А 31. укажите языковые средства, с помощью которых связаны между собой 4 и 5 предложения
Год. Вариант 2
А1. Пишется А на месте пропуска в словах:
1. з...рница
2. р…вняйся на меня
3. прик...снуться
4. подр...стковый
5. пол...скать щенка
А 1 | (2,31 балла) |
А2. Пишется «Е» на месте всех пропусков в словах:
1. пр...купить семян, пр...клонить голову
2. пр...следовать, знаки пр...пинания
3. разр...дить обстановку, заж...гший свечу
4. заст...лить скатерть, аккомпан...мент
5. пр...цедент, ид...ология
А 2 | (2,65 балла) |
А3. Двойные согласные пишутся в словах:
- апе(л/лл)яция
- ди(л/лл)ер
- то(н/нн)ель
- ра(с/сс)рочка
- эста(ф/фф)ета
А 3 | (2,31 балла) |
А4. Пишется «О» на месте всех пропусков в примерах:
1. знач…к
2. ож...г руки
3. с манеж...м
4. туш...нка
5. вооруж...н
А 4 | (2,65 балла) |
А5. Одна и та же буква пропущена в рядах:
1. традиц...я, огурц...
2. куниц...н хвост, пред...нфарктное состояние
3. без...звестный, ц...рк
4. в...юга, с...ехать
5. напроч..., медал...он
А 5 | (2,31 балла) |
А6. Пишется «И» на месте всех пропусков в рядах:
1. отдыхать в Болгари..., в согревающ...х лучах
2. дымч...тый, дружоч...к
3. масл...це, протал...нка
4. для Мари..., доверч...вый
5. на взгорь..., кали...вые разработки
А 6 | (2,31 балла) |
А7. Пишется «И» на месте пропуска в примерах:
- он раскле...т объявления, заброш...ный участок
- вывал...нный в грязи, бор...шься с собою
- завис...шь от родителей, он дыш...т ровно
- снег раста...т, ветер колыш...т
- корч...мся от смеха, чист...м дом
А 7 | (2,31 балла) |
А8. «НЕ» пишется раздельно во всех случаях в рядах:
- (не)вникая в подробности, совсем (не)веселое настроение
- отнюдь (не)знакомый человек, ничего (не)сказано
- (не)выполненное вовремя задание, полотенце (не)положено на место
- (не)высокий, но сильный человек; (не)дооценить противника
- далеко (не)тактичное поведение, еще (не)решенная задача
А 8 | ( 2,65 балла) |
А9. Укажите номера пропусков, где пишется «НИ»:
Он был гостеприимен, но н...кто(1) н...(2)льстился на это; он охотно тратил деньги, но н....(3) полезного, н...(4) приятного результата это н...(5)приносило.
А 9 | (4,35 балла) |
А10. Пишутся через дефис слова:
1) изумрудно(зеленый)
2) восточно(сибирский)
3) радио(сигнал)
4) пол(огурца)
5) фабрично(заводской)
А 10 | (2,65 балла) |
А11. Раздельно пишутся выделенные слова в предложениях:
- Жюри конкурса (в)последствии обсудило результаты голосования.
- (За)чем он пугал меня?
- Петька (на)ходувскочил на подножку вагона.
- (В)началедекабря был первый экзамен.
- Расстегнуть пальто(на)распашку
А 11 | (2,65 балла) |
А12. Тире ставится на месте пропуска в предложениях:
1. Она улыбнется _ солнце красное взойдет.
2. Решетка Летнего сада в Петербурге _ одно из лучших украшений набережной Невы.
3. В новом микрорайоне были построены сад, школа, прачечная, почта _ все, что необходимо новоселам.
4. Всюду царствовало безмолвие _ в поле, в роще, на реке.
5. Павел чувствует _ чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше кисти.
А 12 | (2,65 балла) |
А13. В каких предложениях расстановка знаков препинания соответствует приведённой ниже схеме (учтите, что знаки препинания не расставлены)?
[…,/деепричастный оборот/,…].
1. Она подняла штору и вскочив на подоконник рванула форточку.
2. Снаружи моросил дождь сопровождающийся небольшими раскатами грома и сверкала молния.
3. Евгений и Михаил не бежали, а шли медленно несмотря на приближающуюся опасность.
4. Я смотрел как восходит солнце не отрывая глаз.
5. Мальчик убирая в своей комнате нашёл огромное количество давно потерянных вещей.
А 13 | (2,65 балла) |
А14. Укажите предложения, в которых выделенные слова (словосочетания) являются вводными (учтите, что знаки препинания не расставлены):
- Владимир к большому сожалениюстрелял не очень хорошо.
- Канонада стала слабее однако трескотня ружей сзади и справа слышалась все чаще.
- И вот наконец ночью бурые дождливые облака иссякли.
- По-моему это был рассказ не о чем.
- Для меня очевидно что за два месяца подготовиться к такому испытанию невозможно.
А 14 | (3,48 балла) |
А15. Какие предложения соответствуют приведённой ниже схеме (учтите, что в предложениях знаки препинания не расставлены)?
[ ], и [ ].
1) В парке ухал филин и был слышен стук дятла.
2) Один участник конкурса изначально был не равен другому и это было очевидно.
3) Петр принес огромный букет состоявший только из белых роз и небольшое но очень красивое кольцо.
4) По озеру плавали небольшие лодочки и всем наблюдавшим отчего-то было весело.
5) По стенам стекали струйки воды и кое-где вверху просматривались прожилки слюды.
А 15 | (2,71 балла) |
А16. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:
1. В ту минуту, когда я собирался ложиться, широкая полоса лунного света вдруг озарила комнату, и я увидел темный сверток, лежащий шагах в пяти от меня.
2. Пушкин не скрывал, что, если бы во время восстания он находился в Петербурге, то был бы вместе с декабристами.
3. Недовольный, он уже хотел уходить, но, обогнув следующий стенд, внезапно остановился, всматриваясь в большую гравюру, висевшую среди мелких карандашных набросков.
4. В ярком и мертвенном блеске молний избы в деревне казались прозрачными, и если за стенами ничего не было видно, то лишь потому, что за ними ничего не было.
5. Он охотно рассказывал им то, что случилось в тех местах, откуда он прибыл и что он видел по дороге.
А16 | (2.71 балла) |
А 17. Укажите сложные бессоюзные предложения, в которых на месте пропуска ставится двоеточие, так как вторая часть содержит пояснение, уточнение того, о чем говорится в первой.
1. Страшная мысль мелькнула в уме моём _ я вообразил её в руках разбойников.
2. Всю дорогу до Москвы мы молчали _ голосов слышно не было из-за шума мотора.
3. Погода была ужасная _ ветер выл, мокрый снег падал хлопьями...
4. Шестнадцать лет служу _ такого еще со мной не было ни разу.
5. Только в одном друзья были похожи друг на друга _ оба были талантливы.
А17 | (2.71 балла) |
А18. Укажите предложения с правильным пунктуационным оформлением чужой речи:
- Мама сказала: «Спи, сынок, завтра рано вставать».
- По словам В. Гюго: «Высший суд — суд совести».
- «Где мы сели?» — спросил генерал. — «Это Полесье» — «Вы уверены?».
- Дети закричали: «Волк!» — и бросились врассыпную.
- Она спросила:
—Ты откуда?
А 17 | (2,71 балла) |
А19. Запятая на месте всех пропусков ставится в предложениях:
1. Взрослые __ как и дети __ любят кататься на лодке.
2. Он думал долго __ как ему следует поступить в сложившейся ситуации.
3. Море было __ как молоко __ в тот вечер.
4. Мама __как врач __ знала симптомы этой болезни.
5. Это растение применяется __ как лекарственное средство.
А 18 | (3,45 балла) |
А20. Укажите номера пропусков, на месте которых нужно поставить запятую:
1. Проехавши пять верст, Чичиков вспомнил, что здесь _ (1) по словам Манилова _ (2) и должна была находиться деревня _ (3) но шестая верста пролетела мимо, а селения все еще не было _ (4) и _ (5) если бы не два мужика, попавшихся навстречу, то вряд ли бы он попал в гости.
А 19 | (2,31 балла) |
А21. Укажите слова, в которых все согласные звуки звонкие:
1) груздь
2) мозг
3) выдавай
4) виноград
5) гной
А21. | (2,65 балла) |
А22. От слова ГЛАДИТЬ образованы слова:
1.гладивший
2. выгладить
3. гладь
4. разгладиться
5. наглаженный
А 22 | (2,31 балла) |
А23. В каких предложениях выделенное слово является прилагательным:
1. Иной человек говорит не думая.
2. Нагревательныеприборы следует выключать перед уходом из дома.
3. Освещающийся фонарем отрезок дороги.
4. Статья была написана Иваном на этот раз грамотнее обычного.
5. Советское поколение выпускников было в десятки раз грамотнее нынешних.
А 23 | (2,71 балла) |
А 24. Определите, какие морфологические признаки соответствуют выделенному в предложении слову:
Чья-то огромная тень заметалась в освещенном солнцем пространстве.
1. нач. форма - заметаться
2. совершенного вида
3. переходный глагол
4. в форме изъявительного наклонения
5. в форме 3 лица
А 24 | (3,48 балла) |
А25 Речевые нормы нарушены в предложениях:
1. Спортсмены нашей страны лидировали первыми.
- Победитель взял себе львиную часть выигрыша команды.
- Наш класс снова станет победителем.
- Повседневная задача — поднять на должную высоту воспитательную работу.
- Удачливый рыбак поймал огромного сома.
А 25 | (2,65 балла) |
А26 Укажите предложения, в которых правильным является первый из предложенных в скобках вариантов:
- В сумке находилось несколько (килограммов, килограмм) яблок.
- У (двух, двоих) девушек были хорошие шансы на победу в конкурсе «Мисс Беларусь».
- Виталий — самый (интереснейший, интересный) собеседник.
- У двух бочек не было (доньев, днов).
- В новой партии не хватало одной пачки с (двухстами, двумястами) книгами.
А 26 | (2,65 балла) |
А27 Синтаксические нормы нарушены в предложениях:
- Встречи коллег позволяют наладить обмен передового опыта.
- Опавшие с деревьев листья шуршали под ногами прохожих.
- Задумавшись, ему в голову пришла совершенно неожиданная мысль.
- В соревнованиях принял участие сорок один человек.
- В экологической конференции приняли участие химики, биологи, ученые, физики и нанотехнологи.
А 27 | (3,29 балла) |
А 28. ПРАВИЛЬНЫМИ ЯВЛЯЮТСЯ УТВЕРЖДЕНИЯ:
- Количество слогов в слове определяется количеством согласных.
- Устаревшие слова и неологизмы относятся к пассивному словарному запасу.
- Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени.
- Обобщающее слово является таким же членом предложения, что и однородные члены.
- Сфера применения публицистического стиля — деловые отношения между людьми, учреждениями.
А 28 | (3,29 балла) |
Текст к заданиям А29 – А32 и В1 – В4
(1)Ошибочная смысловая связь слов – одна из самых распространенных стилистических ошибок (если не самая распространенная). (2) Такие ошибки часто являются грубыми, даже вызывают комический эффект, поэтому они невольно привлекают к себе внимание читающих.
(3) О распространенности этой ошибки свидетельствует и тот факт, что ей посвящено пять правил практической стилистики: правило о союзном слове «который», правило о причастном обороте, правило о родительном приименном, правило о наречии, правило о союзе «и» при однородных членах. (4) Каждое из этих правил охватывает только одну грамматическую ситуацию. (5) Между тем в реальной речевой практике ошибочная смысловая связь возникает более чем в пятидесятиграмматических конструкциях.
(6) Чтобы уверенно распознать в тексте ошибочную смысловую связь слов, необходимы структурно-семантические условия, при которых она возникает. (7) Эти условия выявляются в процессе сопоставительного анализа значительного количества предложений и микротекстов с ошибочной смысловой связью слов. (8) Сопоставление помогает обнаружить устойчивые признаки, которые становятся основой классификации.
А29. ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ И ОПРЕДЕЛИТЕ, КАКАЯ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ НИЖЕ ПОДТЕМ НЕ НАШЛА ОТРАЖЕНИЕ В ТЕКСТЕ:
1) неправильная смысловая связь слов – одна из самых распространенных стилистических ошибок
2) пять правил практической стилистики
3) условия для выявления ошибочной смысловой связи слов
4) речевые ошибки достаточно распространены в речи
5) нарушения нормы построения предложений с деепричастными оборотами
А 29 | (2,31 балла) |
А30. УКАЖИТЕ, КАКИЕ ИЗ ПРИВЕДЕННЫХ НИЖЕ ХАРАКТЕРИСТИК СООТВЕТСТВУЮТ ТЕКСТУ:
1) стиль текста -- публицистический
2) стиль текста – научный
3) тип речи -- рассуждение с элементами описания
4) тип речи – повествование
5) жанр речи – статья
А 30 | (2,31 балла) |
А 31. УКАЖИТЕ ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ 4 и 5 ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
- Определительное местоимение
- Лексический повтор
- Подчинительный союз
- Синонимы
- Синтаксический параллелизм
А 31 | (2,31 балла) |
А 32. УКАЖИТЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ, КОТОРЫЕ СООТВЕТСТВУЮТ СЛОВУ, ВЫДЕЛЕННОМУ В ПРЕДЛОЖЕНИИ №6:
1) употреблено в значении «отличить»
2) употреблено в значении «найти»
3) синоним – «разыскать»
4) синоним – «понять»
5) антоним – «идентифицировать»
А 32 | (2,65 балла) |
Часть В
В 1. Найдите в 1-м предложении слово, строение которого соответствует схеме:
корень+ суффикс+ суффикс + суффикс +окончание
В 1 | (3,48 балла) |
В 2. Найдите в предложении №6 словосочетание, вид подчинительной связи в котором -- примыкание. Выпишите из него зависимое слово в область ответов в форме, в которой оно употреблено в тексте.