание и logos - наука) впервые употребил немецкий биолог Э. Геккель в 1866 г. Он предложил название "экология" для одной из ветвей зоологии, которая бы изучала всеобщность отношений между всеми видами живых существ и окружающей их органической и неорганической средой. Однако настоящим создателем экологии является Ч. Дарвин - основатель учения об эволюции живых организмов. Его "борьба за существование" основывается на сложных взаимоотношениях живых существ как между собой, так и по отношению к неживой природе. Организм и его внешняя среда (живая и неживая) представляют собой две исторически сложившиеся системы, которые находятся в единстве и развитии.
Экология (Э.) — наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой обитания.
Если исходить из определения экологии как науки, изучающей отношения живых существ и их среды (растений, животных и людей), то экологию можно разделить на несколько ветвей: экология растений, экология животных и экология человека. Однако отношение человека к среде обитания коренным образом отличается от отношения к среде обитания других живых существ. Поэтому закономерности взаимоотношений растений и животных со средой нельзя механически переносить на человека.
В современной экологии сложилось два подхода к проблеме взаимоотношений человека и природы.
Первый подход основывается на постулате, что эти взаимоотношения строятся по правилам, устанавливаемым человеком, а законы, управляющие жизнью природных сообществ не распространяются на человека или имеют подчиненное место по отношению к жизни людей. Общество и природа рассматриваются как две разные системы с более существенными внутренними связями. Проблемы окружающей среды рассматриваются как следствие неправильного поведения человека и являются результатом его неправильного поведения. Такой подход называют антропоцентрическим, когда человек и применяемые им технологии находятся в центре экологических проблем.
Второй подход рассматривает человека как биологический вид, остающийся под контролем экологических законов и принимающий во взаимоотношениях с природой ее законы. Согласно такому подходу возникновение и развитие проблем окружающей среды объясняется не только ее загрязнением, но и антропогенным фактором, что приводит к превышению выносливости биосферы и нарушению ее регуляторных функций. Такой подход называют экоцентрическим, указывающим на зависимость природы от человека.
Экоцентризм в отличие от антропоцентризма исходит из представления об объективном существовании единой системы, где все живые организмы взаимодействуют между собой и с окружающей природной средой. Именно принцип целостности (холизм — от греч. holos) важен для понимания проблем современной экологии и для теоретического осмысления и изменения взаимоотношений человека и природы. Этот принцип предполагает, что человек и общество являются объектами экологии.
3 предмет и методология дисцеплины
Следовательно, предметом исследования общей экологии являются био- и геосистемы различных уровней организации и их динамика во времени и пространстве под влиянием внешних и внутренних факторов.
В основах экологии рассматриваются как теоретические, так и прикладные ее аспекты. Основное внимание уделяется природным системам различных уровней: от биосферы до популяции. При характеристике экологических факторов подробно рассматриваются не только абиотические и биотические, но и антропогенные, являющиеся ведущими в перестройке не только макромезосистем, но и всей биосферы, которая переходит в новое состояние - ноосферу. В результате антропогенеза на месте естественных биосистем возникают природно-социально-хозяйственные биосистемы, развивающиеся по законам природы и общества.
Прикладные экологические аспекты включают рассмотрение взаимодействия человечества и природной среды на глобальном, региональном и локальном уровнях, возникающих экологических проблем, влияния отдельных видов хозяйственной деятельности на окружающую природную среду и здоровье человека.
Однако решить многие экологические проблемы современности невозможно без формирования экологической культуры, в основе которой лежат знания об окружающей природе и практические действия по ее рациональному использованию и охране.
4 функции и задачи эколого- экономических исследований
Главными задачами современной экологии в широком смысле являются следующие:
— исследование места и роли человека, цивилизации в существовании экосферы с позиций экологических законов;
— уточнение научных критериев, определяющих экологическую совместимость человека и биосферы;
— определение количественных пределов развития техносферы;
— экологизация сознания людей;
— формирование идеологии и методологии гуманистического экоцентризма;
— мониторинг и диагностика окружающей природной среды;
— разработка прогнозов изменения состояния биосферы;
— экологизация поведения человеческого общества.
5 Связь экологии и экономики природопользования с другими дисциплинами
Подготовка экономистов широкого профиля предполагает взаимодействие всех учебных дисциплин. Курс "Основы экологии и экономика природопользования" имеет наиболее тесные связи с экономической теорией (политической экономией), которая изучает законы общественного производства, распределения и потребления материальных благ. Знание этих законов позволяет осуществить более глубокий анализ эколого-экономических отношений, исследовать их роль и место в общественном производстве.
Велика роль взаимосвязей и с другими экономическими дисциплинами, результаты теоретических изысканий и практической деятельности которых используются при изучении "Основ экологии и экономики природопользования": государственным регулированием, прогнозированием и планированием экономики, финансами и кредитом, бухгалтерским учетом и анализом хозяйственной деятельности, экономикой отраслей хозяйства, статистикой, размещением производительных сил, региональной экономикой и др.
В свою очередь во многих экономических дисциплинах рассматриваются экологические аспекты хозяйственного развития, что обусловлено зависимостью экономических процессов от характера и особенностей взаимодействия общества с природой, необходимостью учета проявлений этого взаимодействия при организации хозяйственной деятельности. Дальнейшее развитие общественного производства немыслимо без его экологической перестройки, экологизации всех его звеньев. В итоге формируются узкоспециализированные научные направления и, соответственно, спецкурсы в учебном процессе — статистика окружающей среды, экология промышленности, сельскохозяйственного производства, туризма и др.
В условиях становления рыночных отношений создаются реальные предпосылки для рационализации природопользования, что связано с процессами повышения экономической самостоятельности предприятий, обеспечения принципов самоуправления регионов, дифференциации форм собственности и другими рыночными механизмами. Поэтому большой интерес для экономики природопользования представляют так называемые "рыночные" экономические дисциплины — менеджмент, маркетинг, макро- и микроэкономика и другие, из которых она черпает сведения об особенностях функционирования рыночной экономики иее возможностях в оптимизации эколого-экономических отношений.
Совершенствование преподавания экологии и экономики природопользования связано с использованием многих теоретических положений и информационных данных естественных и технических наук. Отметим прежде всего тесные связи с широким кругом природоведческих отраслей знаний — геологией, почвоведением, биологией, лесоведением, метеорологией, гидрологией, ландшафтоведением и др. Эти связи основаны на необходимости четкого представления о специфике природных компонентов, которые вовлекаются в эколого-экономические отношения.
Большое значение имеет взаимосвязь курса с географическими науками, разрабатывающими многие сложные проблемы регионального природопользования. Кроме того, в эколого-экономических исследованиях все шире используется важнейший научный метод географии — метод районирования.
Взаимодействия экологии и экономики природопользования с техническими науками обусловлены тем, что экологизация производства, совершенствование технологий с целью снижения негативного воздействия производительных сил на природную среду невозможны без учета новейших достижений науки и техники, их эколого-экономического обоснования
6 история возникновения и развития экологии
Экология как самостоятельная отрасль науки обязана своим происхождением немецкому зоологу-эволюционисту Э. Геккелю. Во втором томе труда "Всеобщая морфология организмов" (1866) он дал ей следующее определение: "Под экологией мы понимаем общую науку об отношениях организмов с окружающей средой, куда мы относим в широком смысле все "условия существования". Они частично органической, частично неорганической природы... К неорганическим относятся физические и химические свойства местообитаний организмов — климат (свет, тепло, влажность и атмосферное электричество), неорганическая пища, состав воды и почвы и т.д. В качестве органических условий существования мы рассматриваем общие отношения организма ко всем остальным организмам, с которыми он вступает в контакт и из которых большинство содействует его пользе или вредит. Каждый организм имеет среди остальных своих друзей и врагов, таких, которые способствуют его существованию, и тех, что ему вредят. Организмы, которые служат пищей остальным или паразитируют в них, во всяком случае, относятся к данной категории органических условий существования".
Как и большинство наук, экология имеет длительную предысторию. Ее обособление в качестве самостоятельной науки в середине XIX в. представляет собой естественный этап накопления большого объема научных знаний о природе. Еще в трудах античных философов встречаются первые попытки обобщения сведений об образе жизни животных и растений, зависимости их от среды обитания, характере распределения и своеобразии в разных природно-климатических условиях. Так, Аристотель (384—322 гг. до н.э.) описывает свыше 500 видов известных ему животных и рассказывает об их поведении. Ученик Аристотеля — "отец ботаники" Теофраст Эрезийский (372—287 гг. до н.э.) приводит сведения о своеобразии растений в разных условиях, зависимости их формы и особенностей роста от почвы и климата.
В средние века интерес к изучению природы ослабевает под давлением богословия и схоластики, но возрождается с новой силой в эпоху Возрождения, великих географических открытий, когда колонизация новых стран послужила толчком к развитию систематики — науки о разнообразии всех организмов на планете. В это время исследователями составлены подробнейшие описания растений и животных, их внутреннего и внешнего строения. Первые систематики — Дж. Рей (1627—1705), К. Линней (1707—1778) и другие, стремясь к созданию полной системы (классификации) органического мира, сообщали и о зависимости растений от условий их произрастания или возделывания, местах обитания и т.п.
В XVII — XVIII вв. экологические сведения составляли нередко значительную часть в записях известных путешественников. В трудах СП. Крашенинникова, И.И. Лепехина, П.С. Пал-ласа и других географов и натуралистов указывалось, что распространение растительности и животного мира в разных частях планеты связано с климатическими особенностями. А Ж.-Б. Ла-марк (1744—1829), автор первого эволюционного учения, считал, что влияние "внешних обстоятельств" — одна из самых важных причин приспособительных изменений организмов, эволюции животных и растений.
Дальнейшему развитию экологического мышления способствовало появление в начале XIX ст. биогеографии. Труды А.Гумбольдта (1769—1859) определили новое, экологическое направление в географии растений. Он ввел в науку представление о том, что "лицо" ландшафта определяется внешним обликом растительности: в сходных зональных и вертикально-поясных географических условиях у растений разных систематических групп вырабатывается сходный внешний облик.
Одним из основоположников классической экологии с полным правом можно назвать профессора Московского университета К.Ф. Рулье (1814—1858), который широко пропагандировал необходимость развития особого направления в зоологии, посвященного всестороннему исследованию жизни животных, их сложных взаимосвязей с окружающим миром (взаимоотношения родителей и потомства, отношения между животными разных видов, их взаимодействие с растениями, почвой, зависимость от физических условий и т.п.). К.Ф. Рулье разработал широкую систему экологических исследований животного мира.
В 1859 г. появилась книга Ч. Дарвина "Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь". В этом труде показано, что борьба за существование в природе, под которой автор понимал все формы противоречивых связей вида со средой, приводит к естественному отбору, то есть является движущим фактором эволюции. Стало ясно, что взаимоотношения живых существ и их связи с неорганическими компонентами природы ("борьба за существование") — большая самостоятельная область исследований.
В 1866 г., благодаря Э. Геккелю, эта новая область знаний получила название "экология", развернутое определение которой приведено в начале данной темы. Интересно, что Э. Геккель позднее отрекся от введенного им названия, заменив его на "экономию природы", однако термин "экология" постепенно получил всеобщее признание.
В конце 70-х годов XIX в. в экологии возникло новое направление — биоценология. Немецкий гидробиолог К. Мёбиус обосновал представление о биоценозе как глубоко закономерном сочетании организмов в определенных условиях среды, обусловленном длительной историей приспособления видов друг к другу и к сходной экологической обстановке. Учение о растительных сообществах обособилось в отдельную отрасль ботанической экологии — геоботанику, основные положения которой были разработаны в трудах Г.Ф. Морозова и В.Н. Сукачева на основе учения о лесе.
В начале XX ст. оформились экологические школы гидробиологов, ботаников, экологов, в каждой из которых развивались определенные стороны экологической науки. В 1910 г. на III Ботаническом конгрессе в Брюсселе экология растений официально разделилась на экологию особей, отдельных видов (аутоэкологию) и экологию сообществ (синэкологию). Это деление распространилось и на экологию животных. В 1913—1920 гг. были организованы экологические научные общества, основаны журналы, экологию начали преподавать в университетах.
В 30-е годы оформилась новая область экологической науки — популяционная экология (демэкология), основоположником которой следует считать английского ученого Ч. Элтона. Центральными проблемами экологии популяций стали внутривидовая организация и динамика численности организмов. Исследования популяций (совокупностей особей одного вида) в экологии в значительной мере были обусловлены запросами практики: острой необходимостью разработки основ борьбы с вредителями и конкурентами в сельском и лесном хозяйстве, истощением запасов ряда ценных промысловых животных, открытием роли некоторых диких животных в распространении паразитов и вредителей, возбудителей болезней человека и домашнего скота.
К 40-м годам в экологии возник принципиально новый подход к исследованию природных экосистем: в 1935 г. английский ученый А. Тенсли выдвинул понятие экосистемы, а в 1940 г. В.Н. Сукачев обосновал представление о биогеоценозе. В этих понятиях нашла отражение идея о единстве совокупности организмов с абиотическим окружением, о закономерностях, которые лежат в основе связи всего живого и окружающей неорганической среды — о круговороте веществ и превращениях энергии.
В послевоенное время, с конца 50-х годов экология продолжала стремительно развиваться. Появились исследования миграции живого вещества и энергии, стали бурно внедряться методы математического моделирования, позволившие описать многие экологические закономерности. Была получена развернутая картина возможных вариантов динамики популяций, сформулированы важные принципы совместного существования видов в сообществе, описаны сложные процессы их метаболизма. Фактически именно эти результаты стали основой для решения задач программирования урожая, расчета эффективных схем управления сельскохозяйственными посевами и т.п.
За последние 20 лет экология в нашей стране сделала большой скачок и стала одной из наиболее значимых наук, в центре изучения которой находятся экосистемы. Живые организмы вместе с окружающей их средой образуют сложную кибернетическую систему. Ее сложность обусловлена не только большим разнообразием входящих в систему элементов, но и их разнородностью, многообразием возникающих между ними связей. Задачи оптимального управления природной средой, стоящие перед человечеством, требуют рассмотрения в качестве составляющих сложной системы не только элементов живой и неживой природы, но и воздействующих на них сооружений, механизмов, машин, созданных человеком. В наши дни стало общепризнанным то, что экологические принципы и теории применимы как к редким растениям и животным в их естественных условиях обитания, так и к человеку. Эту отрасль экологии, изучающую экологические принципы, необходимые для устойчивого развития человеческого сообщества, часто называют наукой об окружающей среде.
К сожалению, использование природных богатств на протяжении всей истории осуществлялось человеком при полном незнании законов экологии, что привело к тяжелым и часто непоправимым последствиям, в частности, к истощению природных ресурсов и колоссальному загрязнению среды обитания. Прежде чем человеку удастся найти решение ряда жизненно важных проблем предстоящего тысячелетия (таких, как удовлетворение потребностей в воде и пище возрастающего населения планеты), необходимо срочно предпринять хотя бы паллиативные меры, позволяющие обеспечить жизнь человеку завтрашнего дня. Но чтобы действовать, надо знать, как. Экология и оказывается тем биологическим и мировоззренческим фундаментом, на который может опереться человек в принятии превентивных мер, направленных на сохранение окружающей природы.
7 основные понятия экологии
Распространение живых организмов определяется в первую очередь средой, в которой они обитают.
Среда – это совокупность факторов и элементов, воздействующих на организм в месте его обитания. Приспособление организмов к воздействию факторов окружающей среды называется адаптацией. Способность к адаптации – одно из важнейших свойств живого. Выживают только приспособленные организмы, приобретающие в процессе эволюции признаки полезные для жизни. Эти признаки закрепляются в поколениях благодаря способности организмов к размножению.
Окружающая среда (или окружающая природная среда) обычно понимается та часть природы, на которую простирается влияние человека.
Элементы среды, воздействующие на живые организмы, называются экологическими факторами. По своему происхождению и специфике влияния экологические факторы делят на три основные группы:
— абиотические факторы— это свойства неживой природы, которые прямо или косвенно влияют на живые организмы, определяя условия их существования (температура, свет и другая лучистая энергия, влажность и газовый состав воздуха, атмосферное давление, осадки, снежный покров, ветер, солевой состав воды, почвы, рельеф местности и т.п.);
— биотические факторы— это все формы воздействия живых существ друг на друга. Каждый организм испытывает прямое или косвенное влияние других особей, вступает во взаимоотношения с представителями своего или иных видов (растений, животных, микроорганизмов), зависит от них или сам оказывает воздействие;
— антропогенные факторы— все формы деятельности человека, которые приводят к изменению природы как среды обитания других видов или непосредственно сказываются на условиях их существования. К таким факторам относится воздействие промышленности, сельскохозяйственного производства, транспорта и всех других форм ведения хозяйства. Антропогенные воздействия на живой мир планеты продолжают возрастать.
Любой из экологических факторов может то проявляться как непосредственная причина изменения обмена веществ, то действовать косвенно, влияя на жизнедеятельность организмов, изменяя среду обитания.
Под воздействием экологических факторов живые организмы объединяются в определенные иерархические системы, которые представляют собой разные уровни организации живого вещества: популяции, сообщества и экосистемы.
Популяцией называют группу особей одного вида, занимающую определенное пространство и обладающую необходимыми возможностями для поддержания своей численности в постоянно изменяющихся условиях среды. Слово "популяция" происходит от латинского populus — народ, население.
В природе популяции разных видов объединяются в системы более высокого ранга — сообщества. Сообщество (биотическое) — это совокупность популяций, населяющих определенную территорию. Сообщества организмов связаны энергетическими связями с неорганической средой. Наименьшей единицей, к которой может быть применен термин "сообщество", является биоценоз (термин введен К. Мёбиусом в 1877 г.).
Биоценозами называют группировки совместно обитающих и взаимосвязанных организмов. Масштабы биоценозов различны — от сообществ нор, муравейников, листвы деревьев до населения целых ландшафтов — лесов, степей, пустынь и т.п.
Биота (от греческого biote — жизнь) — совокупность видов растений, животных и микроорганизмов, объединенных общей областью распространения. В отличие от биоценоза, может характеризоваться отсутствием экологических связей между видами.
Пространство, занимаемое биоценозом, называется биотопом. Биоценоз и его биотоп представляют собой два нераздельных элемента, образующих более или менее устойчивую систему, именуемую биогеоценозом.
Экологическая система, или экосистема — это единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, в котором все компоненты связаны между собой обменом вещества и энергии.
Биогеоценоз и экосистема — понятия сходные, но не тождественные. Иными словами, биогеоценоз — это частный случай экосистемы, всегда явление естественное, даже в случае воздействия на него человека. Экосистема же может быть целиком искусственной (аквариум, космический аппарат и т.п.).
Главным свойством экосистемы является кругооборот вещества и энергии.
В процессе жизни на земле происходит круговорот биологически важных веществ и перенос энергии от ее источников (растений) через ряд организмов. Этот процесс называется трофической (пищевой) цепью.
Каждая экосистема содержит совокупность животных и растительных организмов, которые по формам питания можно разделить на две группы:
- автотрофы(кормящие себя сами) — зеленые растения, способные осуществлять фотосинтез и использующие минеральные элементы для роста и воспроизводства. Автотрофные растения — это продуценты экосистемы (от латинского producens — производящий), создающие органические вещества из неорганических. Из этих органических веществ и образуются ткани растений и животных. Фотосинтезирующие растения продуцируют пищу для всех остальных организмов экосистемы, поэтому их и называют продуцентами;
- гетеротрофы(питающиеся другими) — организмы, которым для питания необходимы органические вещества. Эти организмы имеют значительно более сложный обмен веществ. В свою очередь все гетеротрофы подразделяются на организмы-потребители (консументы) и организмы, разлагающие органические вещества на исходные неорганические компоненты (редуценты).
Консументы (от латинского consumo — потребляю) — это организмы, потребляющие органические вещества. К ним относятся как простейшие, черви, рыбы, моллюски, насекомые и другие членистоногие, пресмыкающиеся, птицы, так и млекопитающие, включая человека.
Редуценты (от латинского reducens — возвращающий, восстанавливающий) — организмы, разлагающие мертвое органическое вещество. К ним относятся всевозможные сапрофитные бактерии, грибы и животные — детритофаги, питающиеся мертвым или частично разложившимся органическим веществом — детритом. В почве это мелкие беспозвоночные, питающиеся отбросами, например, мелкие клещи, земляные черви, многоножки; в водных экосистемах — моллюски, крабы и черви; при гниении — бактерии; при разложении растительного опада — грибы.
Очевидно, что ни один организм не существует вне связи с другими. Каждый может жить, только взаимодействуя с окружающей средой, в рамках определенной экосистемы. Наглядным примером в этом смысле является лес. В экологической системе все связи между организмами соединены между собой и образуют сложную цепь пищевых взаимоотношений, или трофические цепи (продуценты — консументы — редуценты), поскольку пища — важнейший фактор жизнедеятельности организмов.
Особая трофическая связь в биоценозе — паразитизм, при котором один вид — хозяин — служит для другого — паразита — не только источником пищи, но и местом постоянного или временного обитания (например, фитофтора). Существуют и взаимополезные связи между видами (бобовые — клубеньковые бактерии), называемые симбиозом.
Совокупность множества параметров среды, определяющих условия существования того или иного вида и его функциональные характеристики представляет собой экологическую нишу. Экологическая ниша включает не только положение вида в пространстве, но и функциональную роль его в сообществе (например, трофический уровень, или место в пищевой цепи) и его положение относительно абиотических условий существования (температура, влажность и т.п.). По Н.Ф. Реймерсу, экологическая ниша — это совокупность условий жизни внутри экологической системы, предъявляемых к среде видом или его популяцией
Сукцессия(от латинского successio — преемственность) — последовательная смена одного биоценоза другим. Суть этого явления заключается в том, что под влиянием внутреннего развития биоценозов, их взаимодействия с окружающей средой они постепенно "стареют" и сменяются другими типами биоценозов. Так, озеро, зарастая, превращается в болото; болото, высыхая, трансформируется в луг; в лесу после пожара сменяются породы.
8 учение ви Вернадского о биосыере
Основы представлений современной экологии о взаимосвязи и взаимодействии живой и неживой природы сформированы В.И. Вернадским. В настоящее время учение В.И. Вернадского о биосфере является естественнонаучной базой охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. В соответствии с этим учением биосфера состоит из связанных между собой живых веществ биогенного, косного, биокосного, радиоактивного веществ, а также веществ космического происхождения и рассеянных атомов.
В.И. Вернадский представил биосферу как единое целое с взаимоувязанными, взаимообусловленными и сбалансированными процессами. В основе существования биосферы находится биологический круговорот, где одни организмы живут за счет отходов других. При этом основными функциями живого вещества биосферы являются: энергетическая, концентрационная, деструктивная, средообразующая, транспортная.
Суть учения состоит в признании особо важной роли живого вещества, которое изменяет облик планеты. Роль живых организмов в следующем: прокариоты — фотосинтезирующие и хемосинтезирующие организмы вовлекают в биохимические циклы новые неорганические вещества, связывая азот, что не могут выполнять другие организмы, имеющие ядро; грибы — специализируются на разрушении органических веществ; растения - являются продуцентами, фиксируют солнечную энергию организмов; животные — представляют собой "транспорт" биосферы.
По представлениям В.И. Вернадского, основным движущим фактором развития биосферы является биохимическая энергия живого вещества. Современная биосфера сформировалась в результате длительной эволюции как результат постоянного взаимодействия абиотических и биотических факторов. Вначале жизнь была представлена анаэробными бактериями. В дальнейшем с появлением в биосфере фотосинтезирующих автотрофов (цианобактерий и синезеленых водорослей) стала проявляться созидательная роль живого вещества, а появление водорослей и наземных растений стало решающим при формировании биосферы, т.к. их деятельность способствовала накоплению в биосфере свободного кислорода, что признано важнейшим этапом эволюции. Одновременно развивались гетеротрофы.
По утверждению В.И. Вернадского, главным фактором миграции химических элементов в земной коре являются живые организмы. Их огромное количество и действие в течение бесконечно большого промежутка времени является главным геологическим эффектом. Вся геологическая история Земли сопровождалось жизнью, а значит, современное живое вещество генетически связано с живым веществом прежних геологических эпох.
Современная теория корректирует представление о структуре и функциях биосферы, т.к. значительная часть биогенных и биокосных веществ, расположенных в глубоких недрах, фактически выведена из текущего естественного биотического круговорота и поэтому их не относят к биосфере как таковой. Биосфере присущи вещества, процессы, элементы, характеристики, которые находятся под контролем современной глобальной биоты.