Государственная экологическая экспертиза
ФЗ об экологической экспертизе 1995 г.
Экологическая экспертиза - это деятельность по установлению соответствия намечаемой деятельности экологическим требованиям.
Не смотря на то, что процедура ОВОЗ и экологическая экспертиза (ЭЭ) тесно связаны, у них есть отличия:
1) ОВОЗ проводится самим заказчиком на стадии разработки обосновывающей документации, ЭЭ - специальными экспертным комиссиями, образованными государственными органами в отношении уже законченной документации, содержащей в себе результаты ОВОЗ.
2) ОВОЗ является основой подготовки экологически значимых хозяйственных и иных решений, а ЭЭ создает правовые предпосылки для их принятия. В ЭЭ сбором материалов никто не занимается, а дается оценка уже собранных при ОВОЗ. Истребовать можно дополнительные материалы при недостатке предоставленных.
Государственное и общественная экспертиза, различия.
По субъектам отличаются. Государство и общество.
По объектам отличается. Если в общественной под государственную тайну попадает, то не проводится. А в государственной проводится.
По результатам.
По времени.
Принципы проведения ЭЭ:
1) комплексность оценки воздействия на окружающую среду.
2) обязательность учета требований экологической безопасности.
3) достоверность и полнота информации, представляемой на ЭЭ.
4) независимость экспертов.
5) научная обоснованность, объективность и законность заключения экспертизы.
6) гласность, учет общественного мнения, участие общественности.
7) ответственность участников экспертизы за обоснованность выводов и заключений.
По времени проведения экспертизы бывают первичные и повторные.
По результатам: с положительным и отрицательным заключением.
По ФЗ об ЭЭ выделяют 2 вида экспертиз: государственная и общественная экспертизы.
7.1. Проводится на федеральном и региональном уровнях. Органом компетентным проводить ГЭЭ. ГЭЭ проводит РосПриродНадзор, формируют специальные экологические комиссии и территориальными органами РосПриродНадзора в субъектах федерации.
Объекты экспертизы: проекты соглашений о разделе продукции, проекты технической документации на новую технику и технологии, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также техническая документация на новые вещества, которые могут поступать в окружающую среду, проектная документация объектов, связанных с размещением отходов 1-5 классов опасности и ряд других.
Из числа объектов ГЭЭ исключены строительная регламентация капитального строительства. В составе ГЭ может проводится ГЭЭ но если это строится на определенных особо охраняемых территориях (шельф).
Порядок проведения ГЭЭ. Несколько этапов:
1) предоставление материалов, в которые входят документация содержащая материалы ОВОЗ, положительные заключения и документы согласований ИОГВ и ОМСУ. Материалы обсуждений объекта экспертизы с гражданами и общественными организациями, организованными ОМСУ.
2) регистрация материалов в уполномоченном государственном органе и проверка полноты и достаточности представленных материалов.
3) ГЭЭ проводится при условии ее предварительной оплаты заказчиком. Она должна начаться не позднее месяца после ее оплаты.
4) формирование экспертной комиссии. В состав экспертной комиссии входят внештатные эксперты и в случаях, прямо предусмотренных законодательством, (крайне редко) в состав экспертных комиссий могут включаться ДЛ РосПриродНадзора. Экспертом может быть научный или практический работник, обладающий необходимыми знаниями по исследуемому объекту. Не могут привлекаться в качестве экспертов представители заказчика документации и разработчики проекта, а также граждане состоящие в трудовых или иных договорных отношениях с заказчиком или разработчиком проекта. Срок не регулируется законом, но он не должен превышать 6 месяцев. Он зависит от сдожности представленного объекта.
5) проведение экспертной комиссией ГЭЭ. В процессе работы экспертной комиссии проводятся следующие мероприятия:
-1- проводится организационное заседание, на котором определяются основные направления работы экспертов и экспертных групп, выдаются задания экспертам.
-2- подготавливаются индивидуальные и групповые экспертные заключения, на основании которых составляется проект сводного заключения.
-3- заседания экспертной комиссии оформляется в форме протоколов, которые подписываются руководителем и ответственным секретарем.
-4- при одобрении сводного заключения за него должно проголосовать не менее 2/3 списочного состава комиссии. Подписывается все. Составом комиссии, независимо от согласия. При несогласии отдельных членов с общим заключение к общему заключению несогласные прикладывают свое особое мнение с соответствующей пометкой.
6) подготовка заключения. Заключение должно содержать в себе обоснованные выводы о возможности или невозможности намечаемой деятельности. Оно может быть положительным или отрицательным. Отрицательное заключение может быть 2х видов: -1- полностью запрещающее намечаемую деятельность и -2- содержащее в себе возможность переработки и доработки материалов. И то, и другое заключение может быть обжаловано в суде. Заключение ГЭЭ рассылаются всем заинтересованным лицам: заказчику, ОГВ, ОМСУ, финансовым учреждениям.