Модернизация России в эпоху Петра I. Оценка реформ Петра I в историографии.

Историография. Татищев. Петровская реформа отражала только политические успехи России и вместе с тем политические успехи русского дворянства.Карамзин.Петр 1 исказил ход русской истории, изменил национальному началу, подорвал моральное влияние русского духовенства. Погодин.Все в современной России – создание Петра 1. Щапов. Высокая оценка исторического значения реформ Петра 1. Петровская модернизация России:В истории Петровских реформ исследователи выделяют два этапа: до и после 1715 г. (В.И. Роденков, А.Б. Каменский). На первом этапе реформы носили в основном хаотичный характер и были вызваны в первую очередь военными нуждами государства, связанными с ведением Северной войны. На втором этапе, когда военные действия уже были перенесены на территорию противника, преобразования стали более планомерными. Реформы первой четверти XVIII в. -Основным содержанием военной реформы было создание регулярной русской армии и русского военно-морского флота, комплектуемых на основе рекрутской повинности. Реформы в экономикеРоссии охватывали сельское хозяйство, крупное и мелкое производство, ремесло, торговлю и финансовую политику. В 1711 г. при мануфактурах были учреждены ремесленные школы. А указами 1722 г. в городах было введено цеховое устройство. Финансовая политика государства в годы правления Петра I характеризовалась небывалым налоговым гнетом. Рост государственного бюджета, необходимый для ведения войны. Реорганизация государственного управления. Укрепление абсолютной монархии потребовало коренной перестройки и предельной централизации всей системы государственного управления, его высших, центральных и местных органов. Во главе государства стоит царь. В 1721 г. Петра провозгласили императором, что означало дальнейшее усиление власти самого царя. Церковь и ликвидация патриаршества. Крупнейшим феодалом в России оставалась церковь, которая к концу XVII в. все еще сохраняла некоторую политическую самостоятельность, несовместимую с развивающимся абсолютизмом. Социальная политика. В 1722 г. последовало издание «Табели о рангах», разделившей военную, гражданскую и придворную службы. Реформы в области образования и культуры. Политика государства была направлена на просвещение общества, реорганизацию системы образования. Просвещение при этом выступало как особая ценность, отчасти противостоявшая.

В отечественной историографии можно выделить несколько основных направлений в оценке преобразований Петра Первого.
Сторонники всемирно-исторической теории одобряют деятельность Петра I. Историки «государственной школы» (особенно С.М. Соловьев (1820-1879)) писали о личности и реформах Петра в восторженных тонах, приписывая ему все успехи, достигнутые как внутри страны, так и во внешней политике России. Материалистическое направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества.
Историки-материалисты (Б.А. Рыбаков, Н.И. Павленко, В.И. Буганов, Е.В. Анисимов и др.), продолжая традицию «государственной школы», считают, что в результате Петровских преобразований Россия сделала крупный шаг по пути прогресса, превратилась в европейскую державу. Созданный Петром I абсолютистский режим ничем существенно не отличался от абсолютистских режимов Запада. Преобразования проведены за счет усиления эксплуатации трудящихся.
Либеральное направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем развитию личности. Либеральная литература (И.Н. Ионов, Р. Пайпс и др.), признавая заслуги Петра в деле европеизации страны, акцентирует внимание на формах и методах его преобразовательской деятельности. По ее мнению, цель Петра — «сделать Восток Западом» — не может быть оправдана теми страданиями, которые вынесла Россия при «ломке» ее устоев. Пространство свободы сузилось, так как каждый человек был ограничен в своей деятельности рамками государственных интересов, простиравшихся на все сферы российского бытия. В результате «слепого» заимствования, перенесения чужих идей с Запада (вестернизации) на русскую «почву» утвердился не абсолютизм, а азиатский деспотизм, лишь внешне похожий на западные абсолютистские монархии.



Наши рекомендации