Общие знания и навыки аудиторов и руководителей аудиторских групп системы менеджмента качества
Аудиторы должны обладать знаниями и умениями в следующих областях[52]:
1. Принципы, процедуры и методы аудита, позволяющие аудитору выбирать такие способы работы, которые соответствуют различным аудитам и обеспечивают последовательное и систематичное их проведение.
Аудитор должен уметь:
· применять принципы, процедуры и методы аудита;
· результативно планировать и организовывать работу;
· проводить аудит в согласованные сроки;
· расставлять приоритеты и концентрироваться на важных вопросах;
· собирать информацию путем результативных опросов, наблюдений и анализа документов, включая записи и данные;
· понимать применимость и последствия использования метода выборки для аудита;
· проверять точность собранной информации;
· подтверждать достаточность и соответствие свидетельств аудита для обоснования наблюдений и заключений по результатам аудита;
· оценивать факторы, которые могут повлиять на надежность наблюдений и заключений по результатам аудита;
· использовать рабочие документы для регистрации действий по аудиту;
· подготавливать отчеты по аудиту;
· обеспечивать конфиденциальность и безопасность информации;
· результативно общаться самостоятельно, используя знание языка, или через переводчика;
2. Система менеджмента и справочные документы, позволяющие аудитору понять объем аудита и применить критерии аудита.
Знания и умения в этой области должны охватывать:
· применение систем менеджмента для различных организаций;
· взаимодействие между составными элементами системы менеджмента;
· стандарты на системы менеджмента качества, применимые процедуры или другие документы системы менеджмента, используемые как критерии аудита;
· понимание различия между справочными документами и приоритетности тех или иных документов;
· применение справочных документов к различным ситуациям в процессе аудита;
· информационные системы и технологии утверждения, обеспечения безопасности, рассылки и управления документами, данными и записями;
3. Организационные ситуации, позволяющие аудитору понимать производственную ситуацию в организации.
Знания и умения в этой области должны охватывать:
· размер, структуру, функции организации и взаимосвязи (подразделений) внутри нее;
· общие бизнес-процессы и относящуюся к ним терминологию;
· культурные и социальные традиции проверяемой организации;
4. Применимые законы, технические регламенты и другие требования, относящиеся к соответствующей дисциплине, позволяющие аудитору работать с учетом и пониманием требований, которые применимы к проверяемой организации.
Знания и умения в этой области должны охватывать:
· местные, региональные и национальные кодексы, законы, нормативные правовые акты и технические регламенты;
· контракты и соглашения;
· международные договоры и конвенции;
· другие требования, которые касаются организации, и выполнять которые организация обязалась.
Руководители аудиторских групп должны обладать дополнительными знаниями и умениями в руководстве аудитом для обеспечения его результативности и эффективности. Руководитель аудиторской группы должен быть способен[53]:
· планировать аудит и результативно использовать ресурсы в процессе аудита;
· представлять аудиторскую группу при контактах с заказчиком аудита и проверяемой организацией;
· организовывать и руководить членами аудиторской группы;
· обеспечивать руководство и сопровождение работы аудиторов-стажеров;
· руководить аудиторской группой при вынесении заключений по результатам аудита;
· предупреждать и разрешать конфликты;
· подготавливать и завершать отчет (акт) по аудиту.