Начавшийся благодаря преобразованиям Петра I век Просвещени в России неразрывно связан с именем М. В. Ломоносова
В 19 лет Ломоносов приходит в Москву из далекого поморского села в устье Северной Двины и поступает учиться в Славяно-греко-латинскую академию. Изучение классических языков, обязательное в высших духовных учебных заведениях, давало возможность ее студентам в оригинале читать труды античных авторов, служивших в то время непререкаемыми научными авторитетами.
В 1735 г. счастливый случай помог Ломоносову попасть в число студентов Петербургской Академии наук и отправиться стажироваться в Германию. Там Ломоносов пробыл пять лет, обогатив свои знания опытом европейской культуры и науки.
Период научного и литературного творчества Ломоносова охватил около 25 лет - со времени возвращения в Россию в 1741 г. и до смерти в 1765 г. Однако за это время сделать ему удалось очень многое. "Ломоносов, - писал А. С. Пушкин, -был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал рервый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом".
Ломоносов критиковал систему мира Птолемея и активно пропагандировал еретическое, по мнению Синода, воззрение Коперника на устройство Солнечной системы. Популяризации этих идей немало способствовало шутливое стихотворение Ломоносова.
Случились вместе два Астронома в пиру И спорили весьма между собой в жару. Один твердил: земля, вертясь, вкруг солнца ходит, Другой, что солнце все с собой планеты водит. Один Коперник был, другой слыл Птолемей. Тут повар спор решил усмешкою своей. Хозяин спрашивал: ты звезд течение знаешь? Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?
Он дал ответ: что в том Коперник прав, Я правду докажу, на солнце не бывав: Кто видел простачка из поваров такова, Который бы вертел очаг кругом жаркова?
Почти одновременно с трудами Бюффона появилось сочинение Ломоносова "О слоях земных". В этом сочинении он формулирует задачи геологии: "Велико есть дело достигать во глубину земную разумом, куда рукам и оку посягнуть возбраняет натура; странствовать размышлениями в преисподней, проникать рассуждением сквозь тесные расселины, и вечною ночью помраченные вещи и деяния выводить на солнечную ясность".
Говоря об изменениях земной коры, испытанных ею на протяжении тысячелетий, Ломоносов указывает на двоякого рода факторы, обусловливающие эти изменения. Одни из них внешние - воздух и вода; другие - внутренние, вызываемые "подземным пожаром". Такого же разделения факторов, контролирующих формирование рельефа земной поверхности, придерживается и современная наука.
Замечательны рассуждения Ломоносова о внутренних силах Земли, вызывающих "долговременные земной поверхности понижения и повышения. Чем возвышены великие хребты Кавказские, Таврийские, Кордерьерские, Пиренейские и другие, и самые главные горы, то есть части света? - спрашивает Ломоносов и отвечает: - Конечно, не ветрами, не дождями, не реками, не приливами и не потопами, ибо все они не достаточны для произведения столь мощных образований, как горные хребты и континенты. Сила, поднявшая таковую тягость, ничему... приписана быть не может, как господствующему жару в земной утробе".
Ломоносов был далек от мысли единовременного акта творения Земли: "Такие перемены произошли на свете не один раз, но случались в разные времена, несчетным множеством крат, и ныне происходят, и едва ли когда перестанут".
Отметим еще ряд новых для того времени взглядов Ломоносова. Наступление моря на сушу и выход суши на дневную поверхность Ломоносов объясняет "поднятием и опущением земной поверхности". Слоистые горные породы образовались путем осаждения из воды, о чем свидетельствует нахождение в них ископаемых остатков морских животных. Чередование таких пластов указывает на смену различных эпох в жизни Земли. Торф, который Ломоносов называет "подземным экономическим сокровищем", произошел из растений. При обугливании торфа на глубине без доступа воздуха, "в глухом огне", образовался каменный уголь. Чернозем произошел в результате "согнития" животных и растений. Янтарь - смола погребенных древних растений. Об этом свидетельствуют содержащиеся в некоторых кусках янтаря насекомые, которые попали в смолу тогда, когда она еще была жидкой, и т. п.
Ломоносов полностью стоял на позициях трансформизма, распространяя: идею развития не только на историю земной коры, но и на весь мир, на все "видимые на земле вещи", на мир животных и растений. "Твердо помнить должно, - писал Ломоносов, - что видимые телесные на земле вещи и весь мир не в таком состоянии были с начала их создания, как ныне находим, но великие происходили в нем перемены... Итак, напрасно многие думают, что все, как видим, сначала творцом создано... легко быть философами, выуча наизусть три слова: Бог так сотворил, и сие дая в ответ вместо всех причин".
Ломоносов смело противопоставлял свою точку зрения взгляду на видимый мир как на результат божественного творческого акта. Согласно Ломоносову "свет имеет великую древность", а не 5 тыс. лет, как указано в библии. Лик Земли многократно менялся, на месте морей появлялась суша, и наоборот, земные пласты постепенно поднимались и изгибались, образуя горные складки, изменялся климат, изменялась флора и фауна, "слоны и южных земель травы - на севере важивались". Все это дает право считать Ломоносова первым русским натурфилософом-трансформистом, прокладывавшим путь эволюционной идее.
В годы правления Екатерины II (1762-1796) были продолжены преобразования, начатые Петром I. Играя роль просвещенного монарха, Екатерина способствовала распространению в России идей французских просветителей. С ее негласного одобрения выходят в свет переводы Вольтера, с которым сама императрица состояла в активной переписке; энциклопедисту Д'Аламберу она предлагала место воспитателя наследника (Павла); Руссо она звала поселиться в России; у Дидро она купила за 15 000 ливров библиотеку, оставив ее ему в пользование, и, сверх того, платила жалованье как своему библиотекарю.
Передовое дворянское общество все более выходило на уровень французского Просвещения. Весьма существенно, что французский становится бытовым разговорным языком дворянства всей Европы, в том числе и русского. В России по-французски не только говорили, но и думали в конце XVIII и в XIX в. Характеризуя "милую Таню" в "Евгении Онегине", признанной энциклопедии русской жизни, Пушкин пишет:
Она по-русски мало знала, Журналов наших не читала И выражалася с трудом На языке своем родном...
Приобщение к западноевропейской культуре отнюдь не подавляло самобытного русского духа. "Взгляните на русского крестьянина, -писал А. С. Пушкин в "Путешествии из Москвы в Петербург ", - есть ли и тень рабского уничижения в его поступи и речи? О его смелости и смышлености и говорить нечего. Переимчивость его известна. Проворство и ловкость удивительны". О той же самобытности пишет и Лев Толстой, любуясь Наташей Ростовой, танцующей под русскую песню у дядюшки: "Где, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, - этот дух, откуда взяла она эти приемы... Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которые и ждал от нее дядюшка".
Второй этап — оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний (после 60-х гг. XIX в.). Начало этапа ознаменовалось выходом работ русских ученых К. Ф. Рулье (1814—1858), Н. А. Северцова (1827—1-885), В, В. Докучаева (1846—1903), впервые обосновавших ряд принципов и понятий экологии, которые не утратили своего значения и до настоящего времени.
Американский эколог Ю. О дум (1975) считает В. В. Докучаева одним из основоположников экологии. В конце 70-х гг. XIX в. немецкий гидробиолог К. Мебиус (1877) вводит важнейшее понятие о биоценозе как о закономерном сочетании организмов в определенных условиях среды.
Неоценимый вклад в развитие основ экологии внес Ч. Дарвин (1809—1882), вскрывший основные факторы эволюции органического мира. То, что Ч. Дарвин называл «борьбой за существование», с эволюционных позиций можно трактовать как взаимоотношения живых существ с внешней, абиотической средой и между собой, т. е. с биотической средой.
Немецкий биолог-эволюционист Э. Геккель (1834—1919) первый понял, что это самостоятельная и очень важная область биологии и назвал ее экологией (1866). В своем капитальном труде «Всеобщая морфология организмов» он писал: «Под экологией мы понимаем сумму знаний относящихся к экономике природы: изучение всей совокупности взаимоотношений животного с окружающей его средой, как органической, так и неорганической, и прежде всего — его дружественных или враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми он прямо или косвенно вступает в контакт. Одним словом, экология — это изучение всех сложных взаимоотношений, которые Дарвин назвал «условиями, порождающими борьбу за существование».
Как самостоятельная наука экология окончательно оформилась в начале 20-го столетия. В этот период американский ученый Ч. Адаме (1913) создает первую сводку по экологии, публикуются другие важные обобщения и сводки (В. Шелфорд, 1913, 1929; Ч. Элтон, 1927; Р, Гессе, 1924; К. Раункер, 1929 и др.). Крупнейший русский ученый XX в, В. И. Вернадский создает фундаментальное учение о биосфере.
В 30-е и 40-е гг. экология поднялась на более высокую ступень в результате нового подхода к изучению природных систем. Сначала А. Тенсли (1935) выдвинул понятие об экосистеме, а несколько позже В. Н. Сукачев (1940) обосновал близкое этому представление о биогеоценозе. Следует отметить, что уровень отечественной экологии в 20—40-х гг. был одним из самых передовых в мире, особенно в области фундаментальных разработок. В этот период в нашей стране работали такие выдающиеся ученые, как академик В. И. Вернадский и В. Н. Сукачев, а также крупные экологи В. В. Стан-чинский, Э. С. Бауэр, Г. Г. Гаузе, В. Н. Беклемишев, А. Н. Формозов, Д. Н. Кашкаров и др.
Во второй половине XX в. в связи с прогрессирующим загрязнением окружающей среды и резким усилением воздействия человека на природу экология приобретает особое значение.
Начинается третий этап (50-е гг. XX в. — до настоящего времени) — превращение экологии в комплексную науку, включающую в себя науки х»б охране природной я окружающей человека среды. Из строгой биологической науки экология превращается в «значительный цикл знания, вобрав всебя разделы географии, геологии, химии, физики, социологии, теории культуры, экономики...» (Реймерс, 1994).
Современный период развития экологии в мире связан с именами таких крупных зарубежных ученых, как Ю. Одум, Дж. М. Андерсен, Э. Пианка, Р. Риклефс, М. Бигон, А. Швейцер, Дж. Харпер, Р. Уиттекер, Н. Борлауг, Т. Миллер, Б. Небел и др. Среди отечественных ученых следует навать И. П. Герасимова, А. М. Гилярова, В. Г. Горшкова, Ю. А. Израэля, Ю. Н. Ку-ражсковского, К. С. Лосева, Н. Н. Моисеева, Н. П. Наумова, Н. Ф. Реймереа, В. В. Розанова, Ю. М. Свирижева, В. Е. Соколова, В. Д. Федорова, С. С. Шварца, А. В. Яблокова, А. Л. Яншина и др.
Первые природоохранные акты на Руси известны с IX— XII вв. (например, свод законов Ярослава Мудрого «Русская Правда», в которых были установлены правила охраны охотничьих и бортничьих угодий). В XIV—XVII вв. на южных границах Русского государства существовали «засечные леса», своеобразные охраняемые территории, на которых были запрещены хозяйственные рубки. История сохранила более 60 природоохранных указов Петра I. При нем же началось изучение богатейших природных ресурсов России. В 1805 г. в Москве было основано общество испытателей природы. В конце XIX — начале XX в. возникло движение за охрану редких объектов природы. Трудами выдающихся ученых В. В- Докучаева, К. М. Бэра, Г. А. Кожевникова, И. П. Бородина, Д. Н. Анучина, С. В. Завадского и др. были заложены научные основы охраны природы.
Именно в этот период зарождается и получает законодательное выражение основной вид природоохранной деятельности — охрана природы.
В период 30—40-х гг., в связи с эксплуатацией природных богатств,- вызванных главным образом ростом масштабов индустриализации в стране, охрана природы стала рассматриваться как «единая система мероприятий, направленная на защиту, развитие, качественное обогащение и рациональное использование природных фондов страны» (из резолюции Первого Всероссийского съезда по охране природы, 1929 г.).
Таким образом, в России возникает новый вид природоохранной деятельности - рациональное использование природных ресурсов.
В 50-е г. в связи с Дальнейшим развитием производительных сил в стране, усилением негативного влияния человека на природу возникла необходимость в создании еще одной формы, регулирующей взаимодействие общества и природы, — охраны среды обитания человека, В этот период принимаются республиканские законы об охране природы, которые провозглашают комплексный подход к природе не только как к источнику природных ресурсов но и как к среде обитания человека. К сожалению, в этот период, еще торжествовала лысенковская псевдонаука, канонизировались слова И. В. Мичурина о необходимости не ждать милости от природы.
В 60—80-е гг. практически ежегодно принимались правительственные постановления об усилении охраны природы (об охране бассейна Волги и Урала, Азовского и Черного морей, Ладожского озера, Байкала, промышленных городов Кузбасса и Донбасса, Арктического побережья). Продолжался процесс создания природоохранного законодательства, издавались земельные, водные, лесные и иные кодексы.
Эти постановления и принятые законы, как показала практика их применения, не дали необходимых результатов — губительное антропогенное воздействие на природу продолжалось. В 1986 г. на Чернобыльской АЭС произошла крупнейшая за всю историю развития человечества экологическая катастрофа. Сегодня Россия переживает тяжелый экологический кризис