Федеральная служба по экологическому технологическому и атомному надзору

Структура и основные механизмы экологического нормирования

Направления экологического нормирования   Основные цели   Разновидности нормирования   Нормативы   Механизмы и критерии    
Санитарно-гигиеническое   Безопасность жизнедеятельности и сохранение генетического фонда человека   Концентрации, уровни и дозы вредных воздействий   Критерии качества компонентов ОС   Риск (заболеваний, аварий и т. д.)   ПДК, ПДУ, ОДК, ОБУВ   ИЗВ, ИЗА, ZС, ИХЗ   ПДВ индивидуального и группового риска Лимитирование на основе принципа пороговости действия и принципа приемлемого риска.     Лимитирование на основе концепции приемлемого риска
Производственно-ресурсное: а)безопасности производства     б)рационального использования и охраны природных ресурсов   Экологическая безопасность производственных процессов и конечной продукции   Охрана, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов Объемы вредных воздействий и отходы производства и потребления     Изъятие и использование ресурсов (лесных, земельных, водных, минеральных, животных и т. д.) Лимиты образования и захоронения отходов, ПНООЛР, ПДВ, НДС   Лимиты и нормы изъятия, категории, нормы эксплуатации Лимитирование, лицензирование   Лимитирование, лицензирование    
Экосистемное     Сохранение биоразнообразия, нормальных условий функционирования и развития экосистем   Допустимые нагрузки на эко-систему, биоценоз, ПТК, элементарный ландшафт. Концентрации вредных веществ в компонентах экосистем   ПДВВ, ПДАН, асси-миляционная емкость, устойчивость экосистем.   ПДК Экологические модификации экосистем и ПТК, биоразнообразие, состояние здоровья населения и т. д.   Принцип пороговости действия  

Основные формы экологического контроля:

- экологическая экспертиза;

- экологический мониторинг;

- экоаудит.

Структура и функции органов федеральной власти в области экологического нормирования.

В структуре органов федеральной власти в области экологического нормирования выделяются три основных уровня.

Президент, законодательная (Совет Федерации и Государственная Дума) и исполнительная (Правительство РФ, министерства, федеральные службы и агентства в пределах своей компетенции) власти. Совет Федерации и Государственная Дума занимаются законотворческой деятельностью, разрабатывая законы и в целом определяя политику государства в области экологии.

В настоящее время в структуре органов исполнительной власти выделяется три основных направления ответственности в области ЭН:

1)экологическое состояние компонентов окружающей среды, использование и охрана природных ресурсов;

2)экологическая безопасность;

3)санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

Законодательная: Совет Федерации и Государственная Дума - законы РФ Исполнительная: Правительство РФ - нормативно-правовые акты, обеспечение реализации экологического законодательства.

Ведущие министерства, федеральные службы и агентсва в области охраны ОС и использования природных ресурсов:

Министерство природных ресурсов (МПР), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).

МПР: управление в области использования ресурсов недр, и водных ресурсов, почвенного покрова, объектов животного мира, ООПТ,лицензирование и мониторинг, ведение государственного водного кадастра, кадастра полезных ископаемых, кадастров животного мира, ООПТ, нормирование и контроль загрязнения, согласование нормативов и лимитов

Росприроднадзор: контроль и надзор в области охраны и воспроизводства объектов животного мира, использования и охраны водных объектов, недр, морской среды, организации ООПТ, государственная экологическая экспертиза

Федеральная служба по экологическому технологическому и атомному надзору

(Ростехнадзор)

Контроль и надзор в сфере охраны ОС в части техногенного воздействия, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии, безопасности гидротехнических соору-жений, безопасности производства, безопасности при обращении с отходами производства и потребления, ведение классификатора отходов, государственная экологическая экспертиза

Наши рекомендации