Понятие транспортных преступлений
Интересы защиты нашего общества от негативных последствий дорожно-транспортных происшествий диктуют настоятельную необходимость постоянного совершенствования различных мер, в том числе и уголовно-правовых. В этих условиях важное значение в деле преодоления вышеуказанных последствий имеют Законы РК «О транспорте» от 21 сентября 1994 г. и «О безопасности дорожного движения» от 15 июля 1996 г., определившие основы правовой, экономической и организационной деятельности транспорта1. Названные Законы свидетельствуют о том, что борьба с аварийностью на транспорте, на основе обеспечения безопасности движения, продолжает оставаться серьезной общегосударственной задачей.
Эта борьба носит комплексный характер и включает следующие образующие элементы: человек — автомобиль — дорога. Данная система считается общепризнанной и широко используется в современных исследованиях ученых, занимающихся этой проблемой. Сегодня со всей определенностью можно сказать, что решение проблемы обеспечения дорожного движения во многом зависит не только от качества автодорог, технического состояния транспортных средств, психологических, моральных и иных качеств водителей, но и от четкой правовой основы, которая должна развиваться и совершенствоваться по мере развития дорожного движения и всех его участников.
Одним из центральных вопросов проблемы транспортных преступлений является теоретическая и законодательная формулировка общего понятия транспортных преступлений, так как ни построение научно обоснованной системы данной группы преступных деяний, ни раскрытие их внутренней структуры невозможно без определения этого понятия. По данному вопросу в юридической литературе были в свое время высказаны различные суждения.
Так, В. И. Касынюк считает, что транспортными преступлениями признаются предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, посягающие на безопасную работу транспорта в сфере его движения1. В целом верно отражая признаки, присущие этой категории преступлений, автор не отмечает одно важное их свойство — способность повлечь за собой вредные последствия.
Указывая на этот признак, характерный для всех транспортных преступлений, А. С. Кузьмина справедливо отмечает, что разнообразные виды причиненного вреда здоровью и другие последствия имеют самостоятельное юридическое значение при квалификации конкретных составов рассматриваемых деяний.? Правонарушения, которые хотя и совершаются в сфере безопасности дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, не влекут и не могут повлечь за собой вредных последствий, поэтому являются только административно-правовыми проступками.
В. К. Глистин,Н. Г. Иванов, С. М. Корабельников лод транспортными преступлениями понимают предусмотренные уголовным законом общественно опасные виновные деяния, посягающие на отношения по поводу обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, сохранности материальных ценностей в процессе эксплуатации транспортных средств1.
Данное определение не дает полной характеристики рассматриваемого понятия. Здесь помимо эксплуатации транспортных средств не учитывается и другая специфика этих преступлений — безопасность движения. Между тем, безопасная эксплуатация транспортных средств органически связана с безопасностью их движения, тогда как эксплуатация транспорта вне его движения возможна лишь в крайне редких случаях (например, при погрузке или разгрузке транспорта). В юридической литературе имеются и иные определения рассматриваемых деяний2.
Исходным моментом в определении понятия транспортных преступлений должно служить положение о том, что они посягают на общественные отношения в сфере безопасности движения и эксплуатации транспортных средств. Сюда относится не только осуществление безаварийной работы транспортных средств, но и охрана жизни и здоровья людей, имущества, окружающей среды, обеспечиваемая мерами экономического, технического, социального и правового характера.
Исходя из изложенного, под транспортными преступлениями следует понимать предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния (действие или бездействие), посягающие на общественные отношения в сфере безопасности движения и эксплуатации транспортных средств и повлекшие или могущие повлечь за собой наступление вредных последствий. Полагаем, что данное определение отражает наиболее характерные признаки этой группы преступных посягательств.
В юридической литературе неоднократно отмечалось, что в характеристике общественных отношений, связанных с обеспечением безопасности как на автотранспорте, так и на железнодорожном, водном, воздушном транспорте, нет никаких принципиальных различий, чтобы считать оправданным расположение этих составов в различных главах УК РК. На любых из указанных видов транспорта возможны однородные вредные последствия. Поэтому целесообразность выделения транспортных преступлений в единую главу Особенной части УК РК не вызывает сомнения. Это позволяет отразить особенности родового объекта рассматриваемых деяний, обеспечивает правильную квалификацию и строгую индивидуализацию наказания, будет содействовать устранению причин и условий, способствующих их совершению.
Единым для всех транспортных преступлений является их родовой объект. Что же касается «чрезвычайного разнообразия» преступных деяний, то это обстоятельство не может служить препятствием для их систематизации, так как одним из главных условий объединения транспортных преступлений в одной главе является совершение их в одной сфере — в сфере взаимодействия человека с различными видами транспорта.
Б. А. Куринов при систематизации транспортных преступлений кроме родового объекта предлагает также учитывать сходство объективной стороны (так как такие преступления совершаются с использованием транспортных средств), субъективной стороны (сложная форма вины), признаков субъекта, учитывая то, что в большинстве случаев это лица, которые управляли транспортными средствами или были обязаны обеспечивать нормальную, безопасную работу транспорта'.
Не во всем здесь можно согласиться. Так, не все транспортные преступления характеризуются неосторожной формой вины. Например, такой состав, как приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 299 УК РК) совершается только умышленно и потому субъективный критерий здесь применять нельзя. Различны также и субъекты таких • преступлений, как нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 296 УК РК) и недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 298 УК РК). В УК РК существенным изменениям подверглась уголовно-правовая норма, предусматривающая ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 296 УК РК) в сравнении с ее прежней редакцией (ст. 217 УК Каз. ССР 1959 г.).
На наш взгляд, законодатель ошибочно поместил деяние, предусматривающее ответственность за нарушение международных правил полетов (ст. 306 УК РК) в главу 12 «Транспортные преступления». Об ошибочности отнесения его к числу рассматриваемых настоящей главой деяний писал еще Н. С. Алексеев, который указывал, что объектом посягательства этого деяния является неприкосновенность государственной границы1. Данная точка зрения поддерживается и другими авторами2. В самом деле, названное преступление не посягает на отношения в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта. Здесь просто предусмотрен особый способ нарушения государственной границы — воздушный, а исполнитель преступления — лицо, которое должно соблюдать правила международных полетов (например, командир корабля). Полагаем, что это преступление целесообразно отнести в главу 5 Особенной части УК РК «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства».